Напоминание

Ситема работы по совершенствованию грамотности


Автор: Пальчик Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 20 имени Павла Тюляева г. Краснодара
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Ситема работы по совершенствованию грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы по совершенствованию грамотности.

Компетентностный подход в обучении предполагает овладение

языковыми нормами и умение применять их в различных речевых ситуациях.

Важнейшей задачей в работе учителя русского языка и литературы является

формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися

орфографические и пунктуационные правила, важно доиться, чтобы

школьники понимали и овладевали способами применения правил на

практике, могли иллюстрировать своими примерами.

На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество

ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными в корне, так

как это одна из самых сложных орфограмм: ученик должен не только

обнаружить эту орфограмму (для чего необходимо постоянно развивать

речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определенное

богатство словарного запаса.

Для решения задачи повышения практической грамотности применяю

в своей деятельности игровую технологию, информационно-

коммуникативную технологию и практикоориентированный подход. Работа

ведется в нескольких направлениях: Отработка орфограммы «Проверяемая

безударная гласная в корне» ведется следующим образом. Учитывая

возрастные особенности учащихся, практически на каждом уроке русского

языка в 5-9 классах я провожу орфографическую работу (устную и

письменную). Например, устная орфографическая работа: называется слово с

проверяемой гласной в корне (вначале называет учитель, когда дети

осваивают данный вид работы, ученики предлагают слова), учащиеся

должны подобрать проверочные слова. Или читается текст, ребята должны

выявить слова с данной орфограммой и подобрать проверочные слова. При

данной работе использую игру «Кто больше». Текст для прочтения:

Из-за утеса,

Как из-за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он спокойно свой покинул камень,

Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда, широкими кругами,

Не торопясь ушел за облака.

(А.Я. Яшин «Орел»).

В процессе прослушивания учащиеся запоминают слова с проверяемой

гласной и подбирают проверочные. Кто больше нашел слов, тот и побеждает.

Письменная орфографическая работа: под диктовку в столбик

учащиеся записывают несколько слов (10-20), затем самостоятельно

выделяют корни и подбирают проверочные слова:

Удивительный - диво

Приближаться – близок

Смотрел – смотр

Скрипач – скрипка

Заговорить – говор, разговор

Упадёт – упал

Скрипач – скрипка

Дрожали – дрожь

Наслаждаться – сладок

Ослепительно - слеп

Или записывается текст, затем ученики выписывают слова с

проверяемой безударной гласной в корне и подбирают проверочные слова.

Огромную роль при отработке данного навыка имеет игровой момент. Очень

часто на уроках провожу игру «Проверь безударную гласную». Задача

играющих, как можно быстрее найти проверочное слово. Играем так: класс

делится на команды по рядам. Ведущий (один из учеников, который заранее

готовит слова) называет слово с проверяемой безударной гласной в корне

слова и указывает на команду любого ряда. Если команда не отвечает,

задание переходит к следующему ряду, с не ответившей снимается балл.

Игра проходит динамично, заменяет физминутку и занимает мало времени.

Благодаря такой тренировке умение подбирать проверочные слова

автоматизируется. Ведущим, что немаловажно, в течение года (и не один раз)

побывает каждый ученик.

Известно, что графические средства помогают выделить изучаемое

явление языка и его особенности, подкрепляя осмысление зрительным

восприятием, поскольку есть предположение, что преобладающая часть

воспринимаемой человеком информации происходит через зрение и сон

механизм мозговой переработки поступающей информации настроен на

«зрительную модальность».

И, конечно же, в своей практике я опираюсь на графическое изображение в

виде схем, электронных таблиц, опорных сигналов. При отработке навыков

грамотного письма активно использую электронные образовательные

ресурсы: электронный репетитор тренажер «Курс русского языка», «Страна

Лингвиния: орфографический диктант»- 2 части; «Фраза» и др.

Второе направление: Так при отработке, например, орфограмм

«Чередующиеся гласные в корне», «Правописание приставок на з-с»,

«Правописание приставок пре-, при» применяю такую форму работы:

называю слово, предварительно указав орфограмму, над которой будем

работать, учащиеся поднимают вверх табличку с нужной буквой: например,

отрабатываем орфограмму «Правописание приставок на з-с», называю слова,

учащиеся поднимают табличку с буквой з или с: бесшумный – С,

безбрежный – З, сбить – С, избежать – З, рассмотреть – С, безвкусный – З и

т.д.

Огромное значение, на мой взгляд, при совершенствовании грамотности

учащихся имеет обобщающее повторение.

На база морфемики и словообразования, развивая и совершенствуя умения

учащихся производить фонетический, морфемный и словообразовательный

анализы слов, тренируя ребят в грамматическом разборе сложного

предложения, мы работаем над правописными навыками в ходе повторения

традиционных орфограмм: «Чередующиеся гласные в корне»,

«Правописание приставок на з-с», «Правописание приставок пре-, при»,

«Правописание Ь и Ъ знаков», «О-Ё после шипящих и Ц».

Задание.

1.

Найти слова с чередующейся гласной в корне, графически объяснить

выбор орфограмм.

2.

Выполнить синтаксический разбор предложения, отмеченного

звездочкой*.

3.

Произвести фонетический разбор слова, выделенного курсивом.

1)На пустыре трава не росло, а лежали одни старые серые камни. (А.

Платонов). 2) Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. (А.

Платонов). 3) А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и

уносил его запах с собой. (А. Платонов). 4) Звезды от мороза разгорались все

ярче и начинали излучать синеватое сияние.* 5) Седая от изморози трава

оттаивала и блестела, как после ливня. (Ф. Кнорре). 6) Внизу, над рекой,

стелется молочно-белый туман. (И. Соколов-Микитов). 7) на зеленоватом

вечернем небе блистали звезды.

Успешное усвоение такого сложного орфографического правила, каким

является правописание О-Ё после шипящих, зависит от ряда факторов:

морфемного, поскольку необходимо знать, в какой морфеме следует писать

О или Ё; морфологического, поскольку выбор О или Ё в суффиксе и

окончании зависит от принадлежности слова к определенной части речи;

следует принимать во внимание и фонетический фактор (умение слышать

шипящий, правильно ставить ударение), а также словообразовательный

(чтобы правильно написать слово, например, тушёнка, следует выстроить

словообразовательную цепочку: тушёнка – тушёный – тушить).

Совершенствуя навык грамотного письма, использую все виды разборов,

особенно орфографического и лексического. Например, «Исправь ошибки в

разборе».

1.

Найдите в текстах орфограммы в корне, графически объясните выбор

орфограмм.

2.

Объясните лексическое значение слов, отмеченных звездочкой*.

3.

Найдите в текстах однородные члены предложения, укажите, чем они

выражены.

4.

Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые в

этих поэтических текстах.

5.

Найдите в стихотворениях союз и. Проанализируйте его

синтаксическую функцию.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка*

От зари алый свет разливается.

(И. Никитин)

Вечер ясен и тих;

Спят в туманах поля;

В голубых небесах

Ярко пышет заря.

Золотых облаков

Разноцветный узор

Накрывает леса, как волшебный ковер.

(И. Никитин)

За мирным Днепром, за горами

Заря догорала светло,

И тёпел был воздух вечерний,

И ясно ровное стекло.

Вечернее алое небо

Гляделось в зеркальный затон*,

И тихо под лодкой качался

В бездонной реке небосклон.

(И. Бунин)

Результатом применения системы работы выявлена положительная динамика

в 5-м, 6-м, 8-м, 9-х классах по результатам контрольных, а также словарных

диктантов.



В раздел образования