Напоминание

«Актуализация требований ФГОС ДО к познавательному развитию детей». Тема проекта: «Волшебный мир театра»


Автор: Рябинина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 272"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: проект
Тема: «Актуализация требований ФГОС ДО к познавательному развитию детей». Тема проекта: «Волшебный мир театра»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 272»

«Актуализация требований ФГОС ДО к познавательному

развитию детей»

Тема проекта: «Волшебный мир театра»

Выполнил: Рябинина А.А.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 272»

Московский район

г. Нижний Новгород, 2019 г.

1

Содержание

1.

Актуальность…………………………………………………………………….3

2.

Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4

3.

Проблема проекта……………………………………………………………….5

4.

Объект и предмет проекта………………………………………………………5

5.

Время выполнения и участники………………………………………………..5

6.

Тип проекта………………………………………………………………………5

7.

Предполагаемый продукт……………………………………………………….5

8.

Ожидаемый результат…………………………………………………………..5

9.

Развивающая предметно-пространственная среда……………………………5

10. Программное содержание……………………………………………………...6

11. Формы работы с детьми, родителями………………………………………....7

12. Этапы работы над проектом……………………………………………………8

13. Список литературы и методическое обеспечение……………………………9

14. Приложение 1(фото центра худ.-эстетического развития, театр)………….11

15. Приложение 2 (конспект НОД)……………………………………………….12

16. Приложение 3 (фото деятельности детей)…………………………………...21

2

Актуальность.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей... ”

(Б. М. Теплов)

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном

воспитании является театрализованная деятельность. Это самый

распространенный вид детского творчества. Она близка ребенку, потому что

связана с игрой, а дети любят играть.

В условиях ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного

образования, отраженный в стандарте: «Реализация Программы в формах,

специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,

познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой

активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности,

приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не

сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку

хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые

роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при

этом огромное эмоциональное наслаждение.

В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в группе

опираемся на работы современных педагогов М.Д. Маханевой

«Театрализованные занятия в детском саду», Л.В. Артемовой «Театрализованные

3

игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», в которых рассмотрены

особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном

возрасте, определены содержание и задачи работы, выделены основные принципы

организации театрализованной деятельности, предложена методика работы,

выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны

сценарии, пособия, конспекты занятий.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой

направленности личности.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию

у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию,

творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать

себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности,

заложенных в ФГОС ДО.

Цель: формирование творческой личности детей подготовительной к школе

возрасте средствами театральной деятельности.

Задачи:

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям, используя выразительные

средства (интонацию, мимику, жесты).

Поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения

игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный

образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические

способности через театрализованную игру.

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их

собственную театрализованную игру.

Обогатить центр театрализованной деятельности.

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных

видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

4

Проблема:

Недостаточное отношение родителей и детей к театру и театральной

деятельности.

Несформированные умения детей в «актерском мастерстве».

У детей поверхностные знания о разных видах театра.

Объект проекта: процесс развития творческих способностей детей.

Предмет объекта: театрализованная деятельность как средство развития

творческих способностей детей подготовительного к школе возраста.

Время выполнения: сентябрь 2019 г. по апрель 2020 г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатели,

родители воспитанников.

Тип проекта: творческий.

Предполагаемый продукт: постановка сказки ко дню театра «Кошкин дом».

Ожидаемый результат:

повышение творческого потенциала воспитанников;

пробуждение интереса детей и родителей к театру;

получение детьми первичных навыков в области театрального искусства,

использовании мимики, жестов, интонационной выразительности,

кукловождения;

включение театрализованной деятельности в единый образовательный

процесс;

повышение самооценки участников проекта.

Развивающая предметно-пространственная среда:

дидактические картинки;

игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках,

фетровые персонажи для фланелеграфа, ростовые куклы;

5

ширма (настольная, которая выступает и декорацией и фоном, напольная-

занавесом);

реквизиты, маски, костюмы;

альбом «Наши праздники»;

куклы марионетки на сказку «Три поросенка»;

фонотека;

дидактические игры и настольные игры;

стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

Программное содержание:

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Сентябрь

Беседы с детьми «Что такое театр?»,

«Кто придумал театр?», с/р игра

«Семья», показ сказки «Колобок», чтение

х/л.

