Автор: Карташова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ"Гимназия №1"
Населённый пункт: Ставропольский край с.Красногвардейское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерпретация концепта «совесть» при подготовке к сочинению - рассуждению
Раздел: среднее образование
Тема урока: Диалог о совести. (Интерпретация концепта «совесть» при
подготовке к сочинению - рассуждению.)
Слово, как и человек, имеет трехуровневую
структуру: тело - звуковая оболочка. Душа –
значение Слова. Дух-
смысл Слова. Слово - живой субъект.
П.Флоренский
Цели урока:
обучающая: освоение учащимися новой технологии работы со словом,
создание художественного образа слова.
развивающая:
совершенствовать
работу
в
группе,
паре,
на
основе
сотрудничества,
товарищеского взаимоуважения
и
помощи;
развивать
монологическую речь учащихся;аналитическое чтение; умение работать со
справочной литературой.
воспитательная:
воспитание
положительного
отношения
к
знаниям;
воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова;
формирование культуроведческой компетенции.
Предметные результаты: знания по разделу «Текстоведение»; овладение
разными моделями анализа текста.
Метапредметные
результаты:
овладение
разными
видами
речевой
деятельности; формирование навыков исследовательской деятельности;
развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям жизни,
вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты: обогащение духовного мира личности.
Оборудование:
тексты
для
комплексного
анализа,
карточки
для
распределения по группам, для дифференцированного домашнего задания,
таблицы, схемы, используемые для составления кластера.
Используемые технические средства: персональный компьютер,
мультимедийный проектор.
Программные средства: Microsoft Power Point
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Целеполагание
3.
Смысловое исследование (работа в группах)
4.
Работа с Буквицей
5.
Комплексный анализ текста
5. Сопоставительный анализ
6 Коллективный кластер.
7 .Рефлексия.
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение
1.
Организационный момент
- Добрый день, уважаемые девятиклассники. Сегодня на уроке желаю вам
глубины мысли, творчества, приобщения к русской культуре, традициям. На
нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
- Сегодня мы с вами перевернем еще одну страницу в постижении родного
языка и самих себя.
2.
Целеполагание
- Перед вами картина Н. Ге, которая поможет определить вам тему урока.
- Какую фактуальную (внешнюю) информацию передает полотно? (Ученики
отвечают)
- Какую концептуальную информацию передает репродукция? Она поможет
определить тему.
- А какую скрытую информацию содержит картина? (Человек одинок, но
осталась совесть.)
- Определите тему урока (запись в тетрадях, учитель сообщает название).
- Прочтите слова П.Флоренского. Они помогут вам определить цели урока.
- Сегодня поразмышляем о пространстве слова «совесть».
- Почему для работы выбрано это слово? (Проблемная ситуация.)
- Какие ассоциации вызывает это понятие?
3.
Смысловое исследование
- Работая в группах, вы проведете смысловое исследование слова «совесть».
1, 6 гр. - лексическое значение.
2 гр. - этимология слова.
5, 3 гр. - пословицы, поговорки.
4 группа – фразеологические обороты
- В работе вам помогут словари, справочная литература (Работа в
группах.)
3,4, 5 гр. - Как видим, пословицы, поговорки, фразеологизмы о совести
отражают сложные отношения людей с этой нравственной категорией.
Вывод:
этимологический
и
лексический
анализ
слова
«совесть», позволил выяснить, что совесть заложена в сознании
человека. Она помогает человеку обрести целостность и найти путь
духовного развития. Через слово человек познает не только себя, но и
окружающий его мир.
4.
Тайна слова (работа с Буквицей).
Все слова имеют несколько смыслов: поверхностный, то есть повседневный
и глубинный (скрытый)
- О глубинном смысле слова нам поведает Буквица. Славянская азбука – это
кладезь мировоззренческой мудрости. За каждой буквой стоял образ.
СЪВѢСТЬ
С (Слово) — соединение двух сфер; Слово; произнесенная мысль; поток
энергии (рождение мысли).
Ъ (эръ) — продолжающийся процесс творения.
В (вди) — мудрость и глубина познания.
Ѣ (ять) — гармоничное соединение небесного и земного.
Т (твърдо) — твердость убеждений; утвержденное свыше.
Ь (эрь) — существующая жизнь; то, что уже сотворено природой;
законченное творение.
- Какой же смысл вкладывали наши предки в это слово?
- Совесть является высшей мудростью. Она помогает жить по всеобщим
законам мироздания.
5.
Комплексный анализ текста.
- Сейчас вы определите, как же слово живет, работает в тексте.
- Объектом наблюдения будет текст Л.Рувинского, С.Хохлова. .Прочитайте
его выразительно.
- Проведите работу в паре, выполнив предложенные задания.
Каждый знает, что нелегко следовать голосу совести.
Если мы поступаем вопреки совести, мы проявляем слабоволие.
Но иногда лукавим с собой, а также стремимся оправдать любой
ценой неблаговидный поступок, придумывая самые разные уловки. И
все же, несмотря на это, очень часто человек начинает осознавать, что
жил не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие
минуты, особенно в том возрасте, когда человек начинает уже подводить
итоги своей жизни.
Очевидно,
чтобы
избежать
такой
печальной
участи,
надо
научиться смотреть в глаза своей совести. А для этого надо развивать
свою
волю,
которая
не
позволит
вам
быть
малодушным,
беспринципным.
( По Л. Рувинскому, С. Хохлову.)
1.
Определите тему, основную мысль текста.
2.
Озаглавьте текст, назовите синонимы к слову «совесть».
3.
Определите стиль, тип речи данного текста,
4.
Найдите эпитеты, метафоры, контекстуальные синонимы.
6.
Сопоставительный анализ
_ У русской литературы есть традиция: говорить о совести как об
особой нравственной категории, которая определяет ментальность
нации. Обратимся к стихотворению Юлия Кима «Диалог о совести».
- Прочтите выразительно текст. Разыгрывание учащимися диалога
Диалог о совести
- Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь -
Оказывается, "совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго".
- Но как же быть, когда идет игра,
Партнеры лгут, блефует кто как может,
И для победы правды и добра
Тебе солгать необходимо тоже -
И как же быть тогда?
- Я понимаю... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...
- Но как же быть, когда идет борьба
За идеал и лучшие надежды?
Ну, а в борьбе нельзя без топора,
А где топор - там щепки неизбежны.
И как же быть тогда?
- Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...
- Но если все охвачены одним
Безумием - не на день, а на годы?
Идет потоп - и он неудержим
И увлекает целые народы!
Так что же может слабый человек
В кошмаре, чей предел непредсказуем?
Что может он, когда безумен век?
И кто виновен в том, что век безумен?
Кого судить?
Кому судить?
За что судить?
- Я не знаю... Я только знаю, что совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго!
- Что объединяет тексты Ю.Кима и Л.Рувинского, С.Хохлова?
7.Сотворчество. Коллективный кластер
- В каких художественных произведениях герои проходят испытание
совестью?
8.
Рефлексия
- Что дает Вам такая работа со словом?
9. Заключение.
- Выразительное чтение стихотворения Б.Окуджавы
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни к нему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.
-Какова главная мысль стихотворения?
- Что для Вас значит слово «совесть»?
- Сегодня Вы вели диалог о совести, а у кого-то, может быть, состоялся
диалог с совестью.
10. Итог
11. Домашнее задание
- Сегодняшний урок поможет вам в выполнении домашнего задания.
Написать сочинение – рассуждение «Что такое совесть»