Напоминание

«Взаимодействие с родителями как средство формирования навыков безопасного поведения воспитанников на дорогах в практике работы воспитателя ДОУ»


Автор: Сименкова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Взаимодействие с родителями как средство формирования навыков безопасного поведения воспитанников на дорогах в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие с родителями как средство формирования навыков

безопасного поведения на улицах и дорогах детей в практике работы

воспитателя ДОУ»

Сименкова Екатерина Викторовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Взаимодействие родителей, их личный пример позволят решить проблему

безопасного поведения на дорогах. Для этого необходимо создать условия для

интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия,

направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил

дорожного движения.

Ключевые слова: правила безопасного поведения, правила дорожного движения

, дошкольники, ценностно-ориентированная деятельность, социально-

личностное воспитание, самостоятельность .

Путь в детский сад многих детей проходит через проезжую часть.

Дошкольники под присмотром родителей переходят дорогу, но в дальнейшем,

они должны будут делать это самостоятельно, поэтому необходимо научить

детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Важно, чтобы дети

знали правила и не подвергали жизнь опасности. Именно поэтому свой

педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых

умений

и

навыков,

выработке

положительных,

устойчивых

привычек

безопасного поведения на улице.

Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки системы

знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Однако эта проблема – не

компания одного

дня, она

остаётся приоритетной проблемой общества,

требующей

решения

при

всеобщем

участии

родителей,

дошкольных

учреждений, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные

учреждения.

Таблица 1. Основные направления работы по профилактике ДДТТ с

субъектами образовательного процесса

Задачи

Формы работы

Дети

Формирование

навыков

безопасного

поведения на

дорогах и улицах

использование мультимедийных разработок,

слайдовых презентаций, компьютерных игр,

интерактивного оборудования.

целевые прогулки

свободная продуктивная деятельность

музыкально-игровые досуги, праздники,

развлечения, театрализация

учебно-тренировочные комплексные занятия

на территории автогородка

беседы, выставки, тематические недели по

правилам дорожного движения, чтение

художественной литературы

участие в акциях «Водитель, на дороге дети»

игровая деятельность (дидактическая,

сюжетно-ролевая, подвижная)

изготовление атрибутов для проигрывания

дорожных ситуаций

конкурсы, викторины

моделирование опасных и безопасных

дорожных ситуаций

интерактивный метод обучения

технология игрового обучения

метод наблюдения и беседы.

Педагоги

Расширение уровня

знаний педагогов

об истории

безопасности

дорожного движения и

нормативно правовых

документах;

Расширение

понятийного

информационно-практические обучающие

занятия

анкетирование, тестирование

консультации

выставки

мастер-классы

изготовление методических игр и пособий

обзор литературы

педагогические советы, семинары

аппарата

за счет определений и

терминов.

Повышение

профессионального

мастерства педагогов

по формированию

безопасного поведения

на дорогах и улицах у

детей дошкольного

возраста

конкурсы педагогического мастерства

обсуждение разных точек зрения, решение

проблемных задач семейного воспитания

ролевое проигрывание ситуаций

тренинговые игровые упражнения

анализ поведения ребенка,

Родители

Создание основ

развивающего

взаимодействия с

целью развития каждого

участника

образовательного

процесса;

Повышение

культурного уровня

родителей -

обеспечение

необходимыми

знаниями о

гуманистической

ориентации воспитания

детей в семье.

родительский всеобуч (занятия для

родителей с участием сотрудников отдела

ГАИ)

родительские собрания с приглашением

инспектора ГИБДД

сотворчество родителей и воспитателей

совместные досуги

анкетирование, консультации, беседы по

предупреждению детского дорожно-

транспортного травматизма

совместное составление фото и

видеоматериалов,

информационные «корзины»

обсуждение разных точек зрения

решение проблемных задач семейного

воспитания

ролевое проигрывание ситуаций

тренинговые игровые упражнения и задания

анализ родителями и педагогами поведения

ребенка

обращение к опыту родителей.

Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических

типов, характерных для определенного возраста. Каждый тип деятельности

предполагает специальное материальное оснащение, поэтому группы нашего

ДОУ оснащены техническими средствами:

телевизор,

видеоплейер, магнитофон.

Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им

закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни. В группах

оформлены красочные, мобильные уголки дорожного движения. Оборудование и

оснащение в них носит развивающий характер, что позволяет сформировать у

детей в игровой форме представления о БДД, овладеть различными

мыслительными операциями:

Наглядный

материал:

транспорт

различного

функционального

назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД;

плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные

ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «

Транспорт», дорожные знаки.

