Напоминание

Организация наблюдений на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста.


Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: Город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Организация наблюдений на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ОРГПНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ С

ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Старший воспитатель:

Захарчук Елена Николаевна

Биробиджан, 2020 г

СОДЕРЖАНИЕ

1

1.

Введение.

3

2.

Наблюдение как основной метод познавательно –

исследовательской деятельности дошкольников.

4-5

3.

Классификация видов наблюдений.

5-9

4.

Структура и содержание наблюдения.

9-12

5.

Требования к организации проведения наблюдений.

9-13

6.

Руководство наблюдениями младших дошкольников.

13-18

7

Заключение.

19

7.

Литература.

20

8.

Приложение 1

Памятки «Сезонные наблюдения» (в I и II мл. группах)

9.

Приложение 2

«Примерный перечень наблюдений на прогулке в весенний

период в первой младшей группе»

10

.

Приложение 3

Самоанализ «Организация наблюдений в природе»

"Прежде чем давать знания, надо научить думать,

2

воспринимать, наблюдать".

В. Сухомлинский.

ФГОС

ДО

определяет

одним

из

важных

направлений

развития,

познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО). Задачи познавательного

развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных

действий,

становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

об особенностях природы.

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования

реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме

«игры, познавательной и исследовательской деятельности». В пункте 2.7.

Стандарта

познавательно-исследовательская

деятельность

наряду

с

общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка.

Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления

знаний,

умений,

навыков,

а

определяется

как

процесс

развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО

осуществляется

в

различных

формах

работы

с

детьми:

экспериментирование,

реализация

проекта,

коллекционирование,

путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии,

решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения,

игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки,

викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.

"Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно

упражнять их способность наблюдения".

К.Д. Ушинский.

3

1 Наблюдение как основной метод познавательно – исследовательской

деятельности

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы

обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и

детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и

навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В познавательном развитии детей широко используются все указанные

методы, а наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов -

играет важную роль в воспитании и обучении дошкольников.

"До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые

яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя

дальнейшее развитие". Рерих писал о необходимости с самого раннего

возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые

нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти

приметы красоты, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через

один из методов экологического воспитания детей - наблюдение.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира,

выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения,

устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует

учить

с

раннего

возраста,

развивая

его

наблюдательность,

умение

сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над

увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова).

Наблюдение

это

специально

организованное

воспитателем,

целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное

восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может

быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры

и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов

(растений, животных), сезонных явлений.

4

В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт,

знания и умения ребёнка. И так же в процессе наблюдения формируется

основное содержание знаний дошкольников — представления о предметах и

явлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственном

познании природных объектов, в познании их через различные формы

восприятия

-

зрительное,

слуховое,

тактильное,

кинестетическое,

обонятельное и др.

Включение

разнообразных

органов

чувств

в

процесс

наблюдения

обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение

необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы

полученные

знания

усвоились.

Так

как

наблюдение

требует

сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать

его по времени, объему и содержанию.

2 Классификация видов наблюдений.

Организуя наблюдения, воспитатель решает в комплексе ряд задач:

формирует у детей знания о природе и социальном окружении, учит

наблюдать,

развивает

наблюдательность,

воспитывает

эстетически.

В

зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные

виды наблюдения.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно

может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими

группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит

от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед

воспитателем.

Так,

на

занятии

можно

наблюдать

за

животными

и

растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется

фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с

маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке

5

природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с

небольшими подгруппами.

В зависимости от характера познавательных задач в обучении

используются наблюдения:

1.

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о

свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого

объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных

группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях

формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и

расширения уже сложившихся представлений. В ходе распознающего

наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу,

сосредоточивать

восприятие

на

наблюдаемом

объекте,

использовать

обследовательские и поисковые действия и др. (Пр. комнатные растения)

2.

наблюдение за изменением и преобразованием объектов (Пр. рост и

развитие растений и животных, сезонные изменения в природе). Этот вид

наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их

динамике,

взаимодействии,

он

требуют

более

сложных

умственных

действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это

связано

с

наличием

ранее

сложившихся

представлений

и

умением

мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений

памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который

свидетельствует

о

происходящих

изменениях,

и

т.

д.

Понимание

воспринятого

требует

установления

отношений

последовательности

с

временной характеристикой (хотя бы суммарной, недифференцированной), а

также элементарного освоения принципа сохранения и вариативности —

понимание того, что объект, оставаясь тем же, меняется. Этот вид

наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение,

формирует у детей логического мышления.

3.

Наблюдения

репродуктивного

характера,

когда

по

отдельным

признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего

6

явления. Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у

ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или

явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества

признаков требует активного припоминания и активной деятельности

воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся

знаний, формируется умение их использовать и применять при решении

практических

и

познавательных

задач. (Пр.

по

цвету

почвы

дети

устанавливают ее влажность, по лужам на асфальте – был дождь и т. д.).

Козлова С.А., Куликова Т.А. предлагают другую классификацию видов

наблюдения:

кратковременные

и

длительные

наблюдения,

а

также

повторные и сравнительные.

1.

В

процессе

кратковременных

наблюдений,

организуемых

для

формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети

учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение

частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными —

характер движения, издаваемые звуки и т. д.

2.

Длительные

наблюдения дают

возможность

знакомить

детей

с

процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Для

данных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии

преобразования,

изменения,

развития

(строительство

дома;

птицы,

прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое

в уголке природы или на огороде, в цветнике).

3.

