Напоминание

Сборник игр по экологическому воспитанию дошкольников


Авторы: Лазуткина Ольга Андреевна, Мишкорудная Ольга Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 31"
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник игр по экологическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 31»

муниципального образования г. Братска

Сборник игр

по экологическому воспитанию дошкольников

методическое пособие «Эко – я! Эко – мы! Эко – мир!»

Авторы: Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 31»

Лазуткина Ольга Андреевна

Мишкорудная Ольга Викторовна

Все

хорошее в людях из – детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на

протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако

далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие

оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и

«слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а

воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует

начинать в дошкольном возрасте.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей

является - игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим

видом деятельности.

Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится

в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. На наш взгляд, именно

игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в

активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания

связей между предметами и явлениями.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается

эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и

защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и

качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых

условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в

сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно

выполнять нормы поведения в природе.

«Путешествие по материкам»

Цель:

Расширять знания детей о

разнообразии животного мира, через

нахождение животных обитающих на

разных материках, в познавательно-

игровой деятельности.

Ход:

Дети берут игровое поле с одним из материков. Задача игрока найти и назвать

животных, живущих на данном континенте.

(На каждой карте есть теневая подсказка.)

« В поисках»

Цель:

Развитие зрительного восприятия, наглядно-

схематического мышления, через ориентировку на

листе бумаги (справа, слева, вверху, в низу) в

игровой деятельности.

Ход:

Перед ребенком располагается игровое поле с

изображением насекомых и фруктов, в хаотичном

порядке и карточки со схемой.

Задача ребёнка с помощью прозрачного поисковика (крестика) найти на игровом

поле такое же расположение насекомых как и на карточке со схемой.

«Горячо – холодно»

Цель:

Расширять представления детей о

разной температуре, посредством

нахождения карточек и расположением

их на игровом поле, в познавательно-

игровой деятельности.

Ход:

Воспитатель раскладывает на столе два

игровых поля. Голубое (для холодных

предметов) и красное ( для горячих предметов).

Рядом лежат карточки с предметами. Задача детей отличать горячие

предметы от холодных; тёплое время года от холодного; тёплую

одежду от летней и распологать их на правильном игровом поле.

«Не губи Землю»

Цель:

Формировать представления детей об экологической культуре, через

классификацию картинок с положительным и отрицательным воздействием

человека на планету, в творческо-игровой деятельности.

Ход:

Играют два человека, выбирают фон земли и раскладывают карточки,

которые обозначают, что безопасно для природы, а чем может человек

навредить природе, отчего она станет грустная.

(Дети могут дополнить игру с помощью своих рисунков, где показоны

хорошие или плохие действия по отношению к природе.)

«Найти и подставь»

Цель:

Развивать концентрацию и устойчивость зрительного

внимания, через нахождение одинаковых

изображений на карточках, в игровой деятельности.

Ход:

В центре стола располагается одна из карточек,

остальные делятся между игроками.

Все игроки по команде переворачивают колоду своих

карт, и ищут одинаковое изображение на верхней

карточки своей колоды и карты в центре стола.

Задача игроков подставить по очереди все свои карты, следя за совпадением

рисунков.

«Зимующие и перелётные птицы»

Цель: Расширять знания детей о птицах, через классификацию по видам –

перелетные и зимующие птицы, в игровой

деятельности.

Вариант № 1:

Ход:

Назвать и определить место обитания птиц.

Расположить перелётных птиц к картинке с

гнездом, а зимующих, к картинке с кормушкой.

Вариант № 2:

Ход:

Педагог сам классифицирует птиц, намеренно допуская ошибку. Задача ребёнка

найти её и объяснить свой выбор.

«Расскажи-ка»

Цель:

Развитие речи детей, через закрепление

знаний детей о животных и птицах, в

игровой деятельности.

Ход:

Ребенку даётся игровой кубик с

изображением животных (диких, домашних)

или птиц, а также схема, по которой дети

составляют описательный рассказ о том животном, которое выпало на кубике.

«Волшебная шкатулка»

Цель:

Развитие воображения, посредством составления

насекомых из природного материала, в

творческой деятельности.

Ход:

Перед детьми шкатулка с природным

материалом, и карточки-схемы с изображением

насекомых. Задача ребёнка, используя

природный материал назвать и выложить выбранное насекомое.

«Жизненный цикл»

Цель:

Формировать представление о жизненных

циклах живых организмов, посредством

ознакомления с этапами развития живого

существа, в познавательно-игровой

деятельности.

Ход:

Перед игроками раскладываются карточки с

изображениями этапов развития живых существ и раздаются игровые поля.

Каждый игрок раскладывает карточки по ячейкам в правильной

последовательности. Побеждает тот, который быстрее и правильно выполнит

задание.

«Место обитания»

Цель:

Закреплять знания детей об объектах природы, среде

обитания живых существ, через классификацию

живых существ, в игровой деятельности.

Ход:

1 вариант.

Детям даётся картинка с изображением леса, воды и

неба, а также картинки с изображением птиц, рыб,

зверей.

Воспитатель говорит «Кто живет в воде, кто летает

в воздухе, кто живет на земле?». Задача детей

поместить животных в определенную среду

обитания.

2 вариант.

Воспитатель сам располагает живых существ на игровом поле, намеренно

допуская ошибку. Задача игрока, найти и исправить ошибку.

«Белкины запасы»

Цель: Развитие мелкой моторики и логики детей,

через повторение знаний о питании белки, в

игровой деятельности.

Ход.

Вариант 1

Перед детьми игровое поле с изображением белки

на дереве и натянутой нитью, задача детей

выбрать схему с последовательностью

расположенных запасов, и повторить её на игровом поле, нанизывая их на нить.

(Так же дети могут сами нарисовать схему, для других игроков)

Вариант 2

Выявить определённую последовательность расположенных запасов на схеме,

повторить и продолжить её на своём игровом поле.

Вариант 3

Вместо схемы, дети воспринимают последовательность запасов на слух.

Воспитатель произносит, где именно располагается какой либо запас. (например

гриб, находится после ореха, но перед ягодой и т.д)

Вариант 4

Ребёнок запоминает по схеме расположение запасов, и пробует повторить её по

памяти.

Лото «Растения Сибири»

Цель:

Закреплять представления детей о

растениях Сибири, через авторскую игру

лото, в игровой деятельности.

Ход:

В игре могут участвовать от 1 – 8 детей.

Ведущий раздаёт детям большие

тематические карты, достаёт из коробки

по одной карточке. Дети соотносят

растения, называют их, и накладывают на

соответствующую картинку на большом игровом поле.

Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки игрового поля.

Мемо-полия «Красная книга России»

Цель:

Развитие памяти, посредством изучения

животных из красной книги России в игровой

деятельности.

Ход:

Игра рассчитана на 2-5 участников. Карточки

раскладываем на столе картинками вниз. Дето

по очереди переворачивают по две карточки на

выбор. Если выбранные карточки одинаковые, то игрок забирает их себе и

делает следующий ход. Если карточки разные, то игрок переворачивает их

картинкой вниз и передает ход следующему игроку. Игра закончена, когда все

карточки у игроков.

Победитель набрал наибольшее количество карточек.



В раздел образования