Автор: Ильичёва Екатерина Михайловна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №117
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическя разработка
Тема: Бинарный урок по теме "Виды раскладок, трафареты"
Раздел: среднее профессиональное
2
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
1.Аннотация……………………………………………………….. 3
2.Введение…………………………………………………………. 4
3.Вводная часть…………………………………………………… 5
4.Основная часть…………………………………………………. 7
5.Заключение……………………………………………………… 11
6. Список используемой литературы…………………………… 12
6.Приложения……………………………………………………… 13
3
АННОТАЦИЯ
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие
творческой активности обучающихся, развивают потенциал обучающихся,
побуждают
к
активному
познанию
окружающей
действительности.
Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью,
компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного
материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью
материала.
В подготовке квалифицированных рабочих особое значение имеет
теория и практика. Наиболее ярким проявлением этого является связь
предметов
профессионального
цикла
и
производственного
обучения.
Бинарный урок является одним из форм интеграции. Бинарное обучение это
такая организация учебного процесса, которая одновременно организует
познавательную
деятельность
и
формирование
практических
умений,
навыков. Основу бинарного обучения составляет шаговая организация
познавательной и практической деятельности.
4
Введение
По своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей,
следовательно, оно бинарное. В общем смысле бинарное обучение это
такая организация учебного процесса, которая одновременно организует
познавательную деятельность и формирование практических умений,
навыков. Это обучение является новым синтетическим видом обучения,
которому присущи закономерности, ранее не изучавшей педагогикой.
Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции
теоретического и производственного обучения.
Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в
подготовке
человека
к
самостоятельной
практической
деятельности.
Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном
обучении этот процесс замедляется. При бинарном - протекает как
непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются
однородными,
они
развернутого
характера
-
вся
их
совокупность
переводится
в
плоскость
практического
действия.
Такая
логика
возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение
вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в
зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию.
Бинарное обучение - процесс индуктивно-дедуктивный:от частностей к
обобщению и от обобщений к новым частностям..Информация всегда будет
носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея
применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками,
будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную
самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные
знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует
учебный материал и деятельность обучающихся таким образом, чтобы
переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не
простой
сменяемостью,
а
был
подчинен
обеспечению
возрастающей
интеграции.
5
6
7
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Мастер производственного обучения:
Урок у нас сегодня необычный.
На уроках производственного
обучения
мы
всегда
используем
теоретические
знания.
Необычность
сегодняшнего занятия - теоретическую часть проведет преподаватель спец.
дисциплин, а практическую - мастер (сообщает тему и цель урока).
Преподаватель:
Тема нашего теоретического занятия сегодня- «Виды раскладок.
Трафареты». Отройте тетради и запишите тему.
На уроках технологии мы изучали направление нити основы на
лекалах, технологические припуски на швы и подгонку при раскрое,
технические условия на раскрой. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы
усвоили данные темы.
Процесс раскроя всегда начинается с анализа ткани.
Вопрос: Какие характеристики ткани мы должны определить перед
раскроем?
Ответ:
Вид
поверхности
и
отделки
материала,
лицевую
и
изнаночную стороны, наличие дефектов.
Мастер производственного обучения:
дефекты обычно выявляются в
процессе проведения декатировки.
Вопрос: Для чего нужна декатировка?
Ответ: Чтобы выявить текстильные дефекты, убрать замины,
увлажнить и высушить ткань с целью предотвращения последующей усадки
при помощи утюга.
То есть необходимо выполнение ВТО.
Вопрос: Какие правила безопасности мы должны соблюдать при
работе с утюгом?
Ответ: Перед началом работы проверить исправность утюга,
наличии диэлектрического коврика, включать и выключать утюг надо
сухими руками, держась за вилку. Не допускать перекручивания провода,
попадание его под горячую поверхность утюга. Не оставлять утюг
включенным без присмотра.
Нам сегодня потребуется выполнить раскладку на ткани, попросим
выполнить декатировку обучающегося.
Преподаватель:
Пока
выполняется
практическое
задание,
вспомним
материаловедение. По образцам ткани у вас на столе, необходимо определить
вид поверхности и отделки материала, лицевую сторону, и сказать нам но
каким признакам вы это сделали.
Ответы обучающихся.
