Автор: Иванова Вера Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №20
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации обучающихся по географии через интеграцию предметов естественного цикла
Раздел: среднее образование
Повышение мотивации обучающихся по географии через интеграцию
предметов естественного цикла
Иванова В.П. – учитель географии МОБУ СОШ №20 г. Якутск
Современная школа ориентируется на формирование и развитие индивидуальности
ученика с учётом
его способностей и интересов. Используемые образовательные
технологии,
методы
и
приемы
обучения
способствуют
не
только
повышению
эффективности
учебного
процесса,
но
и
успешному
достижению
планируемых
результатов обучения по учебному курсу. Одним из таких способов обучения является
использование интегрированного подхода в урочной и внеурочной деятельности по
предмету с
целью повышения учебной мотивации обучающихся и развития их
познавательной деятельности
.
Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично
значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет
более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и
повторов, неизбежных в преподавании взаимосвязанных предметов. Систематическое
подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к
формированию у учащихся умений использовать ранее полученные знания, тем самым
развитию функциональной грамотности.
За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании
учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают
активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой
прикладной характер. Интеграция - общий и многогранный процесс установления связей
между информациями, знаниями, науками, а также обеспечение их целостности и единой
структуры, охватывающей все компоненты в диалектическом единстве. Интегративный
подход – это сложный процесс, требующий:
-
рассматривать любые явления с разных точек зрения;
-
развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной
творческой задачи;
-
формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие
исследования;
-
развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно
предполагает планировать специальные занятия по теме, общей для нескольких
предметов. Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем
перспективная цель всего учебного курса.
В урочной и внеурочной деятельности по географии используются следующие
виды организации учебной деятельности интегрированного обучения:
1. Интегрированные уроки.
Это особый тип урока, объединяющий в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы
или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая учебная дисциплина,
выступающая
интегратором,
и
дисциплины
вспомогательные,
способствующие
углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
2. Интегрированные внеклассные мероприятия (игры, викторины).
Игровые
приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют
потребности детей в самостоятельности и повышении мотивации.
3. Проектная деятельность. Основа метода проектов - идея, составляющая суть
понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот
результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Таким образом, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным
выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни
общества. Осуществление межпредметных связей позволяет формировать у учащихся
картину целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и
поэтому делает знания практически более значимыми и осознанными. Все это помогает
учащимся использовать знания и умения в практической деятельности и в выборе
будущей профессии.