Напоминание

Разработка системы уроков по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" на основе моделирования опорного конспекта в процессе анализа


Автор: Митченко Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы высшей категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 207
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка системы уроков по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" на основе моделирования опорного конспекта в процессе анализа
Раздел: среднее образование





Назад





Н.А. Митченко, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ

№207. Новосибирск.


В своей работе автор предлагает технологическую карту к изучению поэмы Н.В Гоголя «Мёртвые души» и разработку системы уроков по этому произведению на основе моделирования ОСК (опорной схемы-конспекта), а также поэтапную работу со схемой. Данная технология сочетает личностно-деятельный подход с дидактоцентрическим, позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Ключевые слова:
урок литературы, опорный конспект, технологическая карта,система уроков, моделирование ОСК. Автор показывает возможность применения опорного конспекта на уроках литературы. Жизнь человека – движение по пути познания. В свою очередь, основой познания мира и себя в нём выступает исследование, первоначальным мотивом которого является любознательность. Но разбудить её непросто, ещё сложнее направить в нужное русло. Для этого порой требуются серьёзные усилия. Моя задача – способствовать формированию мотивации познавательных интересов исходя из психологических особенностей обучаемых, для этого изучаю результаты тестирования учащихся психологом на предмет определения уровня способностей. Это помогает дифференцированно подойти к отбору учебного материала, подготовке разноуровневых заданий, вопросов. Ученики заранее получают задания разной сложности и выбирают посильные для каждого (см. ниже). В работе с учащимися необходимо учитывать, прежде всего, их возрастные особенности, которые влияют на восприятие. Представления ребенка уже в 12-летнем возрасте носят образный характер, в них преобладают наглядность и конкретность. Значительную роль в этом случае играет зрительная память, которая позволяет эффективно запоминать числовой и словесный материал, сведенный в таблицы и опорные конспекты. Следовательно, возрастные особенности восприятия школьников требуют наглядности и конкретности. Таким образом, форма работы с опорными конспектами пригодна и для работы с подростками. Дело только за тем, чтобы учитель знал индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывал их в процессе преподавания. В полном объеме технология моделирования ОСК рассчитана на работу в старших классах и приносит ощутимые результаты, когда учащиеся уже владеют технологией моделирования, а их познавательные способности и интерес к предмету позволяет работать на достаточно высоком уровне. Но, чтобы это произошло, необходимо уже с 5 класса вводить в процесс обучения элементы поэтапного моделирования. Эта технология позволяет обеспечить каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. Она применима для изучения любого художественного произведения и может быть с успехом использована другим учителем. К созданию опорного конспекта необходимо подходить, учитывая композицию произведения, его философскую и идейную направленность. 1
Конспект-схема помогает создать в сознании ученика зрительный образ темы в целом, который выстраивает цепочку последующих знаний-ассоциаций. Важность этого процесса трудно переоценить при повторении. Такие схемы могут удовлетворить методические пристрастия любого учителя: и того, кто отдает предпочтение максимально глубокому анализу какой-то одной основной проблемы произведения, и того, кто стремится выявить в нем магистральные идеи. Создание схем на уроке помогает стимулировать ученика идти дальше, например, дополнить какую-либо часть или закончить начатое построение в соответствии со своим видением сюжета и основной проблемы произведения. деле. А это уже и есть исследовательская работа, которая может привести даже к научному открытию. Каждая линия ОСК – это минимальное знание, которое обязательно должно быть развито аргументированным доказательством или опровержением во время работы над художественным анализом текста. Я организую учебный процесс так, чтобы сохранить интерес учеников к творческой работе, научить их аргументировано, опираясь на текст первоисточника, вести диалог. От учителя при этом требуется заметная доля оригинальности и творческого подхода. На уроках по моделированию ОСК присутствует: атмосфера доброжелательности и сотрудничества, позитивное решение поставленных задач, совместное творчество и реализация полученных знаний, низкий уровень тревожности, позитивная оценка каждой творческой работы. 2

Разработка системы уроков по изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые

души» на основе моделирования опорного конспекта в процессе анализа.

