Напоминание

Профессиональное выгорание педагога


Автор: Коротаева Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ УР Глазовский технический колледж
Населённый пункт: город Глазов
Наименование материала: Педагогика
Тема: Профессиональное выгорание педагога
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональное выгорание педагога.

В образовании одной из серьезных проблем является эмоциональное выгорание

педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 - 40 лет. Казалось бы, есть

накопленный опыт, собственные дети, скорее всего, подросли, можно посвятить себя

работе, но происходит спад. Преподает желание творить и совершенствоваться,

появляется усталость и недовольство своей работой. Почему же это происходит?

Профессиональное выгорание педагога - это синдром, развивающийся на фоне

хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных

ресурсов педагога.

Профессиональное

выгорание

педагогов

обусловлено

высокой

личностной

включенностью в педагогический процесс, повышенным эмоциональным фоном.

Синдром профессионального выгорания опасен для людей тех профессий, чья

работа связана с людьми, с непосредственным общением: учителя, социальные работники,

психологи, менеджеры, врачи, журналисты, бизнесмены и политики.

Стадии профессионального выгорания:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести

переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но...

скучно и пусто на душе;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в

отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все

чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения со студентами (родителями), профессионал в кругу

своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учащихся - вначале

это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное

поведение

профессионала

-

это

неосознаваемое

им

самим

проявление

чувства

самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к

миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к

собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и

некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти

физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

ТРИ ФАКТОРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С

ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ

Личностный фактор:

Это,

прежде

всего,

чувство

собственной

значимости

на

рабочем

месте,

возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны

руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности,

то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию.

Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается

быстрее.

Его

развитию

способствуют

также

неудовлетворенность

своим

профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток

автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор:

Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт

ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации,

в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы

(отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот

слаженная,

согласованная

коллективная

работа

в

ситуации

распределенной

ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от

развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может

быть существенно выше.

Организационный фактор:

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная

(нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При

этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при

котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу

«инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и

осознания значимости, важности выполняемой работы.

Как же избежать профессионального выгорания?

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ

- Большую роль играют прогулки на свежем воздухе. Выберетесь за город семьей,

проведите день на природе.

- Оглянитесь вокруг. Мир прекрасен! Наша жизнь не только работа, это еще и куча

мелочей, которые мы не замечаем.

- Вспомните место, в котором Вы были счастливы, перенеситесь мысленно туда,

позвольте себе отдохнуть.

СНИЖАЙТЕ ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЙ

- Истинной причиной стресса являются не люди, не события, а то, как мы к этому

относимся.

- Не накручивайте себя, не драматизируйте. Некоторые проблемы гораздо проще

решаются, чем мы думаем.

- Никогда не волнуйтесь о том, чего еще не произошло. Живите настоящим.

ДЕЙСТВУЙТЕ

- В стрессовой ситуации труд выполняет роль громоотвода: наведите порядок дома,

на рабочем месте, займитесь спортом, выйдите прогуляться.

- Стресс – источник энергии. Позвольте ей выйти.

ТВОРИТЕ

- Любая творческая деятельность может исцелить от переживаний: рисуйте, пойте,

шейте, танцуйте.

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ

- Не загоняйте эмоции внутрь, не скрывайте их.

- Помните, что эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья.

- Старайтесь наладить контакты с окружающими, это необходимо для понимания

себя.



В раздел образования