Автор: Багряшова Валентина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СШ № 7 д.Ивантеево"
Населённый пункт: д.Ивантеево, Валдайского района Новгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Музей -центр воспитания подрастающего поколения
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 д.Ивантеево»
Областной фестиваль музеев образовательных организаций
Школьный музей-
центр воспитания подрастающего поколения.
Краеведческий музей.
Материалы подготовила:
Багряшова В.В., учитель
МАОУ «СШ № 7 д.Ивантеево»
2023 год
г.Валдай
Содержание.
1. Школьный музей – центр гражданского и патриотического
воспитания учащихся
Пояснительная записка
Обоснование актуальности и востребованности проекта
2. Цели и задачи
3. Целевая аудитория.
4. Общая характеристика структуры и специфики музея.
5. Основные методы работы.
6 Система управления
7 Кадровое обеспечение
8. Вклад обучающихся в разноплановую работу музея.
9. Перспективы развития музея.
10. Литературные и другие источники.
11.ПРИЛОЖЕНИЕ
Пояснительная записка.
1.Актуальность и новизна.
Современная школа - это важнейший центр воспитания подрастающего
поколения.
Система воспитания в школе определяет
нравственные
ориентиры, которые дают прочную духовную опору на жизненные ценности,
гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет
там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное
становление. А для этого молодой человек должен
воспитываться на
исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о
прошлой жизни своих предков.
Работа нашего музея в школе предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно-
воспитательном
процессе,
участие
в
различного
рода
мероприятий
патриотической и краеведческой направленности.
Школьный музей - это база овладения краеведческими представлениями.
От любви к малой родине и изучения её истории дети приходят к познанию
всей Родины. История нашей деревни, нашей школы, история жизни наших
земляков длинная (от середины 18 века по настоящее время) и интересная,
заслуживающая того, чтобы ее знали потомки. Это актуально, т.к. данные
значимые для нас ценности указаны как ценности «Движения первых».
2. Цель:
Создать условия для формирования у обучающихся и воспитанников
патриотизма, любви и гордости за свою малую родину, за свою школу через
создание и организацию работы школьного музея.
Задачи:
1.
Собрать и сохранить исторические материалы о становлении нашей
деревни, о истории нашей школы и о людях, которые внесли большой
вклад в развитие нашей малой родины.
2.
Обобщить собранные материалы
3.
Описать коллекцию материалов.
4.
Оформить экспозицию собранных материалов.
5.
Принимать участие в мероприятиях различного уровня патриотической
и краеведческой направленности
3.Целевая аудитория:
Обучающиеся и воспитанники МАОУ «СШ № 7 д.Ивантеево», гости школы.
Собирая и описывая коллекцию материалов музея, участвуя в устройстве
экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по
различным дисциплинам, учащиеся обучаются приемам самостоятельной
работы, исследовательской в своей основе, работе с архивными материалами.
Забота о школьном музее, пропаганда его материалов среди школьников
развивает многие навыки культурной деятельности, любовь и уважение к
своему краю, к самому себе.
«Мы не Иваны, не помнящие родства».
Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная
прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт
поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история
наших дедов и прадедов.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином
своего Отечества.
4.Общая характеристика структуры и специфики музея.
Основные направления деятельности в Школьном музее:
- изучение родного края, в том числе путем проведения краеведческих
исследовательских походов, экспедиций;
- научно-фондовая работа (комплектование, учет, научное описание,
хранение музейных предметов и коллекций);
- экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий на
основной экспозиции, подготовка и проведение выставок);
- научно-методическая работа - осуществление методической помощи
педагогическим работникам в подготовке и проведении образовательных
мероприятий (подбор музейных предметов, разработка сценариев и т.д.);
- научно-исследовательская работа по изучению музейных предметов и
коллекций, находящихся в музеях, архивах и т.д.;
- просветительная работа среди обучающихся и иных граждан (или
физических лиц);
- культурно-массовая работа, информационная и иная деятельность
Школьный
краеведческий
музей
включает
в
себя
следующие
направления:
1.
История деревни,
2.
История местного самоуправления с начала 18 века по настоящее
время.
3.
Великая Отечественная война.
4.
Воины -интернационалисты
5.
История школы
5.Основные методы работы.
1.