Повторные наблюдения

необходимы для детей младшего возраста,

поскольку малышам очень трудно длительное время сосредотачивать

внимание на каком-то объекте или явлении. При повторном наблюдении

достигается цель наблюдения.

4.

Сравнительные наблюдения. Детям дошкольного возраста предлагают

для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону,

березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с

другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение

7

по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и

лес. Для

малышей

обязательно

зрительное

восприятие

сравниваемых

объектов.

В зависимости от объекта наблюдения делятся на:

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы

обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С

детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не

сформировано окончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3. Наблюдения объектами окружающего мира. Например за транспортом. В

младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на

территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не

выходя за пределы учреждения.

4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на

основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте

наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении.

Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом

этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать,

насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней

группы дети ходят на экскурсии (в магазин).

Ещё наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными

(через что-то: фото альбомы, видео фильмы, презентации). Сотрудничество

с родителями.

Надо

добавить,

что

наблюдения

могут

быть

сиюминутными

или

запланированными (специально организованными).

Таким образом, при работе с дошкольниками используются разные виды

наблюдений, они имеют отличия по характеру познавательных задач и по

своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и

8

интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого

и прошлого опыта.

ЗАДАНИЕ: К какому виду можно относится данное наблюдение? (по

количеству детей? В зависимости от характера познавательных задач? По

длительности? В зависимости от объекта наблюдения?)

3 Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции

которых различны.

1.

Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

Приемы, используемые воспитателем:

Наглядные пособия не должны быть слишком яркими, необычными,

чтобы само наблюдение не показалось скучным. Не следует использовать

игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может

вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное

состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную

работу.

словесные и действенные приемы, вызывающие интерес к предстоящему

наблюдению: призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего

дети еще не знают, или загадка-описание или загадка-действие о предмете

наблюдения: “Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что

смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте”. Это может вызвать

легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю.

Расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном

для детей месте.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

2.

Основная часть.

9

Её задача - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной

информации, реализацию задуманного сдержания наблюдения, используя

следующие приемы:

Постановка воспитателем вопросов репродуктивного, поискового или

обобщающего характера. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3

с, которая позволяет детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос и

дает возможность самостоятельного получения информации. В случае

неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы -

уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет

похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и

мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Применение

игровых,

обследовательских,

трудовых

и

поисковых

действий, используя приемы показа образца действия, дает указания,

разъяснения. Двигательная активность снимает напряжение и не выводит

из содержательного пространства. Например, дети наблюдают за тем, как

рыба поедает корм. Воспитатель говорит: “Посмотрите, как она открывает

рот и хватает корм. (Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как

рыбка

ест. (Дети

изображают.) Снова

посмотрите

на

нее

-

это

интересно”. Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или

птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их,

спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые

действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его

3

.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя

прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3.

Завершение наблюдения.

Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него

находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят

наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце наблюдения

воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки все это по

10

поводу наблюдения. Например, наблюдение за берёзой (стих. С. Есенина

«Белая берёза…»)

Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном

контакте с объектами наблюдения; та сенсорная информация, которая

исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно

при

условии

специальной

педагогической

организации

наблюдений

педагогом. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его

развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы

восприятия у ребенка обычно сосуществуют, при этом наибольшую

значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать

связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями

неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных,

экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей,

существующих в природе.

То есть, во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с

небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая

их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды,

дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на

характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов,

стеблей и т.д. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная

жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и

исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года

позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые

представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних

условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными

являются особенности их строения, способы функционирования (разные

формы

поведения),

компоненты

среды

обитания,

проявления

11

приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с

животными.

Правильное понимание компонентов наблюдения и их проведение помогут

воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

4 Требования к организации проведения наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны

воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов

наблюдений. Эффективность метода наблюдения (решение образовательных

развивающих

и

воспитательных

задач)

обеспечивается

при

условии

выполнения воспитателем следующих требований:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во

всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять

ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой

круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей

постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение

должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя

первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что

обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное,

глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой

активности

детей.

Активизация

умственной

деятельности

достигается

разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи

наблюдения,

использование

обследовательских

действий

как

способа

наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов

наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов

разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

12

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как

можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,

уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и

форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение

книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об

увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано

представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

5 Руководство наблюдениями младших дошкольников.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает

формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и

растениях, о сезонных явлениях природы, об окружающем мире.

Для проведения наблюдений важными являются три момента:

наличие природных или социальных объектов;

определение содержания наблюдений;

подбор оптимальных форм организации и приёмов вовлечения детей.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и

детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми

представлений.

Воспитателю необходимо знать особенности организации наблюдения:

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе

воспитательно – образовательной работы, задачи (содержание знаний,

умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей

полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности.

Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект

неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же

время доступным для восприятия. При этом, чтобы правильно отобрать

доступные для наблюдения объекты, воспитателю необходимо учитывать

13

уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы,

знать и учитывать биологические особенности живых существ. В выборе

объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных

явлений в природе местного края. Следует предусмотреть и хорошее

освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не

слепит глаза). Важно, чтобы растение или животное было в хорошем

состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не

кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это

обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к

нему. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое

боится детей.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения

предметы: миски с кормом и водой, щеточки и т.д. Наблюдение может

происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и

т.д.).

Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания,

педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны

быть

непродолжительными.

Продолжительность

наблюдений

в

повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой

природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для

интенсивной

умственной

деятельности

детей,

для

сосредоточения

внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого

объема информации.

Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо

сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих

(повторных) наблюдений. Необходимо отбирать небольшой круг знаний.

Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в

результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно

14

давать

детям

новые

знания,

постепенно

расширяя

и

углубляя

первоначальные представления.

Необходимо продумать и организацию детей: разместить их, чтобы

объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к

нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Ребенок должен сам

видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие

от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях,

когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен

иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы

ощутить

характер

поверхности,

форму,

температуру

и

тяжесть

предмета. Все это дает возможность ребенку самостоятельно получить

сенсорную информацию о предмете.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми

детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал

(ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя.

Необходимо вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая

три основных этапа, т.е. структуру наблюдения. На первом этапе

необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об

объекте.

Детям

дается

время

для

его

подробного

осмотра.

Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что

это такое, выразить к нему свое отношение. На втором этапе

воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует

разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков

объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния

растения и т.д., устанавливает необходимые связи. На третьем этапе

подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное

детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное

содержание представлений должно быть сформировано в результате

15

активной

деятельности

самих

детей.

Это

относится

и

к

заключительному обобщению воспринятого. Наблюдение необходимо

сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные

знания усвоились. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что

видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в

этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Воспитатель обучает детей вести наблюдение планомерно. Например,

рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его

частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются

особенности их внешнего строения (величина, форма, характер

поверхности и т. д.).

Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно

повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено

всеми или большинством дошкольников группы.

В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена

в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель

использует форму “задания для самостоятельного наблюдения”. Он

просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить,

увидеть то, о чем он скажет. Например: “Наша птичка хорошо поет. Я

прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень

приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки”. Или: “Я вам

даю задание - выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее.

Интересно узнать также, что означает ее пение - хорошее настроение

или плохое”.

Каждое

последующее

наблюдение

должно

быть

связано

с

предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и

навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам

природы.

Знания,

полученные

детьми

в

процессе

наблюдений,

должны

закрепляться,

уточняться,

обобщаться

и

систематизироваться

с

16

помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение

книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы,

беседы об увиденном).

В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано

представление или элементарное понятие о том или ином объекте

природы, отношение к нему.

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями

детей,

воспитателю

необходимо

учитывать

особенности

психических

процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что

внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому

лучше

первые

наблюдения

организовывать

за

животными,

а

не

за

растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед

ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог

наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является

привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные

сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное

(игрушку) в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а

можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра,

забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая

то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, а

затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие

издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное

действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование

объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Например, для того,

чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно его

погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует

и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить

ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.

17

Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно

использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения

и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением

на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков

отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и

растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и

т. д.

Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на

сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из

них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые

действия.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно,

чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое

здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям

активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства,

малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от

общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку,

прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в

такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует

проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с

небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если

наблюдения

связываются

с

игрой,

изобразительной

деятельностью,

например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не

надо ли обтереть листья у фикуса».

Таким образом: Руководство наблюдением складывается из подготовки

воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления

полученных детьми представлений.

18

Заключение.

В познавательном развитие детей широко используются различные методы

обучения, а наблюдению - одному из основных и ведущих наглядных

методов - отводится важная роль.

Эффективность

метода

наблюдения

(решение

образовательных

развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии знания

воспитателем:

основ экологии и естествознания,

требований к проведению наблюдения,

о структуре и содержании наблюдения,

об особенностях руководства наблюдением.

Воспитателю так же необходимо уметь организовывать развивающую

предметную среду для всестороннего развития дошкольника в соответствии с

требованиями ФГОС ДО, а так же активно взаимодействовать с родителями,

поскольку семья для ребёнка должна быть в приоритете.

19

Литература:

1.

Аксёнова

З.Ф.

Войди

в

природу

другом.

Экологическое

воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

2.

Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой», М.-

2003.

3.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду».

Младшая и средняя группы: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,

2015 г.

4.

Мариничева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и

рассказывать» - Ярославль: академия развития, 2002 г.

5.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду под

ред. Саморуковой П.Г.-М., "Просвещение", 1992 г

6.

Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». –

М.: «Мозаика - синтез», 2004 г.

7.

Николаева

С.И.

Методика

экологического

воспитания

дошкольников Издательский центр "Академия", М.- 2001г

8.

Программа воспитание и обучения в детском саду под ред. М.А.

Васильевой. - М.: "Просвещение", 2007.

9.

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в

природу. Экологическое образование в детском саду. –Изд-во «Союз»,

2001 г.

10.

Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных

экологических представлений» - М.: Мозаика – Синтез, 2007 г.

20

Приложение 1

ПАМЯТКА

Сезонные наблюдения

в первой младшей группе (от 2 до 3 лет)

Программные задачи:

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных

(кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису

и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за

рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и

др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать

бережное

отношение

к

животным.

Учить

основам

взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не

нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало,

на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том,

что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима.

Формировать представления о зимних природных явлениях: стало

холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и

на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна.

Формировать представления о весенних изменениях в природе:

потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

21

ПАМЯТКА

Сезонные наблюдения

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет)

Программные задачи:

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать

знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их

поведения и питания.

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).

Учить узнавать лягушку.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь,

синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья

коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор,

морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина,

смородина и др.).

