Автор: Сименкова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Взаимодействие с родителями как средство формирования навыков безопасного поведения воспитанников на дорогах в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие с родителями как средство формирования навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах детей в практике работы
воспитателя ДОУ»
Сименкова Екатерина Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Взаимодействие родителей, их личный пример позволят решить проблему
безопасного поведения на дорогах. Для этого необходимо создать условия для
интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия,
направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил
дорожного движения.
Ключевые слова: правила безопасного поведения, правила дорожного движения
, дошкольники, ценностно-ориентированная деятельность, социально-
личностное воспитание, самостоятельность .
Путь в детский сад многих детей проходит через проезжую часть.
Дошкольники под присмотром родителей переходят дорогу, но в дальнейшем,
они должны будут делать это самостоятельно, поэтому необходимо научить
детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Важно, чтобы дети
знали правила и не подвергали жизнь опасности. Именно поэтому свой
педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых
умений
и
навыков,
выработке
положительных,
устойчивых
привычек
безопасного поведения на улице.
Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки системы
знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Однако эта проблема – не
компания одного
дня, она
остаётся приоритетной проблемой общества,
требующей
решения
при
всеобщем
участии
родителей,
дошкольных
учреждений, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные
учреждения.
Таблица 1. Основные направления работы по профилактике ДДТТ с
субъектами образовательного процесса
Задачи
Формы работы
Дети
Формирование
навыков
безопасного
поведения на
дорогах и улицах
использование мультимедийных разработок,
слайдовых презентаций, компьютерных игр,
интерактивного оборудования.
целевые прогулки
свободная продуктивная деятельность
музыкально-игровые досуги, праздники,
развлечения, театрализация
учебно-тренировочные комплексные занятия
на территории автогородка
беседы, выставки, тематические недели по
правилам дорожного движения, чтение
художественной литературы
участие в акциях «Водитель, на дороге дети»
игровая деятельность (дидактическая,
сюжетно-ролевая, подвижная)
изготовление атрибутов для проигрывания
дорожных ситуаций
конкурсы, викторины
моделирование опасных и безопасных
дорожных ситуаций
интерактивный метод обучения
технология игрового обучения
метод наблюдения и беседы.
Педагоги
Расширение уровня
знаний педагогов
об истории
безопасности
дорожного движения и
нормативно правовых
документах;
Расширение
понятийного
информационно-практические обучающие
занятия
анкетирование, тестирование
консультации
выставки
мастер-классы
изготовление методических игр и пособий
обзор литературы
педагогические советы, семинары
аппарата
за счет определений и
терминов.
Повышение
профессионального
мастерства педагогов
по формированию
безопасного поведения
на дорогах и улицах у
детей дошкольного
возраста
конкурсы педагогического мастерства
обсуждение разных точек зрения, решение
проблемных задач семейного воспитания
ролевое проигрывание ситуаций
тренинговые игровые упражнения
анализ поведения ребенка,
Родители
Создание основ
развивающего
взаимодействия с
целью развития каждого
участника
образовательного
процесса;
Повышение
культурного уровня
родителей -
обеспечение
необходимыми
знаниями о
гуманистической
ориентации воспитания
детей в семье.
родительский всеобуч (занятия для
родителей с участием сотрудников отдела
ГАИ)
родительские собрания с приглашением
инспектора ГИБДД
сотворчество родителей и воспитателей
совместные досуги
анкетирование, консультации, беседы по
предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма
совместное составление фото и
видеоматериалов,
информационные «корзины»
обсуждение разных точек зрения
решение проблемных задач семейного
воспитания
ролевое проигрывание ситуаций
тренинговые игровые упражнения и задания
анализ родителями и педагогами поведения
ребенка
обращение к опыту родителей.
Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических
типов, характерных для определенного возраста. Каждый тип деятельности
предполагает специальное материальное оснащение, поэтому группы нашего
ДОУ оснащены техническими средствами:
телевизор,
видеоплейер, магнитофон.
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им
закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни. В группах
оформлены красочные, мобильные уголки дорожного движения. Оборудование и
оснащение в них носит развивающий характер, что позволяет сформировать у
детей в игровой форме представления о БДД, овладеть различными
мыслительными операциями:
Наглядный
материал:
транспорт
различного
функционального
назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД;
плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные
ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «
Транспорт», дорожные знаки.
Методический инструментарий.
Библиотечка «Школа светофорных наук».