1-й урок
Тема урока
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

История создания поэмы и

идейный замысел автора.
Основные виды работы на уроке I. Сообщения учащихся на тему «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» II. Краткое вступительное слово учителя о том, как была создана Гоголем поэма «Мёртвые души», и об идейном замысле автора (возможны сообщения учащихся по индивидуальным заданиям). III. Беседа в целях проверки знания текста поэмы: 1. Главный герой поэмы, что о нём можно сказать? 2. О каких героях ещё можете вспомнить? 3. Какая историческая эпоха отображена в поэме? 4. Какие основные социальные слои того времени отражены в поэме? 5. Понравилось или нет это произведение? Почему? IV. В подготовленном классе можно рассмотреть систему образов и композицию поэмы
(1-й этап моделирования ОСК)
V. Обобщение – понимание идейного замысла писателя. Поэма Гоголя «Мёртвые души» самое крупное и наиболее значительное из произведений – вершина его творчества. Он работал над первым томом свыше шести лет (1835-1841г.) в 1845г. Сжигает всё написанное им для второго тома. Задумана была поэма под прямым влиянием Пушкина. По идейному замыслу первый том поэмы близок к «Ревизору», где он рассказал суровую правду о чиновничьем произволе, взяточничестве, царившем во всех уголках России. Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей 3 Основные виды работы на уроке I. Сообщения учащихся на тему «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» II. Краткое вступительное слово учителя о том, как была создана Гоголем поэма «Мёртвые души», и об идейном замысле автора (возможны сообщения учащихся по индивидуальным заданиям). III. Беседа в целях проверки знания текста поэмы: 1. Главный герой поэмы, что о нём можно сказать? 2. О каких героях ещё можете вспомнить? 3. Какая историческая эпоха отображена в поэме? 4. Какие основные социальные слои того времени отражены в поэме? 5. Понравилось или нет это произведение? Почему? IV. В подготовленном классе можно рассмотреть систему образов и композицию поэмы
(1-й этап

моделирования ОСК)
V. Обобщение – понимание идейного замысла писателя. Поэма Гоголя «Мёртвые души» самое крупное и наиболее значительное из произведений – вершина его творчества. Он работал над первым томом свыше шести лет (1835-1841г.) в 1845г. Сжигает всё написанное им для второго тома. Задумана была поэма под прямым влиянием Пушкина. По идейному замыслу первый том поэмы близок к «Ревизору», где он рассказал суровую правду о чиновничьем произволе, взяточничестве, царившем во всех уголках России. Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми он встречается, приезжая в губернский город. Однако, не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как «мёртвые души», но автор не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов - помещиков и чиновников. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о русском народе, о просторах своей родины. Мёртвым душам чиновников и помещиков противопоставлена живая душа народа. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся вперёд, заканчивается поэма. VI. Д/З -Перечитать главы 1 и 11, выписать непонятные слова и выражения, составить краткий план содержания.
помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми он встречается, приезжая в губернский город. Однако, не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как «мёртвые души», но автор не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов - помещиков и чиновников. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о русском
2--й урок
Тема урока
События, предопределившие появление П.И.Чичикова в

городе N, цель приезда.

Ход урока
I.

Проверка и уточнение плана 11 главы. II. Работа с текстом: 1. Что говорит автор о происхождении и о детстве Чичикова? 2. Какие черты будущего предпринимателя и беспринципного карьериста выявились уже в маленьком Павлуше ещё во время пребывания его в школе? 3. Что стало для него целью жизни? Какие черты характера проявились при этом? 4. Что узнаём мы о продвижении Чичикова по службе? 4
5. С какой целью он решает скупать мёртвых, когда это приходит ему в голову? III. Почему автор так подробно описывает жизнь Чичикова? ( Работа в группах по созданию собственной версии ОСК «Взлёты и падения П.И.Чичикова») Дома оформить окончательный вариант и обоснование. IV. Обобщающие выводы и
переход к работе над текстом 1 главы.
I. Чтение и комментирование отрывков 1-й главы поэмы: 1. Въезд Чичикова в город N и сопутствующие этому обстоятельства (встреча с половым, трактирным слугой и описание гостиницы). Описание героя. 2. Чтение диалога дух мужиков (отметить иронию автора, взгляд на происходящее с народной точки зрения). 3. Первое, что сделал Чичиков после устройства в гостинице, кому делает визиты и с какой целью? Типичные черты губернского города. 4. Поэма не имеет предисловия, но им можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой и о двух типах писателей в начале 7 главы. 5.Лексическая работа (объяснение устаревших и вышедших из употребления слов, а т.ж. оборотов речи). Подведение итогов урока. 6. Д/З: (Закончить оформление ОСК, читать 2гл.,3 и(конец гл.10),;заполнить таблицу: №
Задание

Манилов

Коробочка
1 2 3 4 Описание имения. Портрет героя. Обращение с Чичиковым и манера речи. Описание обеда. Отзывы о соседях. Описание кабинета. Разговор о продаже мёртвых душ.