Методический инструментарий.

Библиотечка «Школа светофорных наук».

Компьютерные программы, видеоролики, слайдовые презентации

Методы и приемы, реализуемые в работе:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести,

помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка

познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ

взрослого.

3. Игровые : занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры -

соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.

6.Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в

исполнении отдельных детей.

7. Использование музыкального репертуара.

8. Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая

деятельность детей.

Педагогические технологии, используемые в работе по обучению

дошкольников ПДД

Игра

основной

вид

деятельности

дошкольника.

Игровой

материал

представлен

дидактическими,

настольно-печатными

играми

Продуманное

использование схем, таблиц, интересного наглядно- дидактического материала

развивает у детей логическое мышление, память, внимание, анализировать

создавшуюся ситуацию на дороге.

В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская»,

«Водители

и

пешеходы»,

«Заправочная

станция».

В

совместной

и

самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макет:

«Улицы города»

Здоровьесберегающие технологии

1.Использую основные критерии личностно – ориентированного занятия:

- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

-гибкость в организации деятельности в зависимости от этапов занятия.

2. Использую технологию здоровьесбережения в НОД:

- технология сохранения и стимулирования здоровья ;

- технология социально – психического благополучия.

3. Использую технологию раскрепощённого обучения В.Ф. Базарного:

- деятельность в режиме смены динамических поз;

- использование зрительных траекторий .

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через

практическую

творческую

деятельность

ребёнка.

Деятельность

детей

в

творческой мастерской направляю на развитие творческих способностей в

рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети создавали

творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица..»,

«Автопарк», «Улицы города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах

нашего села».

Проблемные ситуации

В процессе совместной деятельности предлагала детям проблемные ситуации.

Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни,

художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм,

иллюстративный материал. Моделировала ситуации негативного поведения

детей в транспорте, предлагала найти правильное решение и проиграть вновь

ситуацию. Использовала мнемотаблицы, посредством которых активность

педагога уступает место активности дошкольника. Составленные совместно с

детьми схемы памятки для пешеходов разместили в уголке безопасности.

Применение ИКТ:

1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной

деятельности

педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2). Подбор дополнительного познавательного материала.

3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4). Оформление групповой документации, отчѐтов.

5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения

эффективности

совместной организованной деятельности с детьми и педагогической

компетенции

родителей в процессе проведения родительских собраний.

6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у

педагога появляется больше свободного времени.

7). Грамотное использование современных информационных технологий

позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет

воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что

способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности, интерес у детей к изучаемым явлениям.

Для получения достоверной информации в детском саду разработана

система

мониторинга,

обеспечивающая

отслеживание

результатов

по

формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах у детей

дошкольного возраста, что является основой для прогнозирования дальнейшей

работы по данному направлению. Отслеживание динамики развития навыков

поведения проводится в начале и конце года. Методическим основанием

для разработки рекомендаций для педагогов по организации мониторинга

являются пособия:

- Авдеева Н.И., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по

основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.- СПб,

2003

-Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие по

правилам дорожного движения для воспитателей.- Ростов-на-Дону 2004

В ходе совместной деятельности знакомила родителей с работой, которую

проводила

в

группе

(показ

открытых

занятий,

развлечений,

досугов),

рассказывала об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в

транспорте

и

вблизи

дорог,

об

экскурсиях

(например,

«Экскурсия

к

перекрестку», «Экскурсия в центр села», «Экскурсия к остановке пассажирского

транспорта»). Через наглядную агитацию, родительские собрания (например,

«Учимся быть грамотными пешеходами», «Учим с детьми»), консультации

(например, «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи

ребенка»), акции «Внимание! Дети!», «Детское кресло в каждую машину».

Необходимо привлекать родителей к проблеме безопасности дорожного

движения,

указывать

ее

значимость,

чтобы

формировалась

активная

родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.

Взаимодействие родителей, их личный пример позволят решить проблему

безопасного поведения на дорогах. Для этого необходимо создать условия для

интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия,

направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил

дорожного движения.

Проводимая мною работа позволяет

формировать

навыки безопасного

поведения на улицах и дорогах , а также создавать условия для формирования

социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с

родителями и взаимной помощи. С помощью разнообразных методов и приемов

оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для

полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах

дорожного движения, а самое главное - активизировать профилактическую

деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и

безопасному поведению на дороге.

Литература

1.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.

М.,1994.

2.

Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД

«Корифей», 2008.

3.

Козлов А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика,

планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.

4.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост.

Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»

5.

Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. /

Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»

6.

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на

улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.



В раздел образования