Компьютерные программы, видеоролики, слайдовые презентации
Методы и приемы, реализуемые в работе:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести,
помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка
познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ
взрослого.
3. Игровые : занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры -
соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.
4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.
5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
6.Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в
исполнении отдельных детей.
7. Использование музыкального репертуара.
8. Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая
деятельность детей.
Педагогические технологии, используемые в работе по обучению
дошкольников ПДД
Игра
—
основной
вид
деятельности
дошкольника.
Игровой
материал
представлен
дидактическими,
настольно-печатными
играми
Продуманное
использование схем, таблиц, интересного наглядно- дидактического материала
развивает у детей логическое мышление, память, внимание, анализировать
создавшуюся ситуацию на дороге.
В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская»,
«Водители
и
пешеходы»,
«Заправочная
станция».
В
совместной
и
самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макет:
«Улицы города»
Здоровьесберегающие технологии
1.Использую основные критерии личностно – ориентированного занятия:
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
-гибкость в организации деятельности в зависимости от этапов занятия.
2. Использую технологию здоровьесбережения в НОД:
- технология сохранения и стимулирования здоровья ;
- технология социально – психического благополучия.
3. Использую технологию раскрепощённого обучения В.Ф. Базарного:
- деятельность в режиме смены динамических поз;
- использование зрительных траекторий .
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через
практическую
творческую
деятельность
ребёнка.
Деятельность
детей
в
творческой мастерской направляю на развитие творческих способностей в
рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети создавали
творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица..»,
«Автопарк», «Улицы города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах
нашего села».
Проблемные ситуации
В процессе совместной деятельности предлагала детям проблемные ситуации.
Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни,
художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм,
иллюстративный материал. Моделировала ситуации негативного поведения
детей в транспорте, предлагала найти правильное решение и проиграть вновь
ситуацию. Использовала мнемотаблицы, посредством которых активность
педагога уступает место активности дошкольника. Составленные совместно с
детьми схемы памятки для пешеходов разместили в уголке безопасности.
Применение ИКТ:
1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной
деятельности
педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2). Подбор дополнительного познавательного материала.
3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4). Оформление групповой документации, отчѐтов.
5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения
эффективности
совместной организованной деятельности с детьми и педагогической
компетенции
родителей в процессе проведения родительских собраний.
6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у
педагога появляется больше свободного времени.
7). Грамотное использование современных информационных технологий
позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет
воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что
способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, интерес у детей к изучаемым явлениям.
Для получения достоверной информации в детском саду разработана
система
мониторинга,
обеспечивающая
отслеживание
результатов
по
формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах у детей
дошкольного возраста, что является основой для прогнозирования дальнейшей
работы по данному направлению. Отслеживание динамики развития навыков
поведения проводится в начале и конце года. Методическим основанием
для разработки рекомендаций для педагогов по организации мониторинга
являются пособия:
- Авдеева Н.И., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.- СПб,
2003
-Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие по
правилам дорожного движения для воспитателей.- Ростов-на-Дону 2004
В ходе совместной деятельности знакомила родителей с работой, которую
проводила
в
группе
(показ
открытых
занятий,
развлечений,
досугов),
рассказывала об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в
транспорте
и
вблизи
дорог,
об
экскурсиях
(например,
«Экскурсия
к
перекрестку», «Экскурсия в центр села», «Экскурсия к остановке пассажирского
транспорта»). Через наглядную агитацию, родительские собрания (например,
«Учимся быть грамотными пешеходами», «Учим с детьми»), консультации
(например, «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи
ребенка»), акции «Внимание! Дети!», «Детское кресло в каждую машину».
Необходимо привлекать родителей к проблеме безопасности дорожного
движения,
указывать
ее
значимость,
чтобы
формировалась
активная
родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Взаимодействие родителей, их личный пример позволят решить проблему
безопасного поведения на дорогах. Для этого необходимо создать условия для
интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия,
направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил
дорожного движения.
Проводимая мною работа позволяет
формировать
навыки безопасного
поведения на улицах и дорогах , а также создавать условия для формирования
социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с
родителями и взаимной помощи. С помощью разнообразных методов и приемов
оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для
полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах
дорожного движения, а самое главное - активизировать профилактическую
деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и
безопасному поведению на дороге.
Литература
1.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.
М.,1994.
2.
Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД
«Корифей», 2008.
3.
Козлов А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
4.
Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост.
Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
5.
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. /
Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
6.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.