8
При раскрое важно знать направление долевой нити на ткани,
особенно когда выполняется подрезка деталей, а кромка отсутствует.
Вопрос: По каким признакам определятся долевая нить на ткани?
Ответ: По кромке, если ткань имеет рисунок в полоску, то долевая
проходит вдоль полосы. Если ткань имеет ворс, то он ложится вдоль нити
основы. По натяжению, в долевом направлении ткань растягивается меньше.
По степени изогнутости нити, уточные нити изогнуты больше.
В малоплотных тканях при рассматривании их на просвет, основные нити
расположены более упорядоченно.
Мастер производственного обучения: прежде чем начинать раскладку на
ткани, надо определить, как будет проходить нить основы на лекалах. Это
задание мы попросим выполнить обучающегося. Ваша задача не только
нанести карандашом направление долевой, но и прокомментировать ваши
действия.
Обучающиеся выполняют практическое задание и дают ответы.
Декатировка выполнена.
Вопрос: Какие дефекты ткани не допускаются на лицевой стороне
изделия?
Ответ: Не допускаются дыры, пропуски нити, искажение рисунка,
пятна, отсутствие ворса, искажение полосы, клетки, разнооттеночность.
Вопрос: Как необходимо отмечать дефекты на ткани?
Ответ: Отмечают мелом или нитками.
Преподаватель:
при
выполнении
раскроя
необходимо
соблюдать
технические условия. Мы с вами только что выяснили, что ткани могут быть
гладкокрашенные.
Вопрос: Как на такой ткани располагают детали?
Ответ: Для уменьшения расхода материала детали можно располагать
в разных направлениях.
Вопрос: Какие особенности надо учитывать при раскрое ворсовых
тканей?
Ответ: На ворсовых тканях детали располагают в одну сторону.'
Вопрос: Как длина ворса влияет на расположение деталей?
Ответ: Ворс может быть короткий, например, у бархата, велюра,
спандекса. В этом случае он должен быть направлен снизу вверх ,для того,
чтобы создать матовый оттенок. А если ворс длинный, его имеют байка,
фланель, пальтовые ткани, в том числе и драп, то он должен быть направлен
сверху вниз, для удобства эксплуатации.
Мастер производственного обучения:
сегодня мы будем выполнять
раскладку на ткани в клетку.
Вопрос: Как необходимо учитывать данную особенность ткани?
Ответ: По уже готовому образцу женского жакета.
Обучающийся дает ответ по образцу: клетку подбирают по краю
борта, боковым швам, среднему шву спинки, по концам воротника, по
9
внешнему краю лацкана. Клетка на воротнике должна совпадать с клеткой в
центральной части спинки, парные детали - рукава, клапаны, листочки
накладные карманы должны иметь симметричный рисунок.
Преподаватель:
мы сегодня неоднократно упоминали такое слово как
раскладка деталей, раскладка лекал.
Вопрос: Кто может ответить, что такое раскладка?
Ответ: Раскладка - это схема расположения деталей на ткани с учетом
соблюдения технических условий на раскрой.
Технические условия мы сегодня повторили, а какие виды раскладок
применяют в условиях индивидуального пошива, мы сейчас узнаем.
По способу настилания ткани раскладки бывают всгиб и в разворот.
При выкраивании в сгиб значительно сокращается время на раскрои, т. к. на
верхнее полотно выкладывают половину комплекта лекал и затем за один
прием вырезают сразу две детали, но при этом увеличивается расход
материала из-за потерь на сгибе. Если модель имеет асимметричные детали,
то применяют раскладку в разворот. Она считается более экономичной, т.к.
дает возможность выполнить более рациональную раскладку.
В зависимости от числа комплектов, выкладываемых на верхнем
полотне , раскладки делятся на многокомплектные и однокомплектные.
Многокоплектная раскладка
выгоднее,
так как
в
ней
увеличивается
возможность поиска наиболее удачного размещения деталей. Опыт показал,
что сочетания смежных или одинаковых размероростов в раскладке дают
лучшие показатели расхода материалов.
Раскладки
также
бывают
одиночные
и
комбинированные.
Одиночные раскладки бывают из одного комплекта лекал, при раскладке их
на материале в разворот, из одного полукомплекта при раскладке всгиб, или
из двух полотен, укладываемых лицом к лицу.