Знакомить

с

некоторыми

растениями

данной

местности:

с

деревьями,

цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать представления

о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с

характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми

изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности

взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается,

охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега

(холодный, белый, от тепла — тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах

деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если

растение не полить, оно может засохнуть и т.п

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения,

не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди,

люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы

улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные

овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы

(холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать

наблюдения

за

птицами,

прилетающими

на

участок,

подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном

уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на

санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

22

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы:

ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава,

распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать

солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую

одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое

солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в

гнездах.

Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о

том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

23

Приложение 2

Примерный перечень наблюдений

на прогулке в весенний период (март, апрель, май)

в первой младшей группе.

МАРТ

1. Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать детям первые представления о ранней весне. Формировать

представления о первых весенних изменениях в природе - солнечных днях.

Становится все больше солнечных дней, солнце яркое, лучистое. От него

становится теплее. Подставить ладошки солнцу - они нагреваются, потрогать

шубки, скамейку - тоже теплые. Весна идет – тепло несет.

Полюбоваться, как снег искрится на солнце.

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

2. Продолжить наблюдение за солнцем.

Цель: Продолжать формировать представления о ранней весне (солнечных

дней больше, солнце стало более ярким, теплым).

Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть?- солнце стало

ярким. Потрогать предметы, находящиеся на солнце и в тени. Почему одни

теплые, а другие холодные? Объяснить, что такое тень.

Солнышко, солнышко

Красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети.

На темные лесочки,

На речку, на поля,

На синие моря

На наш огород

24

И на весь народ

3. Наблюдение за снегом.

Цель: Формировать представления о первых весенних представлениях в

природе. Показать свойства снега весной. Начинает таять. На крышах

появляются сосульки. На сугробах образуется жесткая ледяная корка – снег

на солнце тает, а когда солнце скроется, водичка замерзает и образуется

ледяная корка. Снег уже не пушистый, как зимой.

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий,

Снег задумался чуть – чуть

И ручьём пустился в путь.

4. Наблюдение за сосульками.

Цель: Показать, что весной солнце светит и пригревает. Снег на крышах тает

и образуются сосульки: длинные и короткие, тонкие и толстые. Сосульки

прозрачные, холодные, твердые. На солнце они красиво блестят.

Сосулька песенку поет

Кап- кап-кап.

Только кто её поймет

Кап-кап-кап.

Очень грустно мне

Кап-кап-кап

Кто поможет мне

Кап-кап-кап.

5. Наблюдение за ветром.

Цель: Показать особенности ветряной погоды .

Дует холодный ветер, он поднимает и кружит снег. Ветер воет, качает

деревья, гонит облака по небу.

Поиграть с ветром с помощью султанчиков, послушать как они шелестят и

как колышет их ветер.

Дуют ветры в феврале,

25

Воют в трубах звонко,

Мчится вьюга по земле

Белою поземкой.

6. Наблюдение за птицами

Цель: Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду

( голубь, ворона, воробей). Расширять представления о поведении птиц

весной. Звукоподражать голосам птиц. Воспитывать желание заботится о

птицах.

Наспать хлебных крошек в кормушку. Обратить внимание , что воробьи на

солнышке весело чирикают, а вороны громко каркают.

Маленькая птичка прилетела к нам,

Маленькой птичке зернышек я дам,

Маленькая птичка зернышки клюет,

Маленькая птичка песенки поет.

7. Продолжить наблюдение за сосульками.

Цель: Продолжать знакомить детей с сезонным явлением – сосульками.

Активизировать словарь детей: сосульки, длинные, короткие, толстые,

холодные, твердые.

Объяснить , что солнце пригрело снег, он начал таят и превратился в воду.

Она капает с крыш и замерзает. Сбить сосульку лопатой. Дать потрогать и

рассмотреть её.

Сосулька песенку поет

Кап- кап-кап.

Только кто её поймет

Кап-кап-кап.

Очень грустно мне

Кап-кап-кап

Кто поможет мне

Кап-кап-кап.

8. Наблюдение за солнцем. Игра с солнечными зайчиками.

26

Цель: Формировать понятие, что с приходом весны солнце светит чаще, ярче.

Оно греет, светит и всем становится веселее. Познакомить с понятием «

Солнечный зайчик», поиграть с ним.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе

Вот он светленький кружок

Вот, вот, вот- левей, левей.

Убежал на потолок.

9. Наблюдение за погодными явлениями.

Цель: Учить детей замечать изменения в природе, первые признаки весны:

Ярко светит солнце, с крыш идет капель, снег мокрый, тяжелый, серый.

Весна, весна,

Отворяй ворота,

Приходи поскорей,

Землю нашу согрей

10 . Наблюдение за работой дворника.

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых ( орудия труда,

трудовые действия). Воспитывать уважение к труду людей. Учить приходить

на помощь окружающим.

Много снега , негде бегать,

На дорожке тоже снег,

Вот ребята вам лопаты,

Поработаем для всех.

11. Наблюдение за работой шофера.

Цель: Продолжать знакомить детей с работой шофера ( едет на машине по

дороге, управляет машиной, рулит, шофер везет людей на работу и домой, в

детский сад привозит продукты: хлеб, молоко и т.д.), названиями частей

машины ( кабина, руль, кузов). Воспитывать уважение к труду людей.

Формировать понятие значимости их труда.

27

Машина, машина идет гудит,

В машине, в машине шофер сидит,

Би- би- би, би- би – би.

В машине, в машине детей полно,

Поехали дети глядят в окно.

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Приехали дети машина – стой!

Би-би- би, би- би-би.

12. Наблюдение за транспортом.

Цель: Учить детей различать грузовые и легковые машины. Узнавать и

называть другие виды транспорта- трамвай, автобус. Закрепить знания о том,

что управляет машинами – шофер.

По шоссе спешат машины.

