Напоминание

Создание условий для развития личности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения физике


Автор: Кокарев Борис Евгеньевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ 1 г.Кирова
Населённый пункт: Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для развития личности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения физике
Раздел: среднее образование





Назад




Создание условий для развития личности учащихся с задержкой

психического развития в процессе обучения физике

Б.Е.Кокарев,

учитель физики

С первых дней

обучения

физике

(7-9 классы) мне

пришлось

столкнуться с целым рядом трудностей, вызванных особенностями детей с

задержкой психического развития.

Идеи Выготского Л.С., Шамовой Т.И., Щукиной Г.И. значительно

облегчили поиск оптимальных путей решения возникших проблем.

Привитие интереса к предмету

Физика – наука о природе и ее явлениях. Описание физических

явлений, их объяснение требуют логического мышления. От учащихся на

уроке требуется максимум внимания, чего не хватает нашим детям. Их

внимание рассеяно. Неустойчиво или отсутствует вовсе. Это ведет к тому,

что ученик пропускает весь материал урока или его фрагменты. Пробелы

наслаиваются, что приводит к потере интереса к предмету, ученик перестает

улавливать связь между отдельными темами, не может делать выводы,

обобщать.

Нами разработаны некоторые способы решения этих трудностей.

Во-первых,

каждый

урок

должен

содержать

«изюминку».

Это

позволяет на каждом его этапе поддерживать интерес учащихся. Так, в 7

классе урок на тему «Закон Архимеда» начинается с легенды о короне царя

Гиерона, который, желая уличить мастера в хищении золота, предложил

Архимеду определить химический состав короны. Как удалось Архимеду

решить эту задачу? Ученики предлагают различные способы и в течение

всего урока не теряют желания узнать правильный ответ.

Можно использовать с этой же целью эксперимент. На уроке по теме

«Атмосферное давление» вначале был показан опыт с перевернутым вверх

дном стаканом воды, к которому прижата снизу картонка. Желание учащихся

знать, почему вода из стакана не выливается, помогает достичь цели урока.

Во-вторых, как бы ни был сложен материал урока, он должен быть

доступен для изучения. В этом нам помогает четкая и грамотная постановка

цели, краткая и ясная формулировка того, что узнают и чему научатся

учащиеся на уроке.

Важнейшие составляющие урока – практическая направленность

изучаемого физического явления или технического устройства, к ним следует

возвращаться неоднократно, поэтому цель должна быть перед глазами

учащихся (записана на классной доске, на таблице, магнитной доске и т.п.).

Умело подобранные кадры или сюжеты видеофильма (видеозаписи),

включенные

в

нужный

момент

на

экране,

значительно

повышают

познавательный интерес к предмету.

Привитию интереса способствуют и занятия в кружке технического

творчества, где изготовляются модели приборов и устройств, механизмов и

агрегатов, которые затем используются для демонстрации на уроках физики.

Так, «электрические весы», сделанные учащимися 9 класса, демонстрируют

способ изменения массы тел путем преобразования неэлектрического

параметра в электрический сигнал. При изучении темы «Взвешивание тел на

рычажных весах» в 7 классе используем весы, расширяя кругозор учащихся,

вызывая их живой интерес.

На базе выпускаемой Главучтехпромом модели четырехтактного

двигателя

внутреннего

сгорания

изготовлена

механическая

модель

с

электроприводом и световым табло, на котором высвечиваются названия

тактов работы ДВС. Прибор используется на уроках по теме «Тепловые

явления» в 8 классе.

Опыт показывает, что затраты времени окупаются интересом учащихся

к предмету, активизацией их внимания и повышением успеваемости.

Слабая память учащихся – это одна из самых серьезных проблем. Дети

не могут воспроизвести ранее изученные

факты, формулы, плохо

запоминают написание и произношение букв греческого и латинского

алфавитов, обозначающих физические величины, затрудняются в точном

воспроизведении формул, физических выражений.

Чтобы улучшить запоминание, используем приемы:

1.