Этот порядок изучения поэмы по главам поможет учащимся понимать суть дальнейших действий П.И.Чичикова, тогда как основную работу над образом главного героя мы проведём отдельно, но уже после того, как увидим его в общении не только с чиновниками, но и с поместными дворянами. Предполагаемые ответы 5 1
Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни. Автор сознательно не даёт в начале поэмы портрета героя. Чичиков- человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя. Въезжая в город N, Чичиков надел на себя личину благовоспитанного человека. О нём благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич – значит он достиг своей первой цели. Чичиков не только плоть от плоти, типичный представитель помещичье-чиновного мёртвого царства, но в какой-то мере новый человек. В образе Чичикова Гоголь отразил не только всю пошлость загнивающего болота феодально-крепостнического мира, но показал и черты нового хозяина жизни – «предпринимателя», денежного человека. Страсть к накоплению, стяжанию всецело овладевает душой героя; к достижению богатства направлены все незаурядные его силы и способности. Лишённый каких бы то ни было моральных устоев, чуждый иным увлечениям, превращается в прожжённого дельца под маской светского лоска. Гоголь сознательно не дает определённого имени изображаемому городу. Цель автора – показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город. 6

3 урок
Тема урока
Чичиков в гостях у Манилова и Коробочки

Ход урока

Часть первая.
Работа с текстом гл.2.
Чичиков у Манилова
I
. Беседа по плану
: (Развёрнутые ответы по таблице д/з) 1. Опрос учащихся с целью воспроизведения в памяти текста (гл.2). 2. Как выглядит усадьба Манилова? 3. Выяснение основных черт характера Манилова. 4.Социальная несостоятельность помещиков типа Манилова . 5.Приемы характеристики Манилова. 6.Маниловщина в наши дни. 7

Подведение итогов беседы
Основное записать в тетради, а в дальнейшем использовать эту структуру в работе над остальными образами помещиков) Основное противоречие в характере Манилова – претензия на «культурность» при совершеннейшем ничтожестве и невежественности. Это противоречие и делает фигуру Манилова смешной. Сентиментальная слащавость, переходящая в приторность, отсутствие живой мысли, живого стремления, душевную пустоту, дряблость и пошлость натуры, мелочность чувств, безразличие и равнодушие ко всему, леность мысли, праздная пустая мечтательность, ротозейство и беспечность.(Каждое утверждение подкрепить примером из текста) Характер Манилова отражается на общем состоянии его имения. Это типичный представитель провинциального дворянства 30-40-х годов XIX века. Каких последствий надо ждать тогда для экономического развития страны?

Гоголь – мастер портретных характеристик. Писатель часто прибегает к характеристике героя его же словами, характер со всей полнотой выражается в манере говорить. Часто встречаются сравнения героев с животными или вещами. Слова автора звучат иронически, когда он показывает, как ведёт себя герой за обедом и во время сделки с Чичиковым ( Зачитать наиболее яркие сцены).

Кое в чём маниловы изменились, приспособились к новым условиям жизни, но суть их осталась прежней.
Часть вторая.
Работа с текстом гл.3. (10)
Встреча с Коробочкой
Ход урока I. Беседа по плану: Опрос с целью воспроизведения в памяти текста (гл.3 - конец10). 1. Как характеризует автор Коробочку в момент первой встречи с Чичиковым? 2. Какова манера Коробочки говорить, какие характерные словечки можно отметить в её речи? О каких чертах характера они свидетельствуют? Какие черты её характера выявились в сценах продажи мертвых душ и угощения гостя? 3. Лексическая работа. 4. Каково положение крепостных крестьян Коробочки? Какие черты характера проявляются в героине через описание её деревни, обстановки дома? 5. Типичность образа. I.
Обобщение
В диалоге Коробочки и Чичикова с необыкновенной тонкостью автор передаёт «крепколобость» и вместе с тем практичность, хозяйственную осмотрительность. А ещё обнаруживается «дубинноголовость» Коробочки, её жадность, упорство, примитивная 8
хитрость, суеверие, бережливость, переходящая в скопидомство, такая же пошлость и «мертводушие», как и у Манилова.

Характерные словечки и обороты речи Коробочки: «батюшка, чай, вить, осьмнадцать, нешто, отец мой, подмаслила, с нами крёстная сила,ах, какие ты забранки загибаешь».