Шур, шур, шур-

Спешат их шины

А машины разные:

Голубые красные.

Почему спешат машины?

И куда спешат машины?

Ждут одну из них на стройке,

Ждет врача больной на койке

Грузы важные завод

От машины тоже ждет.

Потому спешат машины.

Шур, шур, шур-

Шуршат их шины.

13. Наблюдение за воробьями.

Цель: Расширять представления о поведении птиц весной. Учить замечать

как они передвигаются: ходят, прыгают, летают. Понаблюдать как воробьи

28

греются на солнце, весело чирикают, пьют воду из лужицы, как издают

звуковые сигналы ( чив, чик – чирик). Звукоподражать голосам птиц.

Посмотрите, посмотрите

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Чик- чирик, чик-чирик.

14. Наблюдение за снегом.

Цель: Формировать понятие, что с приходом весны снег начал таять; Он стал

серым, грязным, жестким. Вместо пушистых снежинок образовались

льдинки. Снега становится все меньше и меньше.

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед будто раскололи.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

15. Наблюдение за небом

Цель: Показать особенности весеннего неба. Весной небо часто бывает

голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут облака.

Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки.

Облака, не спешите вы , пожалуйста

А по небу прокатите на, облака.

16. Наблюдение за таянием снега, первыми лужами.

Цель: Формировать понятие, что , когда тает снег, он превращается в воду.

Вода собирается в ложбинках и образуются лужи. Там, где солнышко не

попадает, в тени- снег тает медленно

Обратить внимание, что снега становится все меньше и меньше, а луж все

больше. Предложить детям набрать снег на лопаты и бросить его на

солнечную сторону на асфальт. Понаблюдать как снег быстро тает и

образуется вода.

29

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами

Черные проталины на полях видны

Видно очень теплые ноги у весны.

17. Наблюдение за ручейками.

Цель: Расширять представления детей о весне, обогащая их знания новыми

понятиями- тает снег, образуются лужи, бегут ручьи, в ручейках можно

пускать бумажные кораблики.

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий,

Снег задумался чуть – чуть

И ручьём пустился в путь.

18.Наблюдение за скворцами, воробьями.

Цель: Расширять представления о поведении птиц весной. Учить замечать,

как они передвигаются: ходят, прыгают, летают. Понаблюдать как воробьи

греются на солнце, весело чирикают, пьют воду из лужицы, как издают

звуковые сигналы ( чив, чик – чирик).Пояснить, что прилетели к нам еще

птицы – скворцы.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

19. Наблюдение за одеждой детей.

Цель: Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи: становится

теплее- люди поменяли одежду на более легкую ( сняли теплые куртки,

шубы, меховые шапки и т.д)

Сняли шарф и рукавички,

Сняли шубу с башлыком,

Расстегнули все петлички,

К нам весна идет с теплом.

30

20. Наблюдение за солнцем , игры с солнечным зайчиком.

Цель: Продолжать формировать понятие, что весной солнце светит,

пригревает землю. Оно очень яркое, теплое, на солнце быстро тает снег.

Подставить ладошки к солнцу, ощутить его тепло.

Вынести на прогулку маленькое зеркало и поиграть с солнечным зайчиком.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе

Вот он светленький кружок

Вот, вот, вот- левей, левей.

Убежал на потолок.

21. Наблюдение за лужами.

Цель: Вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе.

Формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.

Утром лужи затянуты льдом, но лед можно разбить лопаткой.

Днем, когда солнце начинает светить, лед тает и опять образуются лужи

22. Наблюдение за изменениями в природе.

Цель: Расширять представления детей о весне, обогащая их словарь новыми

словами и понятиями – сосульки, ручейки журчат, солнышко яркое,

лучистое. Вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе.

Пришла весна - веснушка,

Веселая гостьюшка,

Водяная, ветреная,

Травяная, солнечная…

Ручейком в канавушках-

Жур, жур,жур.

Дождиком в окошко-

Кап, кап, кап.

31

АПРЕЛЬ

1. Наблюдение за сосульками.

Цель: Продолжать формировать понятие, что весной солнце светит и

пригревает. Снег на крышах тает и образуются сосульки: длинные и

короткие, тонкие и толстые. Сосульки прозрачные, холодные, твердые. На

солнце они красиво блестят. Активизировать словарь детей.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели в низ,

Надоело им свисать, стали капельки бросать,

Кап- кап – кап, Дон- дон – дон!

2. Наблюдение за солнцем, игры с солнечным зайчиком.

Цель: Продолжать формировать понятие, что весной солнце светит,

пригревает землю. Оно очень яркое, теплое, на солнце быстро тает снег.

Подставить ладошки к солнцу, ощутить его тепло.

Вынести на прогулку маленькое зеркало и поиграть с солнечным зайчиком.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе

Вот он светленький кружок

Вот, вот, вот- левей, левей.

Убежал на потолок.

3. Наблюдение за ручейками.

Цель: Формировать простейшее представление детей о ручейках и способах

их образования. Прислушаться к журчанию ручейков. Развивать интерес к

изменениям в природе. Активизировать словарь детей- ручеёк, журчит, течёт.

Вышло солнце из-за тучи,

И пригрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть- чуть

И ручьём пустился в путь.

4. Продолжить наблюдение за ручейками.

32

Цель: Вызвать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Обогащать их знания новыми словами и понятиями. Учить устанавливать

простейшие взаимосвязи: Палочка (кораблик) легкая- она плавает, камешки

тяжелые- они тонут. Активизировать словарь детей –ручей, журчит, течет,

плавает, тонет.

Вышло солнце из-за тучи,

И пригрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть- чуть

И ручьём пустился в путь.