Комбинированные раскладки имеют более одного комплекта лекал
1,5; 2; 2,5; 3 и т.д.
В зависимости от применения (на фабриках - раскройные и
швейные цеха; в ателье в помощь закройщику) лекала изготавливают из
картона,
фанеры,
металла,
из
картона
с
металлической
окантовкой,
производят техническое размножение лекал, изготавливают трафареты.
Трафарет - это полотно из клеенки, бумаги или другого материала,
на котором небольшими отверстиями обозначены контуры лекал. Через эти
отверстия порошком мела, тальком или синькой наносят линии раскладки
лекал на ткань.
Для ускорения процесса изготовления лекал может быть использован
журнал мод, который дает возможность выбрать модель, в соответствии с
размерами заказчицы быстро изготовить лекала.
Демонстрация журнала мод.
Как выполняется раскладка деталей на ткани в клетку вам покажет
мастер производственного обучения.
10
Мастер производственного обучения:
показывает на ткани в клетку
расположение деталей мужских шорт.
Преподаватель: в процессе выполнения раскладки задает вопрос: Можно ли
в данном случае выполнить раскладку в разворот?
Ответ: Можно, но на это уйдет больше времени.
Мастер производственного обучения: мы с вами уже выполняли обведение
деталей кроя мелом, поэтому в качестве закрепления эту операцию выполнит
кто-нибудь из вас.
Обучающийся выполняет обведение лекал на ткани.
Преподаватель:
Вопрос: Какой должна быть толщина меловой линии?
Ответ: 1-2мм
Вопрос: Какие еще должны соблюдаться правила выполнения
раскладок? Мастер производственного обучения:
необходимо обвести
детали вторым контуром с учетом припусков на швы и подгиб низа. Эту
операцию также выполняют обучающиеся.
Вопрос: Почему по низу рукава, изделия, по боковым швам даются
дополнительные припуски?
Ответ : Для подгонки рисунка.
Вопрос: Какие требования предъявляются к качеству готового кроя?
Обучающиеся дают ответы.
Преподаватель:
подводит итоги занятия, выставляет оценки, выдает
домашнее задание.
Мастер производственного обучения: выдает задание на урок.
11
Заключение
Понятно, что в век бурно развивающих технологий, традиционная форма
обучения
себя
не
оправдывает,
обучающиеся
,
переступив
порог
образовательного учреждения, ждут от нас, педагогов, чего-то совершенно
нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения –это ключ к решению
учебно- комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь
в
профессионализм
через
профессионально-важные
качества,
и
т.п.
Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный
деятель, у которого активность и способность к экстренной мобилизации в
условиях, дефицита времени преобладает над операциями автоматизма.
12
Список используемой литературы
1. ГОСТ 12566 – 88 Изделия швейные бытового назначения. Определение
сортности
2. ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Методы контроля качества»
3. Г. А. Крючкова «Технология и материалы швейного производства»
М. Издательский центр «Академия» 2018 г. 384с.
4. Профессиональный стандарт «Оператор швейного оборудования». Приказ
Министерства образования
и
науки
РФ от 02.89.2013
№
767
(зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29551
5. М. А. Силаева «Пошив изделий по индивидуальным заказам»
М. Издательский центр «Академия» 2019 г. 528с
6. А. Т. Труханова
«Основы технологии швейного производства», М.
«Высшая школа», 2019 г., 336с.
13
ПРИЛОЖЕНИЕ
14
Приложение 1
Инструкционно-технологическая карта по теме
«Раскладка лекал мужских шорт»
Наименование
операции
Технические условия
на выполнение
операции
Рисунок
Раскрой
Ткань сложить
вдвое, лицевой
стороной внутрь.
Детали выкройки
разложить на ткани,
можно как на фото
ниже - так
экономнее. Обвести,
вырезать.
Не забудьте
ПРИПУСКИ НА
ШВЫ - 10-15мм, и
обязательно
соблюдать
направление
долевой нити на
ткани.
Проверка качества
раскроя
(самоконтроль,
взаимоконтроль)
15
Приложение 2
Схемы раскладки деталей
16
Комплект лекал мужских шорт
Приложение 3
17
Приложение 4
18
Приложение 5
Образец готового изделия (мужские шорты)