Методы, используемые в работе с детьми, классифицированы в две
большие группы:
-методы по преимущественному источнику получения знаний
-методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
А) Словесные – формы, направленные на получение основной информации в
процессе
рассуждений
и
доказательств
(рассказ,
беседа,
объяснение,
экскурсия – диалог)..Интересны беседы с детьми : катехизическая – вопросо-
– ответная, не допускающая возражений, с запоминанием ответов (даты,
исторические события, факты, люди и т.д.).Сократическая – мягкая,
почтительная, допускающая со стороны детей сомнения и возражения
(например на тему «Как жили люди до 18 века»).Эвристическая – ставящая
детей перед проблемами и требующая собственных ответов на поставленные
педагогом вопросы.
Б) Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с
применяемыми
наглядными
пособиями
(экпонатами,
иллюстрациями,
фотографиями,
архивными
документами,
видео,
презентациями)
и
техническими средствами.
В)Практические – формы овладения материалом на основе упражнений,
самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности
А)Репродуктивные
–
формы
овладения
учебным
материалом,
преимущественно основные не воспроизводящей функции памяти.
Б)Объяснительно - иллюстративные - формы, направленные на передачу
детям знаний «в готовом виде».
В)Проблемно поисковые – организация обучения путем самостоятельного
добывания
знаний
в
процессе
решения
учебных
проблем,
развития
творческого мышления и познавательной активности детей.
В)Исследовательские формы, предполагающие выполнение детьми под
руководством педагога отдельных исследовательских заданий, проектов,
квестов и т.п..
Формы работы в школьном музее:
1.
Мини беседы
2.
Экскурсии для детей, родителей и гостей школы
3.
Самостоятельное рассматривание и изучение экспонатов
4.
Работа творческой группы по сбору материала для музея
и
пополнению экспонатов
5.
Чтение художественной литературы.
6.
Исследовательская проектная деятельность,
7.
Просмотр готовых презентаций, использование презентаций в учебно-
образовательном и воспитательном процессе.
8.
Встречи с интересными людьми.
9.
Мероприятия краеведческой и патриотической направленности.
10.Квесты и виртуальные экскурсии.
Методы подготовки и проведения экскурсий
Музей предусматривает подготовку и проведение экскурсий. Для этого
создана рабочая творческая группа, которая включает в себя педагогов и
обучающихся, увлеченных познанием исторических фактов и материалов и
стремящихся сохранить их и донести до школьной аудитории
.
Метод
подготовки
и
защиты
проектов
как
нельзя
лучше
всего
готовит
экскурсоводов музея из обучающихся школы. В будущем ребята будут
готовить краеведческие хакатоны и квесты, виртуальные экскурсии. Сейчас
мы этому учимся.
6.Система управления
В нашей малокомплектной школе создано ученическое самоуправление, в
состав которого мы включили
руководителя нашего музея из числа
школьников, который под руководством педагога возглавляет рабочую
творческую группу. Создан план создания музея, план работы музея, план
участия в мероприятиях патриотической и краеведческой направленности.
По окончании года работы музея проводится анализ работы и подводятся
итоги.
7.Кадровое обеспечение.
Возглавляет работу обучающихся педагог школы, изучивший
методические
рекомендации
по
созданию
в
музеях
образовательных
организаций разделов и методические рекомендации по работе школьного
музея.
-
8.Вклад обучающихся в разноплановую работу музея.
Обучающиеся школы совместно с педагогами организовали сбор
материалов об истории школы, истории своего края, его жителях. Педагоги
вместе с детьми встречались со старожилами деревни, записывали их
рассказы, изучали имеющийся материал в школе, обобщали и группировали
по направлениям.
Ежегодно на общешкольной научно-практической конференции «Мой
мир» учащиеся защищали свои проекты, в том числе по краеведению и
патриотическому воспитанию.
Группа учащихся 8-9 классов готовит для сверстников и младших
школьников, для гостей школы экскурсии по страницам музея МАОУ «СШ
№ 7 д.Ивантеево», беседы (устные журналы), основанные на воспоминаниях
жителей о Великой Отечественной войне, о жизни земляков до войны , во
время войны и после войны; о воинах-интернационалистах. Готовится
экспозиция о военнослужащих-участниках СВО на Украине.
Краткое описание этапов и результатов проделанной работы.
Наш музей находится в стадии становления. Работы по оформлению
музейной комнаты начаты в феврале 2023 года.
