Автор: Иванова Ольга Пантелеевна
Должность: преподаватель психиатрии
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Обучение медицинских сестер особенностям оказания помощи пациентам с психическими расстройствами.
Раздел: среднее профессиональное
Обучение медицинских сестер
особенностям оказания помощи пациентам с психическими
расстройствами.
Автор:
СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №2»
Иванова О.П.
На современном этапе развития здравоохранения в Санкт-Петербурге
профессия
медицинской
сестры
поднимается
с
уровня
исполнителя
врачебных назначений и указаний до уровня специалиста, работающего
самостоятельно в рамках своей компетенции. Этому способствует, прежде
всего, современные методики подготовки специалистов с формированием у
них профессиональных компетенций.
Сегодняшнее образование позволяет выпускнику не только выполнять
назначения врача, но и самостоятельно осуществлять качественный уход,
оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье, обеспечивать
инфекционную безопасность, при необходимости оказывать неотложную
доврачебную помощь.
Проблемы организации ухода за пациентами с психическими
расстройствами обусловлены ростом числа людей, у которых возникают
нарушения психики. В числе подобных нарушений можно говорить прежде
всего о деменциях различного генеза, при которых наблюдаются утрата
социальных навыков, затрудняется общение, ухудшаются когнитивные
навыки. Кроме деменции отмечается рост депрессивных состояний,
сопровождаемых снижением энергетического потенциала, нарушением
работоспособности, ухудшением социальной активности человека. Отдельно
можно выделить пациентов с врожденными неврологическими и
психическими расстройствами, что приводит к серьезным дефектам
адаптации не только самого пациента, но и в значительной мере ухудшает
условия жизни всей семьи в целом.
Перечисленные состояния вовсе не являются исчерпывающими.
Существует множество заболеваний самых различных органов и систем, в
результате которых попутно с соматическими, неврологическими
проявляются и психические нарушения, нередко носящие затяжной, и даже
хронических характер.
В настоящее время психиатрическая помощь ориентирована на содержание
пациентов в наименее стесненных, ограничительных условиях. Большинство
пациентов проживают дома, в кругу близких, с наименьшей изоляцией от
общества. Однако, перед родственниками встает серьезная проблема – как
обеспечить безопасность себе и пациенту, как осуществлять контроль за
приемом лекарств, обеспечить гигиенические потребности и многое другое.
Во
время
обучения
студенты
изучают
философские,
этические,
деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры в рамках таких
предметов, как:
Философия
Основы психологии
Медицинская психология
Биоэтика
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Религиоведение
Для более доступного изложения материала на лекциях и практических
занятиях применяются разнообразные инновационные формы: дискуссии,
тренинги, работа малыми группами, круглые столы, конференции.
На занятиях студенты приобретают навыки и умения общения с пациентом и
его семьей, выявлению проблем и потребностей пациента и осуществлению
сестринских
вмешательств.
Знакомятся
с
принципами
обслуживания
пациентов с нарушениями психики, особенностями организации ухода за
пациентами с нарушениями памяти, эмоций, мышления, восприятия, воли.
При планировании мероприятий по уходу за пациентами медицинской
сестре необходимо решить ряд вопросов: определить проблемы и
потребности, выявить риски всех участвующих в процессе, определить
возможность качественного осуществления необходимых манипуляций, а так
же наличие и доступность расходных материалов для ухода за
маломобильными пациентами.
Основными целями организации ухода за пациентами с психическими
расстройствами являются выявление нарушенных потребностей, создание
физического, психологического и социального комфорта, уменьшение
выраженности клинических проявлений, улучшение качества жизни.
Принципы ухода включают в себя безопасность, прежде всего
инфекционную, независимость с учетом особенностей клиники, уважение
чувства достоинства.
При организации сестринского ухода и в процессе обучения
родственников элементам ухода за пациентом следует особенно уделить
внимание психологическому климату в семье, помочь родственникам
адекватно распланировать режим дня учитывая потребности всех членов,
продумать, как обеспечить безопасный быт, удовлетворение основных
потребностей.
При изучении сестринской помощи в психиатрии мы опираемся на
знания студентов, полученных на таких дисциплинах, как младшая
медицинская сестра, неврология, гериатрия, основы лечебной физкультуры и
реабилитации, а также навыки по уходу за пациентами с различными
нарушениями органов и систем.
На заключительном этапе обучения в рамках подготовки к выпускной
квалификационной
работы
студенты
проводят
исследовательскую
деятельность, раскрывая роль медицинской сестры в профилактической,
реабилитационной работе с пациентами.
Несмотря на сложность работы над темой оказания сестринской помощи при
психических расстройствах студенты ежегодно выбирают и проводят
исследования по этому направлению
Ниже приведены некоторые темы выпускных квалификационных работ:
Роль медицинской сестры в организации ухода за пациентами с
деменцией
Роль медицинской сестры в организации ухода за пациентами с
болезнью Альцгеймера
Роль медицинской сестры в организации ухода и реабилитации
пациентов с умственной отсталостью в условиях ПНИ.
Роль медицинской сестры в организации ухода и реабилитации
пациентов с синдромом Дауна
Роль медицинской сестры в организации ухода за пациентами,
страдающими эпилепсией
В большинстве случаев, когда пациенты проживают дома, основную
информацию по организации ухода родственники могут получить от
медицинской сестры. Средний медицинский персонал более осведомлен об
особенностях ухода при различных заболеваниях и могут оказать реальную
помощь. Конечно в организации ухода необходимо учитывать не только
клинические симптомы заболевания, но и характер пациента, его привычки,
взаимоотношения между членами семьи и многое другое.
Это можно узнать только при формировании доверительных
отношений между всеми участниками, планирующими уход. В этом случае
планирование и реализация ухода позволит достигнуть максимального
эффекта в удовлетворении основных потребностей. Мы считаем, что в
настоящее время пройдя весь курс обучения в колледже выпускники могут
осуществлять полноценную медико-социальную помощь пациенту и его
семье, обеспечить пациентам улучшение качества жизни и облегчить уход.