5. Наблюдение за небом.

Цель: Показать особенности весеннего неба. Развивать наблюдательность,

любознательность, речь детей.

Весной небо бывает синее, по небу плывут облака. Они разные. На что

похожи облака? А иногда небо бывает серым, на небе образуются тучи.

Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки.

Облака, не спешите вы , пожалуйста

А по небу прокатите на, облака.

6. Наблюдение за проталинами.

Цель: Показать свойства снега весной. Обогащать знания новыми словами и

понятиями. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи:

На земле белый снег стал серый. Его осталось очень мало. Постепенно он

весь растает. Обратить внимание, что там где светит солнце, снег уже растаял

и открылась земля- черные проталины. Снег остался лишь в тени.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Черные проталины на полях видны

Видно очень теплые ноги у весны.

33

7.

Целевая

прогулка

по

территории

детского

сада.

Наблюдение

за

изменениями в природе.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят в природе.

Развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Обойти с детьми территорию детского сада. Отметить, что снега осталось

совсем мало. Он грязный, серый, тает на солнце. Почти везде появилась

земля. Текут ручьи, на дорожках образовались лужи. В уголке леса весело

чирикают воробьи.

Апрель, апрель

На дворе звенит капель…..

На дорогах лужи..

8 . Наблюдение за работой дворника.

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в весенний период

( орудия труда, трудовые действия). Воспитывать уважение к труду людей.

Учить приходить на помощь окружающим.

Ну, весна, как дела?

-У меня уборка.

- Для чего тебе метла?

-Снег смести с пригорка.

-Для чего тебе ручьи?

- Мусор смыть с дорожек.

- Для чего тебе лучи?

- Для уборки тоже.

9. Наблюдение за работой шофера.

Цель: Продолжать знакомить детей с работой шофера ( едет на машине по

дороге, управляет машиной, рулит, шофер везет людей на работу и домой, в

детский сад привозит продукты: хлеб, молоко и т.д.), названиями частей

машины ( кабина, руль, кузов). Воспитывать уважение к труду людей.

Формировать понятие значимости их труда.

Машина, машина идет гудит,

34

В машине, в машине шофер сидит,

Би- би- би, би- би – би.

В машине, в машине детей полно,

Поехали дети глядят в окно.

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Приехали дети машина – стой!

Би-би- би, би- би-би.

10 . Наблюдение за транспортом.

Цель: Учить детей различать грузовые и легковые машины. Узнавать и

называть другие виды транспорта- трамвай, автобус. Закрепить знания о том,

что управляет машинами – шофер. Учить использовать в словаре слово –

транспорт.

По шоссе спешат машины.

Шур, шур, шур-

Спешат их шины

А машины разные:

Голубые, красные.

Почему спешат машины?

И куда спешат машины?

Ждут одну из них на стройке,

Ждет врача больной на койке

Грузы важные завод

От машины тоже ждет.

Потому спешат машины.

Шур, шур, шур-

Шуршат их шины.

11. Наблюдение за ветром. Игры с султанчиками.

Цель:

Продолжать

знакомить

с

природным

явлением-

ветром.

Активизировать речь детей - ветер, ветерок, ветрище, дует, качает.

35

Ветер гонит облака по небу. Дует ветер - качаются деревья. Шелестят

султанчики.

Ветер, ветерок, ветрище

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше меньше крути

Или улицы мети.

12. Наблюдение за воробьями.

Цель: Расширять представления о поведении птиц весной. Учить замечать,

как они передвигаются: ходят, прыгают, летают. Понаблюдать как воробьи

греются на солнце, весело чирикают, радуются теплу, солнцу, пьют воду из

лужицы, как издают звуковые сигналы ( чив, чик – чирик). Звукоподражать

голосам птиц.

Посмотрите, посмотрите

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Чик- чирик, чик-чирик.

Воробей с березы на дорогу прыг,

Больше нет мороза

Чик- чирик!

13. Наблюдение голубями и воробьями.

Цель: Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду

(голубь, воробей). Учить замечать, как они передвигаются: ходят, прыгают,

летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Воспитывать интерес к миру

природы.

Сообщить детям, что весной птицы начинают громко чирикать, ворковать,

петь свои песни. Птицы начинают вить гнезда, там будут выводить

маленьких птенчиков.

Среди сизых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек- пташка

36

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка не робей.

Воробей с березы на дорогу прыг,

Больше нет мороза, Чик- чирик!

14. Наблюдение за елочкой.

Цель: Формировать у детей понятие, что елка независимо от времени года

всегда зеленая. У неё тоже есть ствол, ветки, а вместо листьев – зеленые

иголки. На елке есть шишки. Воспитывать бережное отношение к природе,

умение радоваться, любоваться елочкой.

Меня в лесу всегда найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

15. Наблюдение за березой.

Цель: Закрепить представления о деревьях: есть ствол, ветки. Помочь

запомнить название дерева. Активизировать в речи слова: береза высокий ,

толстый белый ствол. Познакомить с новым словом – почки. Рассмотреть

почки на ветках, объяснить, что скоро из них вырастут листочки.

16. Рассматривание кустарника на участке.

Цель: Закреплять представления о кустарниках. Показать изменения ,

происходящие с кустарниками в весенний период ( набухают почки,

необходимо срезать сломавшиеся за зиму ветки). Формировать бережное

отношение к природе.

Рассмотреть кусты. Отметить, что у них нет ствола как у деревьев, есть

только ветки. Кусты не высокие. На ветках кустарников начинают набухать

почки. Из них вырастут листья.

17. Наблюдение за тополем.

