Автор: Куникеева Ольга Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №118"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактические игры в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
Дидактические игры – эффективное средство в логопедической работе, её использование
даёт возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков, слов, фраз,
развивать фонематический слух, совершенствовать лексико-грамматические категории.
Работая с дошкольниками, учителя-логопеды сталкиваются с необходимостью
разнообразить занятия, искать новые подходы к упражнениям по закреплению
правильного произношения. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям,
нужны такие творческие задания, игры, которые помогали бы сделать занятия
интересными, увлекательными и познавательными.
Дидактическая игра «Наряди букву»
Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи,
слоговой структуры слова; развитие фонематических процессов.
Задачи:
закреплять поставленные звуки в словах;
закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;
закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;
развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;
закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество;
развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
Материал: большие трафареты картонных букв, карточки с изображением предметов,
кубик с точками на его гранях.
Описание
Перед ребёнком на столе лежит трафарет буквы и набор картинок. Ребёнку предлагается
нарядить букву (или украсить её «платье») картинками, в названиях которых есть звук,
соответствующий данной букве. Ребёнок, проговаривая каждое слово, отбирает картинки
с заданным звуком и кладёт их на трафарет буквы, «наряжая» букву.
В ходе игры можно предложить ребёнку:
1.
Определить позицию заданного звука в каждом названии картинки (начало,
середина, конец).
2.
Назвать слова ласково.
3.
Поделить слова на слоги и определить их количество.
4.
Закрыть букву листом бумаги и предложить ребёнку повторить те картинки,
которые он запомнил.
5.
Кинуть кубик, определить число точек, назвать ту картинку, которая будет по
счёту соответствовать выпавшему числу на кубике (например, назови третью
картинку сверху и т.д.)
Варианты игры
«Нарядить» букву картинками, в названиях которых заданный звук находится в
определённой позиции, например, только в начале (середине, конце).
Подобрать «платье» для буквы. Для этого найти картинки с соответствующим
звуком, затем составить из них образ буквы. Сравнить трафарет и изготовленное
«платье» буквы.
Методические рекомендации
Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой
детей.
Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
Проводить игру можно за столом, у магнитной доски или на ковре.
После каждого правильно выполненного задания хвалить ребёнка.
Дидактическая игра «Фотограф»
Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи,
слоговой структуры слова; развитие фонематических процессов.
Задачи:
закреплять поставленные звуки в словах;
закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;
закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;
развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;
закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество;
закреплять навыки звукового анализа;
развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Материал: Картонные полоски чёрного цвета с изображением контуров предметов, белые
полоски без изображения контуров предметов, трафареты различных предметов из
чёрного картона.
Описание
Перед ребёнком на столе лежит чёрная полоска с изображением контуров предметов
(«фотоплёнка»). Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на контуры предметов и
назвать их.
Инструкция
Посмотри на «фотоплёнку» и попробуй догадаться, что хотел сфотографировать
фотограф? Назови слова. Какой звук слышится во всех словах? (Звук [с]).
В ходе игры можно предложить ребёнку:
Определить место заданного звука в словах (в начале, середине, конце).
Назвать первый и последний звуки в слове.
Придумать предложение с названием любой картинки.
Разделить каждое слово на слоги и посчитать их количество.
Назвать слова ласково.
Отгадать, какой картинки не стало, закрыв её бумажным листом.
Рассмотреть предложенные педагогом чёрные трафареты предметов, выбрать те, в
названиях которых есть заданный звук.
Составить свою «фотоплёнку» на белой или цветной полоске (можно наклеить
трафареты на полоску или обвести их по контуру карандашом).
Методические рекомендации
Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
Игра проводится на индивидуальном занятии.
Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
После каждого правильно выполненного задания хвалить ребёнка.
Дидактическая игра «Подбери картинки»
Дидактическую игру с названием «Подбери картинки» можно представить в различном
оформлении. На одном занятии можно предложить ребёнку «волшебный цветок», на
другом - «звёздочку» («весёлую гусеницу», «скорый поезд», «разноцветные домики» и
многое другое). Задание игры будет одно: подбор картинок с определённым звуком.
Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи,
слоговой структуры слова; развитие фонематических процессов.
Задачи:
закреплять поставленные звуки в словах;
закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;
закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;
развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;
закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество;
развивать память, внимание, мышление.
Материал: лепестки цветка из цветного картона с изображениями предметов (лучики
звёздочек, домики, предметные картинки, зелёные круги для составления гусеницы).
Описание
Перед ребёнком на столе лежат лепестки с изображениями предметов и круг,
обозначающий серединку будущего цветка. Ребёнку предлагается подобрать только те
лепестки, на которых изображены картинки с заданным звуком.
В ходе игры можно предложить ребёнку:
Определить место заданного звука в словах (в начале, середине, конце).
Назвать первый и последний звуки в слове.
Придумать предложение с названием любой картинки.
Разделить каждое слово на слоги и посчитать их количество.
Назвать слова ласково.
Отгадать, какой картинки не стало, закрыв её бумажным листом.
Методические рекомендации (игра рекомендуются детям старшего дошкольного
возраста).
Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
После каждого правильно выполненного задания необходимо хвалить ребёнка.