Педагог и обучающиеся собрали, систематизировали материал в четыре
раздела:
1.
История деревни,
2.
История местного самоуправления с начала 18 века по настоящее
время.
3.
Великая Отечественная Война.
4.
Воины -интернационалисты
5.
История школы
Учащимися школы, опираясь на собранный материал, написаны
следующие работы: 1) История Ивантеевской школы, 2) История местного
самоуправления от 18 века по настоящее время. 3) Моя деревня в годы
Великой Отечественной войны. 4) Воины-интернационалисты – наши
соотечественники. 5)Люди села.
Есть и достижения у обучающихся школы: Елезов Игорь, ученик 6
класса, принял участие в Международном конкурсе « Во благо Отечества»
и награжден дипломом 3 степени. В настоящее время он подал заявку на
участие в региональном этапе конкурса «История местного самоуправления».
9.Перспективы развития музея
.
Любое хранилище исторических реликвий и материалов об истории
своего края всегда будет иметь перспективы в воспитании у школьников
таких ценностей как любовь к своему Отечеству, к своей семье, гордость за
свою Родину и почтение к своему народу.
В настоящее время музей занимает помещение площадью 49,8 кв.м. Его
оборудование и стенды выполнены руками школьников прошлых лет. В
перспективе в школе в 2025 году планируется капитальный ремонт школы,
кабинетов, следовательно, и ремонт музейного помещения. Тогда и наш
музей займет достойное место среди других школьных музеев и сможет
принимать гостей.
Планируется оформить еще
страницы музея «Участники СВО», «
Учителя- ветераны труда». Освоить виртуальное пространство. Школьный
музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и
демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо
использовать
новые
информационные
технологии
в
экспозиционно-
выставочной работе.
Возможно в будущем организованная виртуальная
версия школьного музея ускорит процесс интеграции школы, и социума для
осуществления целей воспитания подрастающего поколения, будет развивать
партнерские отношения между педагогами, родителями и детьми и при
общении через Интернет.
10.Литературные и другие источники:
1.Письмо Минпросвещения России от 09.07.2020 N 06-735 "О направлении
методических рекомендаций о создании и функционировании структурных
подразделений
образовательных
организаций,
выполняющих
учебно-
воспитательные функции музейными средствами"
2. Методическое пособие "Организация работы школьного музея"
(Борисоглебский городской округ)
3. Методические рекомендации по развитию школьных музеев. Сборник
работ победителей Всероссийского конкурса проектов педагогов по
сохранению культурной и исторической памяти.
4.Методические рекомендации по организации деятельности школьных
музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к
письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
5..https
://
pandia
.
ru
/
text
/81/025/47960.
php
?
ysclid
=
lfhwisucd
5958386811
6.
Использована
презентация
к
конкурсу
«История
местного
самоуправления» Елезова Игоря, ученика 6 класса МАОУ «СШ № 7
д.Ивантеево».
7. Использована презентация к конкурсу «Во благо Отчества» Елезова Игоря,
ученика 6 класса МАОУ «СШ № 7 д.Ивантеево».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к материалам Областного фестиваля
музеев образовательных организаций
Школьный музей-
центр воспитания подрастающего поколения.
Краеведческий музей.
Перечень экспонатов Краеведческого музея
МАОУ «СШ № 7 д.Ивантеево».
I.Документы.
1.
Историческая справка Архивного отдела Государственного архива
Новгородской области №126 от 12.03.1997 года
2.
Сведения о разминировании территорий сельсоветов Валдайского
района Новгородской области, произведенном с 12 сентября 1945 года.
Государственный архив Новгородской области ФР-974, Оп 11, Д.2,Л.4
3.
Ведомости Городненского погоста Валдайского уезда Новгородской
епархии 1810 года Новгородского губернского земства за 1858 – 1880
годы.
4.
Статистические сведения о деревни Ивантеево Ивантеевской волости
Валдайского уезда Новгородской губернии на 1907 год.( список
населенных мест Новгородской губернии . Валдайский уезд. Новгород,
1909, с.44)
5.
Сведения о населении Ивантеевской волости Валдайского уезда
Новгородской
губернии
по
данным
статистического
отделения,
Государственный архив Новгородской области Ф.Р -98, ОП.3, Д 1775,
Л.52, об.53, Д.1399, Л.129, 222, Д.1783, Л.44, об, 45
6.