Магнитная доска – лист тонкой стали, выкрашенный любой краской

и помещенный в рамку. В набор дидактических материалов входят

пластиковые фишки, одна сторона которых содержит информацию в

виде буквы, а на другой приклеен магнит из ферросплава. Фишки

разложены по классам и темам в специальные ящички.

Набор используется для различных целей: для опроса в начале урока,

для закрепления знаний в ходе его, для контроля, в качестве дидактического

материала и т.д. Например, из приготовленных и отобранных заранее фишек

предлагаем

учащимся

найти

те,

которые

соответствуют

описанию

равноускоренного движения (9 класс) и разложить их на магнитной доске,

повернутой «лицом» от класса. Затем доска поворачивается, и класс видит,

насколько правильно выполнено задание.

Или на двух магнитных досках в разных сторонах кабинета двое учащихся

составляют предложенные формулы. Более высокий балл получает тот, кто

быстрее и правильнее выполнит задание. Работа с магнитной доской детям

нравится и дает хорошие результаты: сначала они механически запоминают

формулы и знаки, а затем приходят к осознанному запоминанию.

2.

«Пятнашки». Идея заимствована из известной детской игры. В

низкой коробочке (200*100 мм) помещены фишки с нанесенными на

них физическими знаками, символами, именами ученых, названиями

формул и т.п. Передвигая их по принципу «пятнашек», ученик

приводит в соответствие друг другу надписи на них. Варианты

заданий есть по всем разделам физики. От учителя требуется в

нужное время подобрать информационный блок фишек и раздать их

учащимся. Дети с удовольствием работают с этими играми, улучшая

память, повышая успеваемость.

3.

Электрифицированный стенд «Знаешь ли ты физику?». На занятиях

кружка технического творчества сделано несколько стендов. Один

из них имеет корпус 500*500*80 мм. На лицевой

панели

три

колонки для крепления на них съемных табличек, где помещаются

задания и ответы к ним. На правильном ответе зажигается световое

табло.

Готовясь к уроку, устанавливаем карточки с заданиями и ответами в

соответствии с темой. Стенд применяется при опросе, изучении нового

материала,

закреплении,

контроле

знаний.

Работать

у

стенда

много

желающих.

4.

«Знакомые стрелки». На листе плотного картона (200*200 мм), в

центре которого на одной оси вращаются картонные стрелки,

написаны буквы, слова, знаки, числа. На внешней окружности, как

на циферблате, равномерно распределены задания в виде знаков,

формул, слов и т.д. Требуется, вращая стрелки, расставить их в

соответствии с заданиями.

Использование

этих

приемов

помогает

учителю

в

привитии

познавательного интереса, развитии памяти и повышении успеваемости

учащихся,

способствует

дифференцированному

подходу

к

обучению.

Варьируя сложность заданий в соответствии с возможностями ученика,

одновременно решаем проблему коррекции.

Разноуровневый подход

Как правило, в одном классе собраны ученики с разным диапазоном

психофизических возможностей, что не позволяет вести урок на одном

уровне сложности для всего класса. Решать проблему дифференциации

изучаемого материала помогают наборы специальных карточек по темам,

имеющие разный уровень сложности заданий: 1 – М – первый уровень,

механика;

2 – О- второй уровень, оптика; 3 – Э – третий уровень,

электричество и т.д. При этой первый уровень наиболее простой.

При подготовке к уроку с учетом особенностей каждого ученика

подбираются соответствующие задания. Сложность состоит в том, чтобы

ввести элементы коррекции, чтобы ученик не только справился с работой, но

и преодолел определенную трудность, чтобы перейти к следующему уровню

сложности. Например, карточка 1-Э:

Ученик знает, что задание, написанное жирным шрифтом (или

красным цветом), он может и не выполнять, но возможность получить более

высокий балл подталкивает его к работе над второй частью задания.

Считаем, что чем больше свободы в выборе

заданий представлено

учащимся, тем раскованнее их действия, так как снижается психологическая

напряженность,

повышается

эмоционально-волевая

деятельность,

стремление браться за решение сложных вопросов.



В раздел образования