Автор: Пальчик Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 20 имени Павла Тюляева г. Краснодара
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Словообразование" (5 класс)
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара Пальчик Наталья Владимировна
Тема: Словообразование
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Образовательные:
- формирование представления о способах образования новых слов; способности определять способ образования слова; -
- развитие умения работать со словообразовательным словарём.
Развивающие:
- развитие критического мышления, умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать обобщать;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных).
Воспитательные:
- развитие интереса и уважения к родному языку,
- развитие коммуникативных УУД.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Средства
Ожидаемый
результат
Регламент/
примечание
Организационный
момент
(мотивация к
учебной
деятельности)
Цель этапа:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне
- Здравствуйте, ребята! Прослушайте
отрывок из стихотворение Велимина
Хлебникова «Заклятие смехом» и выберите
тот смайлик, который соответствует вашему
настроению (на столах лежит по три
смайлика).
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют
смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- Теперь, я думаю, мы готовы продуктивно
сотрудничать с вами. Удачи!
Слушание
выразительно
го чтения
учителя.
Выбирают
смайлик и
демонстри
руют своё
настроение.
Презентац
ия
Текст
Самоопределе
ние,
смыслообразо
вание (Л)
Целеполагани
е (П)
Планирование
учебного
сотрудничеств
а (К)
Установление
межличностно
го контакта.
2 минуты
II. Актуализация
знаний
Цель этапа:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося
У каждого ребенка на столе отрывок из
стихотворения В. Хлебникова «Заклятие
смехом».
- Прочитайте ещё раз отрывок из
стихотворения и скажите: что в нем
необычного?
(В.В. Маяковский отмечал, что стихи В.
Хлебникова можно считать образцом
«инженерной» литературы).
- В какой мере прочитанный отрывок
подтверждает это определение?
- Выпишите однокоренные слова.
- По каким признакам будем находить
однокоренные слова?
- Постройте алгоритм определения
однокоренных слов.
1. Общая часть.
2. Выделить корень.
3. Общее лексическое значение.
Беседа
Анализ текста
Дают ответ
Работа с
алгоритмом
Выделяют
признак
Текст
Схемы
Алгоритм
Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков;
подведение
под понятие;
целеполагание
(П)
Выполнение
пробного
учебного
действия;
фиксирование
индивидуальн
ого
затруднения;
саморегуляци
я в ситуации
затруднения
(Р)
Выражение
своих мыслей;
аргументация
своего
мнения; учёт
5 минут
- Оцените работу соседа по парте
- Сделайте вывод. Что для нашего урока
значит правильное нахождение корня?
Прослушайте стихотворение Е. Измайлова
«Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Вот из сада
Вам рассада.
Работают в
группе по
заданию
Рефлексия,
вывод
Слушают
выразитель
ное чтение
учителя
разных
мнений (К)
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Как думаете, какова тема урока? (Если
детям сложно, можно помочь вопросами:
Благодаря чему растут слова? Какая наука о
языке изучает образование новых слов?)
- Какова цель урока?
- При изучении нового мы можем
столкнуться с некоторыми трудностями:
- при толковании значения слова;
- при определении способа образования
слова. Но я думаю, что все вместе мы их
преодолеем.
Беседа
Определяют
главную
мысль
Формулируют
тему урока
(Словообразов
ание)
Формулируют
цель
Умение
спланировать
свою
деятельность
и предвидеть
ситуацию
затруднения
(Р)
III. Проблемное
объяснение нового
знания
Цель этапа:
обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
закрепления
учащимися, что
такое морфема
слова и алгоритм
его определения
Все на свете из чего-нибудь состоит: облако
– из множества водяных капелек, лес – из
деревьев,
а
дом
из
строительных
материалов. Речь состоит из предложений,
предложения из слов. Слова сделаны из
своего
«строительного
материала».
И
каждый из «кирпичиков» вносит в слово
свою часть смысла -«смыслиночку». Самая
главная из них корень. И сейчас в сказочной
стране Словообразование из «кирпичиков»
будем строить дом.
Итак, мы уже у ворот, которые ведут в
страну Словообразование. Но как нам туда
войти? Ведь вход охраняется.
Первый
житель
сказочной
страны
дает
задание: Отгадайте, кто я такой?
-
Я
–
производитель
работ
–
непосредственный руководитель работ на
постройке, сооружении чего-нибудь.
Ответ учеников: Прораб
Проблемная
беседа с
методом
ассоциаций
Участие в
ролевой игре.
По
лексическому
значению
определить
слово.
Презента
ция
Словообра
зователь
ный
словарик
Электронн
ая игра-
викторина
«Проверь
себя»
Поиск и
выделение
информации;
синтез как
составление
целого из
частей;
подведение
под понятие;
выдвижение
гипотез и их
обоснование;
самостоятельн
ое создание
способа
решения
проблемы
поискового
характера (П)
Аргументация
своего мнения
и позиции в
коммуникаци
и; учёт разных
28 минут
- Много лет находится он на страже своего
сказочного государство и строго говорит
всем: «Войти никак нельзя туда. Коль не
приложишь ты труда».
_ Ну, что ж, ребята, потрудимся?
-
Тогда
за
работу.
Давайте
покажем
Прорабу, как мы будем строить первый свой
дом, а для этого нужно залить фундамент.
Прораб:
«Расскажите
о
способах
словообразования и приведите примеры.»
(Приставочный
-
пришел
–
шел;
суффиксальный
–
столик
-
стол;
приставочно-суффиксальный – перелесок –
лес; бессуффиксный – выход – выходить;
сложение – самолет – сам, летать).
Прораб: Теорию вы усвоили хорошо. Вход
в
Словообразовательное
государство
открыт.
Оцените свою работу
Так как мы путешествуем по волшебной
стране, нас ждет много интересных встреч.
И вот следующий герой.
Рассказывают
правило
Приводят
примеры слов
Получают
сигнальные
карточки
мнений (К)
Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков и
синтез как
составления
целого из
частей;
подведение
под понятие;
выдвижение
гипотез и их
обоснование
(П)
Выражение
своих мыслей
с полнотой и
точностью;
формулирован
ие и
аргументация
своего
мнения; учёт
разных
-По
лексическому
значению
определить
слово.
Я
–
рабочий,
специалист
кирпичной,
каменной кладки.
Ученики отвечают: Каменщик.
- Объясните орфограмму в суффиксе.
-Каменщик: «Если хочешь строить дом,
должен все ты знать о нем. Я вопрос тебе
задам. Не робей и отвечай».
Морфологические шарады
1). Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
Рассказчик
Каким
способом
образовано
слово?
Объясните орфограммы.
2). Корень тот же, что и в слове отдавать,
По
лексическому
значению
определить
слово.
Отгадывают
слова
Краткий ответ
Работают
индивидуальн
о с
проговариван
ием в громкой
речи
мнений (К)
Оценивание
усваемого
содержания
(Л)
Контроль,
коррекция,
оценка (Р)
Приставки из слов преграда и посылка,
Суффикс
и
окончание
взяты
из
слова
знание.
Преподавание.
Каким
способом
образовано
слово?
Объясните орфограммы.
3). Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Спутник.
Каким способом образовано слово?
Поставьте себе оценки.
Ребята, мы прошли ещё один этап. Будем
двигаться
дальше?
Хорошо,
продолжим
путь. Поднимаемся все выше и выше.
Оценивают
свою работу
Работа со
словарём
За
правильный
ответ
получают
сигнальную
карточку и
«строят»
первый этаж
здания
Кто же вновь преграждает нам путь?
Я – машинист крана.
Ученики отвечают: Крановщик
Крановщик: «Я стою высоко и гляжу далеко,
и поэтому для вас испытанье я припас».
Объясните
правописание
суффикса.
Выполните
словообразовательный
разбор.
Земляк,
новостройка,
болотистый,
подсвечник, прабабушка, зелень, снегопад,
привкус,
размышление,
прорубь,
размечтаться.
Ребята,
а
как
мы
будем
выполнять
словообразовательный разбор.
Бетонщик: Я сумею вам помочь. Заданье
выполнишь точь - в - точь? Отгадайте кто я?
Я-
рабочий,
занимающийся
бетонными
работами.
Ученики отвечают: Бетонщик.
Участие в
ролевой игре
Работают в
группах по
два человека
Анализируют
Обосновываю
т ответ
- Молодцы, ребята. А теперь выполните
задание: Составить алгоритм действий при
выполнении
словообразовательного
разбора,
установив
правильную
последовательность.
1. Определить способ образования
2.Установить лексическое значение слова и
определить, как оно образовано:
А) записать слово, от которого образовано
данное;
Б) обозначить исходную схему;
В) указать словообразующую морфему.
1. Записать слово в начальной форме.
Самопроверка.
Проверка у соседа по парте.
Обсудите в группах из 4 человек.
За
правильный
ответ
получают
сигнальную
карточку и
«строят»
второй этаж
здания
Проверка по эталону.
Земляк – земля (суффиксальный)
Новостройка – новая, стройка (сложение)
Болотистый – болото (суффиксальный)
Подсвечник – под свечой (приставочно-
суффиксальный)
Прабабушка – бабушка (приставочный)
Зелень – зеленый (бессуффиксный)
Снегопад – снег, падать (сложение)
Привкус – вкус (приставочный)
Размышление
–
размышлять
(суффиксальный)
Прорубь – прорубить (бессуффиксный)
Размечтаться
–
мечтать
(приставочно-
суффиксальный)
Поставьте оценки.
- И опять преграда. Кто там у ограды?
Я – работник, занимающийся отделочными
работами.
Ученики отвечают: Отделочник.
Отделочник:
«Уж заждался вас совсем.
Открывайте дверь скорей».
Игра-викторина «Проверь себя».
(См. приложение)
Поставьте оценки.
Самопроверка
Моделирован
ие здания из
сигнальных
карточек,
полученных
за время урока
IV. Итог урока
(рефлексия
деятельности)
Цель этапа:
осознание уч-ся
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Закончите предложения:
- Словообразование – это раздел
лингвистики, …
- Приставочный способ словообразования –
это ….
Дают ответы
на вопросы
Используют
метод
незаконченно-
го
предложения.
Анализируют
работу на
уроке через
Рефлексия
способов и
условий
действия;
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельности
(П)
Самооценка;
5 минут
- Суффиксальный способ – это….
Приставочно-суффиксальный способ –
это….
- Какие задания выполняли?
- Назовите алгоритм выполнения
словообразовательного разбора.
- Удалось решить поставленную задачу?
- Встречались трудности на нашем пути?
Справились ли с ними?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу
класса.
- Выберите смайлик своего настроения.
Изменилось ли оно? Почему?
самооценку
адекватное
понимания
причин успеха
или неуспеха
в УД;
следование в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям
(Л)
Выражение
своих мыслей
полно и
точно;
формулирован
ие и
аргументация
своего
мнения, учёт
разных
мнений (К)
- Домашнее задание от сказочных героев:
(вариативное)
Прораб: выучить способы словообразования
(учебник стр. 5-6).
Каменщик: выполнить
словообразовательный разбор слов:
апельсиновый, беспорядок, самовар,
героизм, отбежать.
Крановщик: сочинить стихотворение,
вставляя подходящие по смыслу слова.
Жило-было слово….
В слове вы …, в слове в … .
В слове …дики стучало
И в по…е вдаль шагало.
Записывают
домашнее
задание
Приложение
Презентация
Стихотворение В. Хлебникова
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
Игра-викторина «Проверь себя»
Смайлики