Напоминание

Интерпретация концепта «совесть» при подготовке к сочинению - рассуждению


Автор: Карташова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ"Гимназия №1"
Населённый пункт: Ставропольский край с.Красногвардейское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерпретация концепта «совесть» при подготовке к сочинению - рассуждению
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Диалог о совести. (Интерпретация концепта «совесть» при

подготовке к сочинению - рассуждению.)

Слово, как и человек, имеет трехуровневую

структуру: тело - звуковая оболочка. Душа –

значение Слова. Дух-

смысл Слова. Слово - живой субъект.

П.Флоренский

Цели урока:

обучающая: освоение учащимися новой технологии работы со словом,

создание художественного образа слова.

развивающая:

совершенствовать

работу

в

группе,

паре,

на

основе

сотрудничества,

товарищеского взаимоуважения

и

помощи;

развивать

монологическую речь учащихся;аналитическое чтение; умение работать со

справочной литературой.

воспитательная:

воспитание

положительного

отношения

к

знаниям;

воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова;

формирование культуроведческой компетенции.

Предметные результаты: знания по разделу «Текстоведение»; овладение

разными моделями анализа текста.

Метапредметные

результаты:

овладение

разными

видами

речевой

деятельности; формирование навыков исследовательской деятельности;

развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям жизни,

вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные результаты: обогащение духовного мира личности.

Оборудование:

тексты

для

комплексного

анализа,

карточки

для

распределения по группам, для дифференцированного домашнего задания,

таблицы, схемы, используемые для составления кластера.

Используемые технические средства: персональный компьютер,

мультимедийный проектор.

Программные средства: Microsoft Power Point

План урока

1.

Организационный момент.

2.

Целеполагание

3.

Смысловое исследование (работа в группах)

4.

Работа с Буквицей

5.

Комплексный анализ текста

5. Сопоставительный анализ

6 Коллективный кластер.

7 .Рефлексия.

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение

1.

Организационный момент

- Добрый день, уважаемые девятиклассники. Сегодня на уроке желаю вам

глубины мысли, творчества, приобщения к русской культуре, традициям. На

нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Сегодня мы с вами перевернем еще одну страницу в постижении родного

языка и самих себя.

2.

Целеполагание

- Перед вами картина Н. Ге, которая поможет определить вам тему урока.

- Какую фактуальную (внешнюю) информацию передает полотно? (Ученики

отвечают)

- Какую концептуальную информацию передает репродукция? Она поможет

определить тему.

- А какую скрытую информацию содержит картина? (Человек одинок, но

осталась совесть.)

- Определите тему урока (запись в тетрадях, учитель сообщает название).

- Прочтите слова П.Флоренского. Они помогут вам определить цели урока.

- Сегодня поразмышляем о пространстве слова «совесть».

- Почему для работы выбрано это слово? (Проблемная ситуация.)

- Какие ассоциации вызывает это понятие?

3.

Смысловое исследование

- Работая в группах, вы проведете смысловое исследование слова «совесть».

1, 6 гр. - лексическое значение.

2 гр. - этимология слова.

5, 3 гр. - пословицы, поговорки.

4 группа – фразеологические обороты

- В работе вам помогут словари, справочная литература (Работа в

группах.)

3,4, 5 гр. - Как видим, пословицы, поговорки, фразеологизмы о совести

отражают сложные отношения людей с этой нравственной категорией.

Вывод:

этимологический

и

лексический

анализ

слова

«совесть», позволил выяснить, что совесть заложена в сознании

человека. Она помогает человеку обрести целостность и найти путь

духовного развития. Через слово человек познает не только себя, но и

окружающий его мир.

4.

Тайна слова (работа с Буквицей).

Все слова имеют несколько смыслов: поверхностный, то есть повседневный

и глубинный (скрытый)

- О глубинном смысле слова нам поведает Буквица. Славянская азбука – это

кладезь мировоззренческой мудрости. За каждой буквой стоял образ.

СЪВѢСТЬ

С (Слово) — соединение двух сфер; Слово; произнесенная мысль; поток

энергии (рождение мысли).

Ъ (эръ) — продолжающийся процесс творения.

В (вди) — мудрость и глубина познания.

Ѣ (ять) — гармоничное соединение небесного и земного.

Т (твърдо) — твердость убеждений; утвержденное свыше.

Ь (эрь) — существующая жизнь; то, что уже сотворено природой;

законченное творение.

- Какой же смысл вкладывали наши предки в это слово?

- Совесть является высшей мудростью. Она помогает жить по всеобщим

законам мироздания.

5.

Комплексный анализ текста.

- Сейчас вы определите, как же слово живет, работает в тексте.

- Объектом наблюдения будет текст Л.Рувинского, С.Хохлова. .Прочитайте

его выразительно.

- Проведите работу в паре, выполнив предложенные задания.

Каждый знает, что нелегко следовать голосу совести.

Если мы поступаем вопреки совести, мы проявляем слабоволие.

Но иногда лукавим с собой, а также стремимся оправдать любой

ценой неблаговидный поступок, придумывая самые разные уловки. И

все же, несмотря на это, очень часто человек начинает осознавать, что

жил не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие

минуты, особенно в том возрасте, когда человек начинает уже подводить

итоги своей жизни.

Очевидно,

чтобы

избежать

такой

печальной

участи,

надо

научиться смотреть в глаза своей совести. А для этого надо развивать

свою

волю,

которая

не

позволит

вам

быть

малодушным,

беспринципным.

( По Л. Рувинскому, С. Хохлову.)

1.

Определите тему, основную мысль текста.

2.

Озаглавьте текст, назовите синонимы к слову «совесть».

3.

Определите стиль, тип речи данного текста,

4.

Найдите эпитеты, метафоры, контекстуальные синонимы.

6.

Сопоставительный анализ

_ У русской литературы есть традиция: говорить о совести как об

особой нравственной категории, которая определяет ментальность

нации. Обратимся к стихотворению Юлия Кима «Диалог о совести».

- Прочтите выразительно текст. Разыгрывание учащимися диалога

Диалог о совести

- Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь -

Оказывается, "совесть -

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго".

- Но как же быть, когда идет игра,

Партнеры лгут, блефует кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже -

И как же быть тогда?

- Я понимаю... Я только говорю, что совесть -

Это нравственная категория...

- Но как же быть, когда идет борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор - там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?

- Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -

Это нравственная категория...

- Но если все охвачены одним

Безумием - не на день, а на годы?

Идет потоп - и он неудержим

И увлекает целые народы!

Так что же может слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто виновен в том, что век безумен?

Кого судить?

Кому судить?

За что судить?

- Я не знаю... Я только знаю, что совесть -

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго!

- Что объединяет тексты Ю.Кима и Л.Рувинского, С.Хохлова?

7.Сотворчество. Коллективный кластер

- В каких художественных произведениях герои проходят испытание

совестью?

8.

Рефлексия

- Что дает Вам такая работа со словом?

9. Заключение.

- Выразительное чтение стихотворения Б.Окуджавы

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни к нему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек.

-Какова главная мысль стихотворения?

- Что для Вас значит слово «совесть»?

- Сегодня Вы вели диалог о совести, а у кого-то, может быть, состоялся

диалог с совестью.

10. Итог

11. Домашнее задание

- Сегодняшний урок поможет вам в выполнении домашнего задания.

Написать сочинение – рассуждение «Что такое совесть»



В раздел образования