Автор: Бир Наталья Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с. № 72
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования их роль в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования их роль в развитии детей дошкольного
возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития творческих
способностей ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет
его природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не
раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Нетрадиционные техники рисования позволяют, отойдя от предметного
изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и
вселяют уверенность в своих силах. Педагог призван помогать ему
открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным
видам художественно-эстетической деятельности, как в повседневном
общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях. Роль
взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей
действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание
ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но
и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого.
Большой потенциал для раскрытия детской души заключен в
изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием,
изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания,
которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он
почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и
других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал
счастливым человеком.
Как рассказать ребёнку интересно и увлекательно, просто и ненавязчиво о
самом главном – о красоте и многообразии окружающего мира? Как
воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть,
чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? В этом плане
изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее
эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить
авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок
гармонизирует себя и создает свой неповторимо - индивидуальный мир,
реализуясь и актуализируя, как полноправная личность. Наиболее яркой,
доступной моделью эстетического отношения к миру является
изобразительное искусство, где органично связаны процессы познания мира,
его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения
своего к нему отношения.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза,
сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники
учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов,
главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить
одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину
деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества
принципиальное
значение
имеют
воображение,
положительное
эмоциональное
отношение
детей
к
изобразительной
деятельности
и
овладение детьми способов изображения, выразительными средствами
рисунка
В
процессе
рисования
дети
учатся
рассуждать,
делать
выводы.
Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у
детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.