Расширить знания детей о

театре, учить детей

распределять роли,

воспитывать желание у

детей выступать не

стесняясь.

Октябрь

Беседа с детьми «Театральная азбука»,

игра «Весёлые стихи читаем и слово-

рифму подбираем», с/р игра

«Театр», ритмопластика

«Поймай хлопок», показ сказки «Волк и

семеро козлят», чтение х/л.

Продолжить приобщать к

театральной культуре,

учить детей подбирать

рифму, продолжить учить

распределять роли,

развивать пластику.

Ноябрь

Рисование «Занавес и сцена для театра»,

артикуляционная гимнастика, игра

«Зеркало», инсценировка сказки «Муха

Цокотуха», чтение х/л.

Развивать желание детей

делать декорации, учить

детей вживаться в роль,

передавать образ героя.

Декабрь

Лепка «Герой любимой сказки», д/и

«Театральное лото», игра «Зеркало», игра

на развитие эмоций «Волшебная шляпа»,

ритмопластика «Не ошибись».

Побуждать детей

изготавливать

персонажей к сказкам

самостоятельно.

6

Январь

Игра «Изменю себя друзья, догадайся кто

же я!», показ сказки «Три поросенка»,

пальчиковая гимнастика, дидактические

игра «Громко – тихо», чтение х/л.

Развивать мелкую

моторику рук, побуждать

детей читать стихи

выразительно.

Февраль

Аппликация «Жар-птица», д/и «Сказки»,

артикуляционная гимнастика,

ритмопластика, игра на выражение

эмоций «Сделай лицо».

Учить детей переносить

достоверно образ героя из

прочитанной сказки.

Развивать умение детей

передавать эмоции в

соответствии с

характером героев.

Март

Пальчиковая гимнастика, инсценировка

стихотворения С.Я. Маршака «Багаж»,

мимические этюды.

Развивать воображение,

эстетический вкус, учить

передавать образ героя.

Апрель

Отгадывание загадок на тему «Герои

сказок», чтение х/л., инсценировка

сказки «Кошкин дом».

Развивать память,

закрепить умения читать

выразительно стихи,

передавать эмоции героя,

побуждать использовать

пластику для полной

передачи характера героя.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная

деятельность;

тематические выставки в ДОУ;

праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины;

игры-драматизации, театрализованные игры.

Формы работы с родителями:

собрания,

консультации «Играем с детьми в театр дома»,

беседы с родителями,

7

праздники,

помощь в изготовлении театральных реквизитов, пошив костюмов,

совместные досуговые мероприятия,

оформление театрального уголка.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка

сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации

по теме проекта.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений,

рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме

проекта.

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала;

подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной

деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос;

диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности

(Т.С. Комарова)).

Этапы работы над проектом:

1 этап: подготовительный

Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями.

Сбор и накопление материала, изучение литературы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Анкетирование родителей.

2 этап: основной

Беседа с детьми о театре.

Чтение художественной литературы, рисование.

Театрализованные игры, игры – драматизации.

8

Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры.

Пальчиковый и настольный театры, настольно-печатный театр.

«Творческая мастерская» (совместно с родителями создание центра

театрализованной деятельности и необходимых костюмов или элементов

костюмов, декорации и т.д.).

Показ театра «Колобок» и «Волк и семеро козлят», инсценировка сказки

«Муха Цокотуха».

3 этап: заключительный

постановка сказки ко дню театра «Кошкин дом».

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ".

«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.

Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду»

Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение,

1991. – 127 с.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-

дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования

и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.

Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. – М.

: Просвещение, 2000 г.

Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»

Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр. – М.

«ВАКО», 2007г.

9

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001г.

Приложение № 1

10

Приложение № 2

11

Конспект НОД по театрализованной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: поддерживать стремление детей узнать как можно больше о театре.

Задачи:

Образовательные:

1.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности,

сценическому творчеству.

2.Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять

представления о театре и театральных профессиях.