Гоголь говорит о почтенных государственных людях, об аристократических домах, где он находит таких же дубинноголовых, как и Настасья Петровна. Задание на следующий урок. Перечитать гл 1-4-5 . Индивидуальные
разноуровневые
задания. Пересказать эпизод первой встречи Чичикова с Ноздрёвым. 1. Как характеризует автор Ноздрёва в 1гл. поэмы? 2. Что говорит о Ноздрёве Гоголь в авторской характеристике? 3. Составить план характеристики Ноздрёва. 4. В чём особенности речи Ноздрёва? 5. Авторские приёмы в характеристике Ноздрёва 6. Как показан Собакевич в 1-й главе? 7. Как проявляет себя Собакевич в беседе с гостем? 8. Особенности речи Собакевича. 9. Как характер Собакевича сказался в обстановке его дома, в облике его усадьбы?
4-5урок
9
Вопрос 1-го

уровня;

1-2-3 -7

среднего

ур.

4-5 -–8

3ур.

6-9-10
III-й этап ОСК
Тема урока
Типичность

образов Ноздрёва и

Собакевича

Часть первая.
Работа с текстом гл.1-4.
Встреча с Ноздрёвым
I. Развёрнутые ответы учащихся д/з. II. Характеристика Ноздрева. III. Лексическая работа. IV. Отношение автора к герою. V. 3-й этап моделирования ОСК VI. Основные выводы. Запись в тетрадях
Заключительное слово учителя
Отличительными чертами характера Ноздрёва являются: наглое враньё, неугомонная юркость, бойкость, стремительная деятельность, не имеющая смысла и цели, но неизменно хулиганская. В ироническое «разбитной малый» Гоголь включает стремление Ноздрёва нагадить ближнему. В его характеристику Гоголь включает народные выражения, и обороты из его собственного жаргона, которые резко снижают образ и сатирически выявляют его подлинную сущность. Покупка героем на ярмарке нелепый набор предметов передаёт тот ералаш, который творился в его голове Ноздрёв выколачивает из крестьян всё, что может и спускает на ярмарке бессмысленно, зато своре его собак живётся хорошо. Хозяйство у него ведётся не лучше, чем у Манилова. Речь его отличается быстротой, отрывочностью, отсутствием логики. Для него характерна лексика картёжников, завсегдатаев трактиров, в его речи много армейских выражений Хамское отношение к людям для него в порядке вещей.
Часть вторая.
Работа с текстом гл.5.
В гостях у Собакевича

Ход урока
I. Развернутые ответы и презентации по вопросам д/з II. Чтение отрывков, характеризующих речь и повадки героя. III. Что общего и различного можно найти в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича? IV. Охарактеризовать Собакевича как хозяина. V. Лексическая работа. VI. Чтение отрывков с приёмами гиперболизации героя. VII. Графическое отображение на ОСК гл. 5 (III-й этап ) VIII. Обобщение сказанного на уроке. Собакевичи прежде всего были твёрдой опорой самодержавия, это типичные представители николаевского режима. Они были убеждёнными крепостниками, врагами просвещения. Наличие в Собакевиче животного начала приводит к нелепой уродливости всей его фигуры и обстановке его дома. Гоголь гиперболически рисует его уродство и нелепость. Прием гиперболизации можно увидеть на следующих примерах: 7гл. (как Собакевич съел целого осетра), сравнение его с медведем. Портреты полководцев с толстыми ногами и огромными усами. По представлению Собакевича, все люди – мошенники, мерзавцы, дураки, свиньи. Этот озлобленно-чёрствый взгляд на людей соединяется с грубостью, желанием прижать, 10
подчинить себе. Отсутствие высшего духовного начала в Собакевиче нашло отражение и в его лице, и в фигуре. Он больше похож на средней величины медведя. Его обжорство во время обеда. Всё это и фамилия подчёркивают животное начало. В образе Собакевича с ещё большей силой, чем в образе Коробочки, вскрыто мертвящее влияние на душу человека страсти к стяжанию. Собакевич «оживает» лишь в сцене торговли мёртвыми душами. Он ловко торгуется и всё-таки обманывает ушлого мошенника Чичикова. Его животная натура выражается и в его лексике., в которой преобладают слова вещественного характера и обилие ругательных слов. IX. Задание на дом: 1. Какую характеристику дают Плюшкину Ноздрёв, Собакевич и крепостной крестьянин Собакевича (гл IV-V) 2. Под влиянием каких обстоятельств бережливый хозяин Плюшкин стал скрягой? 3. Как характеризует его Гоголь через описание наружности, образа жизни, домашней обстановки и имения? 4. Лирические отступления в 6 гл. 5. Рассказать о положении крестьян у Плюшкина. 6. Как характер Плюшкина отражается в его речи? д/з Сделать сообщение (
вопросы 1-го уровня
- 1-2;
2-го
- 3-4;
3-го-
5
,
презентация или ОСК на микротему «Плюшкин – наиболее омертвелый среди мёртвых душ»).
6 урок
Тема урока.
От Манилова до Плюшкина