Цель: Формировать понятие о том, что деревья и кустарники живые, весной

от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки. Показать изменения

37

происходящие с деревьями в весенний период. Формировать бережное

отношение к природе.

Эти маленькие почки

Распечатает весна

А пока в них спят листочки

И растут во время сна.

18. Наблюдение за сменой одежды

Цель: Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи: становится

теплее- люди поменяли одежду на более легкую ( сняли теплые куртки, не

одевают уже варежки, шарфы, взрослые ходят без головных уборов и т.д.))

Сняли шарф и рукавички,

Сняли шубу с башлыком,

Расстегнули все петлички,

К нам весна идет с теплом.

19. Наблюдение за собакой

Цель: Учить детей замечать живые объекты во время прогулки.

Уточнить части тела - есть голова, морда, тело, хвост, лапы. Обратить

внимание на внешний вид – пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая, черная)

большая, маленькая, что умеет делать собака – бегает, лает, лежит, сидит,

Учить звукоподражать собаке.

К нам пришла собачка,

Умная собачка,

С детками играет,

Очень громко лает

Гав - гав-гав.

20.Наблюдение за живым объектом – кошкой

Цель: Продолжать учить замечать живые объекты во время прогулки.

Уточнить части тела кошки ( голова, мордочка, усы, хвост, лапки, на лапках

царапки- когти). Внешний вид – пушистая, мягкая, теплая. Что умеет делать

38

кошка - ходит, любит ловить мышей, мяукает, лакает молоко, когда её

гладят- кошка мурлыкает, на солнышке лежит – греется.

Формировать доброе отношение к животным.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы –

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

21. Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

Цель:

Закрепить

представления

детей

о

деревьях.

Формировать

представление того, что на ветках есть почки, из них вырастают листья.

Рассмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно

потрогать руками. Вызвать радостные чувства. Воспитывать бережное

отношение к природе.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять свои дворцы.

Эти маленькие почки

Распечатает весна

А пока в них спят листочки

И растут во время сна.

22. Наблюдение за появлением зеленой травы.

Цель: Формировать желание любоваться появившейся зеленой травой.

Показать, что с приходом весны, стало тепло, часто светит солнце, оно

пригревает землю. На земле начинает расти трава, пробиваются первые

весенние цветы. Трава нежная, зелёная.

Травка - муравка со сна поднялась

Птица – синица за зерно взялась,

39

Зайки - за капусту,

Мышки – за корочку,

Детки - за молочко.

Всё зазеленело

Солнышко блестит

Жаворонка песня

Льётся и звенит.

23. Наблюдение за появлением насекомых.

Цель: Расширять представления о насекомых. Учить их различать и называть

(муравей, муха, бабочка). Развивать желание наблюдать за насекомыми.

Обратить внимание, что проснулись муравьи, понаблюдать, как они ползают.

Мухи летают.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять свои дворцы.

МАЙ

1.Наблюдение за распустившимися листьями.

Цель: Закрепить представление о деревьях (ствол, ветки, появились

маленькие

листочки).

Полюбоваться

первыми

зелеными

листочками.

Активизировать словарь: листочки, зелёные, молодые, нежные, маленькие.

Ветер крошку лист качает,

И качая, величает,

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

40

Зовут меня весна.

2. Продолжить наблюдение за распустившимися листьями.

Цель: Учить замечать изменения в природе, любоваться нежной зеленью

первых листьев. Активизировать словарь детей : распустились, молодые,

нежные, маленькие, зеленые

- Вырастай, листок не круглый,

Не зеленый – изумрудный.

Вырастай широкий, новый,

Лист большой, резной, кленовый

3. Наблюдение за появившейся зеленой травой.

Цель: Формировать желание любоваться появившейся зеленой травой.

Обратить внимание, все становится вокруг красиво, зелено.

Предложить потрогать траву рукой. Она нежная, мягкая.

Травушка- муравушка со сна поднялась,

Птица синица – за зерно взялась,

Зайки – за капусту,

Мышки – за корочку,

Детки – за молочко.

4. Наблюдение за весенним дождем

Цель: Обратить внимание , что весенний дождь может быть разным:

сильный, моросящий, мелкий. Дождь стучит по крыше, окнам : кап- кап-

кап.. Дождь нужен земле – поливает травку, поит землю. После дождя

появляются лужи, все мокрое: крыши домов, деревья, земля.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей,

Только нас не мочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще,

Станет травка гуще.

5. Наблюдение за одуванчиками.

41

Цель: Показать детям, что появились первые весенние цветы- одуванчики. У

одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается.

Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить

понюхать.

Одуванчики везде

По весенней травке,

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

6. Наблюдение за цветением черёмухи.

Цель:

Формировать

умение

любоваться

красотой

цветущего

дерева,

предложить понюхать аромат, исходящий от белых цветков черемухи.

Воспитывать бережное отношение к природе. Активизировать словарь:

черемуха душистая, белая, ароматная.

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки серебристые,

Что кудри завила.

7. Продолжить наблюдение за зеленой травкой и одуванчиками.

Цель: Учить узнавать и называть одуванчики, закрепить знания о строении

цветка. Формировать желание любоваться зеленью и яркими весенними

цветами.

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик,

Первый молодой.

Одуванчики везде

По весенней травке,

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

42

Спрятались в канавке.

8. Целевая прогулка в уголок леса.

Цель: Закрепить представления о деревьях и кустарниках. Учить их

различать.

Показать изменения происходящими с деревьями и кустарниками в весенний

период. Формировать бережное отношение к природе.

Загадка

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. … (Лес)

9. Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру, расширять

представления о насекомых: много лапок, есть крылья , летают, ползают,

Учить узнавать и называть божью коровку.