3.Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности

(поза, жесты, мимика, голос, движение).

4.Учить с помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью

исполнения.

Развивающие:

1.Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа,

отчётливость произношения.

2.Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять

неповторимость, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные

качества.

3.Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым:

продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению,

повышению самооценки детей.

Воспитательные:

12

1.Воспитывать интерес к театральной деятельности.

2.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Предварительная работа: беседы, «Какие бывают театры», «Театральные

профессии», рассматривание альбома «Театр», разучивание и чтение

скороговорок, потешек, стихотворений.

Материалы и оборудование к занятию: цветик-семицветик, маски-тарелочки с

пиктограммами, н/и «Кому, что нужно для работы», дидактический материал

«Театр», фонотека, карточки со скороговорками, карточка с дыхательной

гимнастикой, карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко

открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро,

черепахой – медленно, куклы би-ба-бо по сказке «Теремок», медальоны с

изображением мимики лица.

Ход занятия.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поздороваться друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй!».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да!)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную,

необычную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и

начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? (Театр)

13

Воспитатель: Но для того чтобы попасть в театральную страну, нужно

произнести волшебные слова вы готовы? (Да!)

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Дети открывают глаза и садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое театр? (Театр — это волшебный мир

искусства, перевоплощения, мечты)

Воспитатель: А какие театры бывают? (Кукольный, драматический, театр оперы

и балета)

Воспитатель: Правильно! Театры бывают различного назначения (показ

картинок). В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В

театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку

рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В

опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного

зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене

исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных

используют куклы.

Воспитатель: Ребята, скажите, без кого в театре не будет спектакля? (Без

актеров)

Воспитатель: (показ картинок)

14

По сцене ходит, скачет,

То веселится он, то плачет!

Хоть кого изобразит…

Мастерством всех поразит.

И сложился с давних пор

Вид профессии – актер.

Воспитатель: Кто помогает актерам перевоплощаться в разных героев?

(Гримеры, костюмеры, художники)

Проводится игра «Кому, что надо для работы». Задача: учить детей соотносить

профессии с изображением атрибутов.

Воспитатель: Правильно, гример меняет внешность актера с помощью разных

специальных материалов: краски, маски, а также используют парики, делают

прически и многое другое. Костюмер подбирает такие костюмы актерам, которые

будут соответствовать характеру и образу персонажа. Художник рисует и

изготавливает декорации по сюжету спектакля.

Воспитатель: А вы хотели бы стать актёрами? (Да)

Воспитатель: Как вы думаете, что должен уметь актёр? (Петь, играть роли, быть

эмоциональным, иметь хорошую дикцию…)

Воспитатель: Хорошим актёром стать нелегко. Для этого нужно много работать

над собой. Если не боитесь трудностей, этот волшебный цветок поможет вам

стать начинающими артистами (показывает Цветик — семицветик).

Воспитатель: Давайте сорвем первый лепесток и узнаем, какое задание нам

приготовил цветок? Говорим волшебные слова:

15

Лети, лети, лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели.

Воспитатель: (отрывает лепесток и читает задание)

Я смотрю на разные лица:

Тот грустит, а тот веселится,

Кто – то спорит, а кто – то мечтает

Тот всё знает, а этот не знает

Выражение лица нам покажет

То, что сам человек не расскажет.

Воспитатель: Для того, что бы выразить характер героя, артисту необходима

мимика. Мимика-это выражение лица. Мимика помогает изобразить и гнев, и

страх, и радость, и удивление. Кто знает, как называют актёра, выражающего

чувство без слов? (Мимом)

Воспитатель: Ребята, а когда у вас бывает радостное настроение? (Купили

любимую игрушку, поход в цирк)

Воспитатель: Что может вызвать у человека грусть? (Запретили играть, поругали

за шалость)

Воспитатель: Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он

интересней зрителю. Лепесток предлагает вам изобразить разные эмоции при

помощи мимики. Игра «Покажи эмоции». Задача: учить детей изображать при

помощи мимики то выражение лица, которое изображено на тарелочке-

пиктограмме. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы с лёгкостью справились с этим заданием!

Давайте посмотрим, какое задание подготовил нам следующий лепесток.

16

Воспитатель: Ребята, чтобы передать образ героя, актёру необходимо

уметь выразительно двигаться. Как актёры называют выразительное движение?

(Жест)

Воспитатель: Лепесток предлагает вам пообщаться жестами. Да-да! Я вам слово

говорю. В ответ от вас я жестов жду. Игра «Расскажи стихи руками». Задача:

учить детей выполнять жесты в соответствии с текстом.

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель отрывает лепесток.

Воспитатель: Чаще всего актёры пользуется и жестом, и мимикой одновременно,

тогда получается единое изображение – пантомима, т. е. без слов выполняется

действие – изображение. И зритель понимает, что хотел сказать или изобразить

актер. А без костюма можно, дети, превратиться в какого-нибудь героя? Или в

бабочку, птичку или медведя? Что поможет здесь, друзья? (Пантомима)

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое

настроение». Задача: учить детей показывать настроение мимикой и жестами,

которое описывается в ситуации. С каким настроением ты: встречаешь маму;

идёшь по парку; гладишь кошку; упал в лужу; рисуешь в альбоме; идёшь к

зубному врачу; разговариваешь с другом; смотришь на свою испачканную

одежду; читаешь книгу; танцуешь на празднике; любуешься природой; мажешь

17

зелёнкой разбитую коленку; покупаешь мороженое. Какие молодцы! Как

интересно у вас получается!

Воспитатель: Посмотрим, какое задание приготовил нам цветок.

Артист должен

иметь хорошую дикцию (четкое произнесение звуков), правильную речь. Ребята,

а кто знает, что нам помогает в работе над правильным произношением звуков,

слов? (Скороговорки)

Воспитатель: (отрывает и читает)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Дети произносят скороговорки.

Воспитатель: Молодцы, у вас здорово получается! Пора отрывать следующий

лепесток.

Воспитатель: А знаете, с чего начинается профессия актёра? (С дыхания)

Воспитатель: Конечно, с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и

громко говорить со сцены. Давайте попробуем сделать дыхательную гимнастику,

как это делают настоящие актёры.

Дыхательная гимнастика.

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

18

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Воспитатель: У вас всё прекрасно получается.

Воспитатель: Ребята, оказывается, очень важно, каким голосом мы говорим. Как

вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый,

грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение

голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем

проговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с разными чувствами и

интонацией.

Игра «Расскажи по-разному». Задача: учить детей вовремя менять

интонацию.

Воспитатель: Молодцы! А у нас остался последний волшебный лепесток. Какое

он спрятал задание?

Ребята, предлагаю вам как настоящим артистам, показать

сказку. Вы готовы? (Да).

Воспитатель: И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света и радости,

счастья. В детском саду существует много видов театра, и сегодня я вам

предлагаю поучаствовать в постановке сказки «Теремок» с помощью кукол би-ба-

бо.

19

Дети распределяют роли и показывают сказку.

Воспитатель: Все артистами сегодня побывали. Все старались, молодцы!

Похлопаем, друг другу от души (звучит музыка). Вот и подошло к концу наше

путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие? (Да!)

Воспитатель: Тогда давайте с вами произнесём волшебные слова и окажемся в

детском саду.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Мир волшебный не забудем.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Ну, вот мы снова в детском саду. Что мы сегодня делали с вами,

чтобы стать хорошими актерами? (ответы детей).

Воспитатель: Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось.

А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить

вам вот такие медальоны с изображением мимики лица. Подходите, выбирайте,

какой медальон больше подходит вашему настроению. И надеюсь, что вы когда-

нибудь по-настоящему будете хорошими актёрами. Спасибо всем!

20

Приложение № 3

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

21

«Инсценировка сказки Муха-

Цокотуха»

Инсценировка сказки «Колобок»

для детей 2 младшей группы

Инсценировка сказки

«Волк и семеро козлят»

для детей 1 младшей группы

22

Изготовление персонажей для сказок

Обыгрывание кукол, сделанных руками родителей.

23

24



В раздел образования