Ход урока
Работа с текстом гл.6 11
I. Проверка домашнего задания. II. Идейное содержание гл.6. III. История постепенного омертвения IV. 3-й этап моделирования ОСК V. Работа с текстом. От Манилова до Плюшкина. VI. Живые люди-мёртвые души: 1. Манилов-Коробочка 2. Коробочка-Ноздрёв 3. Ноздрёв- Собакевич VII.
Д/задание
. Подготовить ответ по одной из тем: 1.«Образы чиновников» и «Повесть о капитане Копейкине» 2. Подберите цитаты, относящиеся к характеристике И.А.Кувшиное рыло. 3. Как отзывался Собакевич о чиновниках города? 4. Рассказать возможно ближе к тексту авторскую характеристику полицмейстера – «отца и благодетеля города». Моделирование ОСК по микротеме «История постепенного омертвения». VIII. Обобщение по теме. Плюшкин является последним звеном в цепи образов мертвых душ – помещиков- крепостников – это предел душевной опустошённости. Менее заметно проявлялось это у Манилова, у которого отсутствовал даже пошлый «задор», которым жила огромная масса обывателей. Страсть к стяжанию Коробочки переходит у Плюшкина, который тоже был когда-то бережливым хозяином, в запредельную скупость. Циничное отношение к людям у Ноздрёва, его страсть нагадить ближнему у Собакевича переходят в кулацкое отношение ко всем окружающим. Плюшкин же весь замкнулся в своём эгоистическом одиночестве. Плюшкин – не просто старик-скряга, он помещик, и у этого помещика была тысяча с лишним крестьян. Но на обширной территории его поместья жизнь замерла. И самое страшное, что он когда-то был хорошим хозяином, и у него была семья. Гоголь передаёт своё грустное размышление о жизни, рассказывая историю постепенного омертвения Плюшкина, говорит о страшной, давящей душу атмосфере, в которой приходится жить. С годами этот отвратительный строй, где жить могут только мёртвые души, превращает живых людей в мёртвых. Роль лирических отступлений в поэме – подчёркивать, усиливать рисуемую картину, раскрывая идейный замысел автора. Лирические отступления 6 главы дают возможность глубже понять мерзость и пошлость плюшкиных и вселить веру в читателей, что русский народ и Россия всё-таки найдут силы для возрождения. 12 Плюшкин
13