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки, кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной,

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного да белого,

Только не горелого.

10. Продолжить наблюдение за насекомыми (божья коровка, клоп - солдатик,

муравей) .

Цель:

Закрепить

желание

наблюдать

за

насекомыми.

Формировать

представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, у некоторых есть

крылья, насекомые ползают, летают. Учить различать насекомых и называть

некоторых из них. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба,

43

Черного да белого,

Только не горелого.

Жук, жук, где твой дом ?

Под березовым листом.

11. Наблюдение за цветением сирени.

Цель: Формировать умение любоваться красотой цветущих деревьев и

кустарников.

Закрепить

представления

о

кустарниках

и

изменениях,

происходящих с ними весной. Предложить понюхать аромат, исходящий от

цветков

сирени.

Воспитывать

бережное

отношение

к

природе,

Активизировать словарь: сирень душистая, ароматная.

12. Наблюдение за сменой одежды людей.

Цель: Показать зависимость одежды людей от температуры воздуха. На

улице стало тепло, люди сняли тёплые шапки, куртки, ботинки, а надели

легкие кепки, кофточки, туфельки и сандалики.

13. Наблюдение за цветущим садом (целевая прогулка в сад)

Цель: Показать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками

весной.

Полюбоваться красотой их цветения. Весна украсила цветом фруктовые

деревья и кустарники, рассказать какие фрукты и ягоды вырастут на них.

Воспитывать бережное отношение к природе.

14. Наблюдение за трудом взрослых

Цель: Формировать понятие, что весной у людей много разных дел (убирают

мусор, копают и рыхлят землю, сажают деревья, овощи, цветы. Знакомить

детей с орудиями труда для огорода : лопата, грабли, лейка.

Активизировать словарь детей: копают, рыхлят, сажают, поливают.

15. Наблюдение за солнцем.

Цель: Формировать понятие, что солнце греет все сильнее, становится тепло,

жарко. Хорошо растут растения. В тени, где солнца нет, там более

прохладно.

Светит солнышко в окошко,

44

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

16. Наблюдение за одуванчиками.

Цель:

Полюбоваться

обильным

цветением

одуванчиков

на

участках,

площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий,

легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет,

предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже

отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно

подуть и семена разлетятся в разные стороны.

Носит одуванчик,

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

17. Наблюдение и рассматривание бабочки и жуков.

Цель: Учить детей отличать бабочек от жуков, видеть характерные

особенности насекомых: У бабочек яркие, большие крылья, усики. У жуков

крылья твердые, жесткие. Жуки летают, жужжат. Воспитывать бережное

отношение к природе.

Жук, жук, покажись,

Где ты прячешься, скажи,

Жу-жу-жу-жу , я на дереве сижу.

Жук, жук появись,

На до мною покружись.

Жу-жу-жу-жу , я летаю и жужжу.

Бабочка, давай дружить,

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

45

Полетай над ними ты.

18. Наблюдение за песком. Игры и экспериментирование с песком.

Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами песка. Сухой песок

рассыпается, из влажного песка можно лепить куличики.

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки,

Испеку два пряничка

Кушай, кушай , мамочка,

Вкусные два пряничка…

19. Целевая прогулка на огород.

Цель: Формировать понятие, что весной сажают в огороде деревья, овощи,

цветы. Землю рыхлят, копают, делают грядки и сажают на грядке семена.

Рассмотреть грядки. Активизировать словарь детей: копают, грядка, семена,

овощи. Воспитывать интерес к труду и желание принять участие в нем.

20. Наблюдение за посадкой лука.

Цель: Воспитывать желание выращивать растения на огороде. Формировать

понятие, что овощи, семена сажают в землю; Делают бороздки и засыпают

их землёй и поливают из лейки водой. Показать детям как производят

посадку лука.

21. Наблюдение за ветром. Игры с султанчиками.

Цель:

Продолжать

знакомить

с

природным

явлением-

ветром.

Активизировать речь детей- ветер, ветерок, ветрище, дует, качает.

Ветер гонит облака по небу. Дует ветер- качаются деревья. Шелестят

султанчики.

Ветер, ветерок, ветрище

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше меньше крути

Или улицы мети.

22. Наблюдение голубями и воробьями.

46

Цель: Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду

(голубь, воробей). Учить замечать, как они передвигаются: ходят, прыгают,

летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Воспитывать интерес к миру

природы.

Сообщить детям, что весной птицы начинают громко чирикать, ворковать,

петь свои песни. Птицы вьют гнезда, там будут выводить маленьких

птенчиков.

Среди сизых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек- пташка

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка не робей.

47

Приложение 3

ОЦЕНКА ОГРАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Критерии анализа

Оценка

Комментарии

1. Организация с детьми наблюдений в природе

Выбор объекта

Формы организации детей для

наблюдения (коллективно всей

группой, с подгруппами,

индивидуально)

Приемы руководства с учетом возраста

детей, их доступность, конкретность

Использование анализаторов для

полного восприятия детьми природы

(зрение, слух, обоняние, осязание)

Экологическая грамотность

воспитателя

Речь педагогу, ее эмоциональность

2. Отношение детей к наблюдениям

Выводы детей о некоторых

закономерностях и зависимостях при

наблюдении живой и неживой

природы;

Влияние наблюдений в природе на

природоохранную работу (подкормка

птиц, бережное отношение к деревьям

и кустарникам)

Дидактические игры с

природоведческим материалом

V

Отражение детьми наблюдений в

календаре природы

Вывод:

Рекомендации:

48



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники