Авторы: Лазуткина Ольга Андреевна, Мишкорудная Ольга Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 31"
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник игр по экологическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 31»
муниципального образования г. Братска
Сборник игр
по экологическому воспитанию дошкольников
методическое пособие «Эко – я! Эко – мы! Эко – мир!»
Авторы: Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 31»
Лазуткина Ольга Андреевна
Мишкорудная Ольга Викторовна
Все
хорошее в людях из – детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на
протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако
далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие
оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и
«слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а
воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует
начинать в дошкольном возрасте.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей
является - игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим
видом деятельности.
Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится
в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. На наш взгляд, именно
игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в
активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается
эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и
защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и
качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых
условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в
сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно
выполнять нормы поведения в природе.
«Путешествие по материкам»
Цель:
Расширять знания детей о
разнообразии животного мира, через
нахождение животных обитающих на
разных материках, в познавательно-
игровой деятельности.
Ход:
Дети берут игровое поле с одним из материков. Задача игрока найти и назвать
животных, живущих на данном континенте.
(На каждой карте есть теневая подсказка.)
« В поисках»
Цель:
Развитие зрительного восприятия, наглядно-
схематического мышления, через ориентировку на
листе бумаги (справа, слева, вверху, в низу) в
игровой деятельности.
Ход:
Перед ребенком располагается игровое поле с
изображением насекомых и фруктов, в хаотичном
порядке и карточки со схемой.
Задача ребёнка с помощью прозрачного поисковика (крестика) найти на игровом
поле такое же расположение насекомых как и на карточке со схемой.
«Горячо – холодно»
Цель:
Расширять представления детей о
разной температуре, посредством
нахождения карточек и расположением
их на игровом поле, в познавательно-
игровой деятельности.
Ход:
Воспитатель раскладывает на столе два
игровых поля. Голубое (для холодных
предметов) и красное ( для горячих предметов).
Рядом лежат карточки с предметами. Задача детей отличать горячие
предметы от холодных; тёплое время года от холодного; тёплую
одежду от летней и распологать их на правильном игровом поле.
«Не губи Землю»
Цель:
Формировать представления детей об экологической культуре, через
классификацию картинок с положительным и отрицательным воздействием
человека на планету, в творческо-игровой деятельности.
Ход:
Играют два человека, выбирают фон земли и раскладывают карточки,
которые обозначают, что безопасно для природы, а чем может человек
навредить природе, отчего она станет грустная.
(Дети могут дополнить игру с помощью своих рисунков, где показоны
хорошие или плохие действия по отношению к природе.)
«Найти и подставь»
Цель:
Развивать концентрацию и устойчивость зрительного
внимания, через нахождение одинаковых
изображений на карточках, в игровой деятельности.
Ход:
В центре стола располагается одна из карточек,
остальные делятся между игроками.
Все игроки по команде переворачивают колоду своих
карт, и ищут одинаковое изображение на верхней
карточки своей колоды и карты в центре стола.
Задача игроков подставить по очереди все свои карты, следя за совпадением
рисунков.
«Зимующие и перелётные птицы»
Цель: Расширять знания детей о птицах, через классификацию по видам –
перелетные и зимующие птицы, в игровой
деятельности.
Вариант № 1:
Ход:
Назвать и определить место обитания птиц.
Расположить перелётных птиц к картинке с
гнездом, а зимующих, к картинке с кормушкой.
Вариант № 2:
Ход:
Педагог сам классифицирует птиц, намеренно допуская ошибку. Задача ребёнка
найти её и объяснить свой выбор.
«Расскажи-ка»
Цель:
Развитие речи детей, через закрепление
знаний детей о животных и птицах, в
игровой деятельности.
Ход:
Ребенку даётся игровой кубик с
изображением животных (диких, домашних)
или птиц, а также схема, по которой дети
составляют описательный рассказ о том животном, которое выпало на кубике.
«Волшебная шкатулка»
Цель:
Развитие воображения, посредством составления
насекомых из природного материала, в
творческой деятельности.
Ход:
Перед детьми шкатулка с природным
материалом, и карточки-схемы с изображением
насекомых. Задача ребёнка, используя
природный материал назвать и выложить выбранное насекомое.
«Жизненный цикл»
Цель:
Формировать представление о жизненных
циклах живых организмов, посредством
ознакомления с этапами развития живого
существа, в познавательно-игровой
деятельности.
Ход:
Перед игроками раскладываются карточки с
изображениями этапов развития живых существ и раздаются игровые поля.
Каждый игрок раскладывает карточки по ячейкам в правильной
последовательности. Побеждает тот, который быстрее и правильно выполнит
задание.
«Место обитания»
Цель:
Закреплять знания детей об объектах природы, среде
обитания живых существ, через классификацию
живых существ, в игровой деятельности.
Ход:
1 вариант.
Детям даётся картинка с изображением леса, воды и
неба, а также картинки с изображением птиц, рыб,
зверей.
Воспитатель говорит «Кто живет в воде, кто летает
в воздухе, кто живет на земле?». Задача детей
поместить животных в определенную среду
обитания.
2 вариант.
Воспитатель сам располагает живых существ на игровом поле, намеренно
допуская ошибку. Задача игрока, найти и исправить ошибку.
«Белкины запасы»
Цель: Развитие мелкой моторики и логики детей,
через повторение знаний о питании белки, в
игровой деятельности.
Ход.
Вариант 1
Перед детьми игровое поле с изображением белки
на дереве и натянутой нитью, задача детей
выбрать схему с последовательностью
расположенных запасов, и повторить её на игровом поле, нанизывая их на нить.
(Так же дети могут сами нарисовать схему, для других игроков)
Вариант 2
Выявить определённую последовательность расположенных запасов на схеме,
повторить и продолжить её на своём игровом поле.
Вариант 3
Вместо схемы, дети воспринимают последовательность запасов на слух.
Воспитатель произносит, где именно располагается какой либо запас. (например
гриб, находится после ореха, но перед ягодой и т.д)
Вариант 4
Ребёнок запоминает по схеме расположение запасов, и пробует повторить её по
памяти.
Лото «Растения Сибири»
Цель:
Закреплять представления детей о
растениях Сибири, через авторскую игру
лото, в игровой деятельности.
Ход:
В игре могут участвовать от 1 – 8 детей.
Ведущий раздаёт детям большие
тематические карты, достаёт из коробки
по одной карточке. Дети соотносят
растения, называют их, и накладывают на
соответствующую картинку на большом игровом поле.
Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки игрового поля.
Мемо-полия «Красная книга России»
Цель:
Развитие памяти, посредством изучения
животных из красной книги России в игровой
деятельности.
Ход:
Игра рассчитана на 2-5 участников. Карточки
раскладываем на столе картинками вниз. Дето
по очереди переворачивают по две карточки на
выбор. Если выбранные карточки одинаковые, то игрок забирает их себе и
делает следующий ход. Если карточки разные, то игрок переворачивает их
картинкой вниз и передает ход следующему игроку. Игра закончена, когда все
карточки у игроков.
Победитель набрал наибольшее количество карточек.