7 урок
Тема урока
Образы чиновников в поэме. Место «Повести о

Капитане Копейкине» в композиционной структуре поэмы.
Работа с текстом поэмы. I. Проверка домашнего задания. II. Краткое вступительное слово учителя. III. Анализ отрывка текста первой главы, где речь идёт о чиновниках. IV. Изображение чиновников и городских обывателей в гл. 7-9 V. Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты VI. Чиновники в «Повети о капитане Копейкине». Как она проливает свет на всю поэму и помогает глубже понять её идейное содержание. VII. Заключительное слово учителя по итогам беседы. 1.Злободневность темы разоблачения чиновничества в эпоху Гоголя. 2.Образы типичных представителей губернского чиновничьего мира. 3. Основные черты чиновничьего общества: недостойное отношение к своим обязанностям (взяточничество, низкопоклонство, семейственность, низкий культурный уровень, пустота и пошлость). 4. Разоблачение столичного чиновничества (высокомерие, безразличие к нуждам защитников родины, роскошь). 14 «От Манилова до Плюшкина» (творческий вариант ОСК уч-ка 9 класса Петрова Максима)
5. Черты народности в изображении чиновничества. Приём разоблачения (заключительная часть). Обширный чиновничий аппарат в России был для народа истинным бедствием. В поэме «Мёртвые души», начиная с 7 главы, чиновничество в центре внимания автора. Гоголь рисует их вроде и с положительной стороны, но за доброжелательностью кроется явный сарказм. Говоря о губернаторе, Гоголь с иронией говорит, что он был большой добряк. Картина чиновнического мира в поэме поражает своей широтой. Здесь даны самые разнообразные зарисовки чиновников. Замечательны портреты-миниатюры губернатора, вышивающего по тюлю, прокурора с подмигивающим левым глазом, почтмейстера, остряка и философа, правителя канцелярии, грозного военного начальника по постройке какого-то казённого здания. Чиновничья пирамида в «Повети о капитане Копейкине» венчается портретом вельможи, самого значительного лица в империи, «с лицом, так сказать…, со званием и высоким чином». Гоголь показывает массовые сцены из жизни чиновников: игра в карты, бесчисленные вечера, обеды и балы. Автор изображает губернских чиновников, как шайку воров и грабителей, находящихся в круговой поруке. «Повесть о капитане Копейкине» в связи с этим приобретает особое значение. Здесь повествование вырывается из ограниченного круга губернской провинции и касается высшего круга чиновной знати. Гоголь ядовито сопоставляет здесь физиономии швейцара, графа и генералиссимуса, адресуя каждому сравнение с откормленным, жирным псом. Красной нитью через всю повесть проходит разительный контраст неслыханной роскоши правящего Петербурга и Копейкина, который «кровь проливал», а между тем ему «есть нечего». Шайка разбойников из беглых солдат, возглавляемая Копейкиным , мети гораздо выше помещиков. Копейкин пишет письмо царю и даёт ему совет не доводить народ до крайности. VIII. Задание на дом. 1. Моделирование ОСК по микротеме «Повесть о капитане Копейкине – отражает глубокое содержание поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 2. Вопросы для самостоятельной работы над текстом: Как изображены в поэме дворовые крепостные Чичикова Петрушка и Селифан? Как показаны крепостные дядя Митяй и дядя Миняй (гл.5). 3. Как жилось крепостным у Манилова, Собакевича, Ноздрёва и Плюшкина? 4. Передать размышление Чичикова (гл.7) о судьбе купленных им мёртвых и беглых крестьян ( Степана Пробки, «богатыря, что в гвардию годился бы», Сапожника Максима Телятникова, беглого дворового Попова, Абакуна Фырова. 5. Что рассказывает Гоголь об убийстве крестьянами Дробяжкина (гл.9). 6. Прочитать размышление Гоголя о замашистом и бойком русском слове (конец гл.5) и повторить лирическое размышление о Руси- птице-тройке. 15
16

8урок
Гоголь первый взглянул на русскую действительность В.Г. Белинкий Тема урока.
Народ и Россия в поэме «Мёртвые души»

Ход урока
Проверка домашнего задания. Беседа по плану: I. Проверка домашнего задания. II. Беседа по плану: III. Образ Руси – птицы-тройки в поэме как олицетворение удали и широкого размаха народного русского характера. IV. Образы Абакума Фырова и бурлацкой ватаги – образы живой русской души народа. V. Образы представителей русского народа, задавленных крепостничеством и самодержавием (Степан Пробка, Максим Телятников и др.) Песня-стон русского народа. VI. Мёртвые души среди народа – порождение крепостничества и самодержавия: Петрушка, Селифан, дядя Митяй и др. VII. Протест русского народа против угнетателей. 17 Творческий вариант ОСК по микротеме «Повесть о капитане Копейкине» уч-цы 9кл. Якушенко Л.
VIII. Антикрепостнические направления поэмы. IX. Моделирование ОСК. (6-й этап) X. Подведение итогов и обобщение беседы. Образом птицы-тройки заканчивает Гоголь свою поэму и это таит в себе особый внутренний смысл, содержит как бы итог размышлений автора о о судьбе России, о будущем русского народа – это символ могущества его родины. Образ родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Всепроникающим народным русским духом овеяна поэма Гоголя, дыханием народа напоена каждая её страница, везде в ней звучит острое, насмешливое, народное русское слово. Народ не только незримо присутствует в поэме, но выступает и как основной герой «Мёртвых душ». На фоне мертводушия маниловых, коробочек, значительных и незначительных чиновничьих лиц Гоголь указывает на живой и бойкий ум, на разгул широкой бурлацкой натуры и рисует образы русских богатырей из народа, Русь, разметнувшуюся на полсвета . вот в этой живой удали, в широком размахе души, по мысли Гоголя – основа русского характера, народное национальное ядро русской души. За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. 18

9-10 уроки
Сочинение по поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души»
Возможные темы:
1. Герои и антигерои в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 2. Тема родины и народа в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 3. Чичиков – герой «новой формации» по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 4. «Плюшкин – прореха на человечестве» по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 5. Живые люди – мёртвые души по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 6. Мёртвые души – живые люди в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 19


В раздел образования