Список лиц , лишенных избирательных прав по Ивантеевскому
сельсовету на 1930 год. Государственный архив Новгородской области
Ф.Р.-974, Оп.7, Д.5, Л.48, об.-49
7.
Карточки Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года
хозяйства крестьянского типа по деревни Ивантеево.
Государственный архив Новгородской области Ф-98.Оп.1.Д.360, Л.1,16,
38
8.
Выписка из протокола заседания Президиума Боровичского окружного
исполкома Совета рабочих , крестьянских и красноармейских депутатов
от 12июня 1929 года по вопросу о восстановлении в избирательных
правах Рассадина Ильи, жителя деревни Ивантеево. Государственный
архив Новгородской области Ф.Р.-974, Оп.7, Д.5, Л.601
9.
Статистические данные о деятельности отдела культпросветработы
Валдайского райисполкома на октябрь 1948 год. Государственный
архив Новгородской области Ф.Р.-974,Оп.10, Д.35, Л.98.
10.Протокол заседания Ивантеевского общественного сельского суда от 23
февраля 1947 года по делу о взыскании материального ущерба.
Государственный архив Новгородской области. Ф.Р.-986. Оп.4.,Д.6,
Л.10-10об.
11.Личная карточка депутата Ивантеевского сельского Совета депутатов
трудящихся Л.И.Ратникова 23 декабря 1947 года. Государственный
архив Новгородской областиФ.Р.Оп.10, Д.35, Л. 87-87об.
12.Запрос Президиума Ленинградского облисполкома в Ивантеевский
сельсовет о лишении избирательных прав. 1933 год. Государственный
архив Новгородской области Ф.Р.-974, Оп.7, Д.33, Л.45
13.Выписка
из
протокола
заседания
Президиума
Ленинградского
облисполкома от 15 апреля 1934 года по делу о восстановлении в
избирательных правах Киселева Алексея Дмитриевича , жителя
Ивантеевского
сельсовета.
Государственный
архив
Новгородской
области Ф.Р.-974, Оп.7. Д.33, Л.56.
14.Предписание
эпидемиологической
службы
председателю
Ивантеевского сельсовета о мерах борьбы с эпидемией брюшного тифа,
6
февраля
1946
года.
Государственный
архив
Новгородской
областиФ.Р.-986.Оп.4.Д.1.Л.9.10
15.План строительства культпросветучреждений на 1964-1970 годы по
Валдайскому району. Государственный архив Новгородской области
Государственный
архив
Новгородской
области
Ф.Р.-
974.Оп.3.Д.9.Л.57,60Выписка Боровичской окружной избирательной
комиссии № 16/1283 от марта 1929 года.
16.Письмо председателя исполкома Валдайского райсовета председателю
Ивантеевского сельсовет об открытии начальной школы в деревне
Ивантеево. 8 июля 1943 года.
17.Распоряжение
отдела
народного
образования
Валдаайского
райисполкома председателю Ивантеевского сельсовета о проведении
учета детей школьного возраста. Июль 1943 год.
Государственный архив Новгородской области Ф.Р.-986.Оп.2.Д.2.Л.120.
18.Распоряжение
председателя
исполкома
Валдайского
райсовета
в
Ивантеевский сельсовет о восстановлении Ивантееской школы. Август
1945 года.
Государственный архив Новгородской области Ф.Р.-
986.Оп.2.Д.2,Л.120.
19.Новгородская губернская земская управа. Школьный статистический
бланк . Сведения 1912-1913 годов.
20.Заявление Полшковой Веры Ивановны в Валдайский райисполком о
предоставлении
хлебных
карточек.
19
января
1944
года.
Государственный
архив
Новгородской
области
Ф.Р.-
974,Оп.3,Д.9.Л.57,60
21.Распоряжение
отдела
народного
образования
Валдайского
райисполкома председателю Ивантеевского сельсовета о проведении
учета детей школьного возраста июль 1943 года.
Государственный архив Новгородской области ФР-986, Оп 2, Д.2,Л.120
Воспоминания жителей деревни Ивантеево и близ лежащих деревень.
1.
Воспоминания
Кузьминой
Анны
Михайловны,
жителя
деревни
Ивантеево, ветерана Великой Отечественной войны, председателя
сельсовета, выпускницы Ивантеевской школы 1941 года. Записаны
Багряшовой В.В. со слов Кузьминой А.М. непосредственно в беседе.
Подпись Кузьминой А.М. подлинная.
2.
Воспоминания Лебедевой Ольги Васильевны, узника концлагеря,
директора совхоза «Красный партизан», секретаря парторганизации,
депутата Валдайского района. Записаны Багряшовой В.В. со слов
Лебедевой О.В.. непосредственно в беседе.
3.
Воспоминания о военном времени Арсентьевой Ольги Васильевны,
жителя с. Никольское Демянского района,
4.
Воспоминания Снегиревой Марии Николаевны. Записаны Багряшовой
В.В. со слов Снегиревой М.Н.непосредственно в беседе.
5.
Воспоминания Петровой Веры Александровны. Записаны Багряшовой
В.В. со слов Петровой В. А. непосредственно в беседе
6.
Воспоминания Архипова Николая Васильевича,
жителя деревни
Ивантеево, выпускника Ивантеевской школы 1945 года. Записаны
Багряшовой В.В. со слов Архипова Н.В. непосредственно в беседе.
7.
Письмо А.А.Останиной.
8.
Воспоминания о военном времени Никанора Иванчука , записанные
внуком Аксеновским Виталием, выпускником школы.
9.
Сочинение Лапшиной Марии Мои родственники в годы Великой
Отечественной войны.
10.Поколение победителей. Рассказ о Безрукове Александре Васильевиче.
11.Письмо из Чечни воина -интернационалиста Кудряшова Алексея
классному руководителю Багряшовой В.В.
12.Фотографии
из
Афганистана,
предоставленные
Колосовым
Владимиром Валентиновиче, воином-интернационалистом, бывшим
учителем Ивантеевской школы.
Копии фотографий изображений зданий:
1.
Новое здание магазина постройка 1977 годагода
2.
Жилые совхозные дома деревни Ивантеево, постройка 1979 года
3.
Деревянное здание школы. Постройка 1946 года.
Газетные вырезки и их копии:
1.
О Лебедевой О.В. « Всегда с народом», «Неугомонная», «Место в
жизни»
2.
О леснике Голикове Иване Николаевиче « Настоящий лесник умеет
все»
3.
О заведующем Дома офицеров К.В.Дворецкове. «Краски лета». Его три
картины.
4.
О Сергее Аркадьевиче Новолоцком. Фермер с Большого Уклейна.
5.
Газета Пионерская правда.
Стенды, изготовленные выпускником школы 1986 года Стуловым Андреем.
1.
Списки ушедших на фронт во время Великой Отечественной войны.
2.
Материалы о партизанском движении
3.
Материалы об истории образования Ивантеевской школы и старейших
учителях, о республике СИРИУС.
Летопись школы.
1.Работа «Летопись родного края.» Гурбанова Заура, бывшего ученика
школы.
2.Тетради выпускников Шевченковой Ольги , Колпакова Андрея,
Багряшова Евгения и других выпускников школы.
Презентации:
1.
История родного края. Елезов Игорь. 2022 год
2.
История местного самоуправления. Елезов Игорь. 2023 год
Военные экспонаты:
1.
Солдатская каска времен Великой Отечественной войны- 2 шт.
Предоставленные учащимся школы Ерофеевым Николаем, участником
раскопок с отрядом «Долина».
2.
Часть
винтовки
времен
Великой
Отечественной
войны.
Предоставленная учащимся школы Ерофеевым Николаем, участником
раскопок с отрядом «Долина».
3.
Противогаз . Дата изготовления 1947 год
4.
Грамота Верховного Совета Дарченкову Игорю Юрьевичу, отданная
лично в дар Ивантеевской школе.
5.
Воинский берет, принадлежащий воину-интернационалисту, участнику
Чеченской войны Кудряшову Алексею
6.
Значок депутата районного совета Лебедевой О.В.
7.
Значок депутата районного совета Кузьминой А.М.
8.
Значки октябрятский, пионерский, комсомольский , стройотрядовский,
поощрительные ленты, спортивные медали и вымпелы Багряшова
Анатолия Алексеевича, бывшего учителя Ивантеевской школы.
9.
Копии грамот района, области, Министерства РФ и благодарностей
учителю физики Багряшовой В.В., учителю физической культуры
Багряшову А.А. и других учителей.