Автор: Филимоненко Ольга Петровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ Харатская СОШ
Населённый пункт: с. Харат
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»
Раздел: среднее образование
1
Филимоненко О.П
учитель биологии МОУ Харатская СОШ
«Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»
Ребенок - росток человеческий.
В нем изначально заложено
неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности –
утвердить свое уникальное «я»,
выявить свое неповторимое предназначение
.
Каждый
родитель
хочет,
чтобы
его
дети
выросли
здоровыми,
жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми,
трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это
ни было обидно для нас, учителей - предметников, но содержание предмета
«отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к
учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и
степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке,
найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа
воспитательное воздействие.
Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания
можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень
высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук,
которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит
задача
–
воспитать такого гражданина России, который знает и ценит его культурно-
историческое наследие, любит свой родной край, готов в нём жить, работать,
быть достойным членом этого общества, патриотом своей родины.
Основными целями изучения биологии в школе являются:
-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и
присущих ей закономерностях, биологических системах;
-овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и
средообразующей роли живых организмов;
-овладение методами познания живой природы и умениями использовать их
в практической деятельности;
-воспитание ценностного отношения
к живой природе, собственному
здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей
среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
-овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового
образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму.
Биология - наука о жизни. Биологическое образование должно
формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей
ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта
2
нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не
должно быть нами разрушено».
Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в
себя следующие аспекты:
-Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать
красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества и охраны окружающей среды.
-Гражданственный — формирование творческой личности с активной
жизненной
позицией,
испытывающей
уважение
к
творцам
науки,
обеспечивающим ведущую роль биологии.
-Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся,
использование полученных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также:
воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и
долга, способствует профориентации учащихся.
-Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой
родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к
своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
-Здоровьесберегающий
— предполагает формирование здорового образа
жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».
Воспитание включается в процесс обучения, поэтому школьный урок
призван решению данных задач.
А какие духовные качества и способности мы, учителя- биологи, должны
воспитывать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко
всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства. А какими
средствами воспитания мы сможем решить данную задачу?
Одним из средств решения данной задачи является экологическое
воспитание.
Так, на уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых
систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько
строк из стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки использую для выполнения сразу двух задач урока: предметной
задачи - выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего
минеральное питание растения, воспитательной - формирование у детей
бережного отношения к природе.
3
Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные
полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное
воздействие.
На уроке по теме «Растение — целостный организм» (VI класс),
вывешиваю репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая
роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь» под
общим названием «Береза в произведениях великих художников». Читаю
слова : «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой
березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она
прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной
зеленью распустившейся березы (обращаемся к картине «Березовая роща»)!
Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем
осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою
корой (обращаемся к картине «Золотая осень»)!
А зимой, когда после
морозного
тумана
иней
обсыплет
тысячами
блестящих
кристаллов
свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце, подобно алмазному
дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем,
которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном
убранстве? (Обращается к картине «Берлинская лазурь».) Словно видишь
перед собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели,
повиснув в воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.
И как контраст (зачитываю — другие «слезы» березы.)
Вы слышали, когда березы плачут?
Вы видели, когда березы плачут?
Вы знаете, когда березы плачут—
То вместе с ними стонет мать-земля».
И далее говорю о том, что повреждение одного из органов растения влечет
за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его
к старению и преждевременной гибели;
о правилах поведения в лесу
во время сбора березового сока напоминают учащиеся, выполнившие
проект «Значение березы в жизни человека»
Ученик читает стихотворение «Берёзовые слёзки»
По капельке, по капельке,
По маковой росинке
Берёзы в роще плакали,
Роняли вниз слезинки.
Стволов белёсых, сладостных
Касаюсь я губами,
Мне сок прозрачной радости
Деревья дарят сами.
И сердце оживляется,
Нектар дарует силы.
Берёзоньки-красавицы Мне душу воскресили.
(Т. Лаврова )
4
Использование регионального компонента при обучении биологии имеет
большое образовательное и воспитательное значение. В разделе «Основы
экологии» курса биологии 11 класса экологические знания обобщаются.
Школьники знакомятся с надорганизменными системами, как популяция,
вид, биосфера, агроценоз и биогеоценоз, с факторами, обуславливающими их
целостность
и
устойчивость.
Экологические
проблемы
села,
система
экологического мониторинга изучается на уроке биологии в теме «Влияние
человека на экосистемы». На этом уроке учащиеся знакомят друг друга с
результатами своих экологических исследований, выполняя задания по
общему проекту «Экологические проблемы села. Пути решения проблем».
Такое самостоятельно приобретенное
экологическое образование
формирует экологическое мировоззрение,
нравственность и культуру
учащихся.
Не менее важной нормой нравственности человека является чувство
патриотизма. Чувство гордости за страну воспитывается на тех уроках, на
которых сообщаются данные о наших растительных и животных богатствах
и о мероприятиях государства по охране и воспроизведению этих богатств (о
деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т. д.).
Например, в учебный материал биологии 7 класса при изучении темы
«Значение растений»
учащиеся представляют свою исследовательскую
работу, рассказывая о лекарственном значении растений, произрастающих в
селе, делятся народными рецептами, которые были записаны у местных
жителей. Так же, использую информацию о животном и растительном
мире озера Байкал.(
+ ежегодно проводим внеклассное мероприятие
«Заповедными тропами»)
Исторические факты из жизни выдающихся людей имеют большой
воспитательный потенциал. Они способствуют активизации гражданской
позиции подростков, сохранению и развитию патриотических чувств,
утверждению в сознании молодёжи общечеловеческих ценностей, взглядов и
убеждений, воспитанию уважения к историческому прошлому .
При изучении в 7 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю
учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления
причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них
Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся
с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что
Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных
опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это
опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе,
изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной
формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна
невосприимчивость
после
выздоровления,
она
ставит
героический
эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой.
Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой
врач И.В.Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из
желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены
все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга.
Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путём многих страданий,
настоящего человеческого счастья, на земле, такого прекрасного, что за
представление о нём можно отдать всё, что есть личного, и самую жизнь».
А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А.Деминского: «Я заразился
от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры.
Записи все в порядке. Остальное
расскажет лаборатория. Труп мой
вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика.
Прощайте. Деминский.»
Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь
в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты,
опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие
моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста
против
использования
бактериологического
оружия,
предназначенного
для
заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума,
оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и
представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам
учёных.
При изучении в 9 классе темы «Основы селекции» рассказываю детям о
подвиге
учёных,
которые
работали в
дни
блокады
Ленинграда.
14
ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от
мороза,
сырости,
крыс
тысячи
семян
зерновых
культур.
Люди
еле
передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный
список, умерших от голода ведёт летопись: Д.С.Иванов – хранитель риса,
А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…(
в
прошлом
учебном
году
учащиеся
выполнили
информационно
-
познавательный проект «Биология в годы ВОВ» )
В 8 классе при изучении темы «Дыхание. Жизненная ёмкость
лёгких» объясняю, что особенно велика она у людей, занимающихся
спортом, знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна,
спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста
троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.(информация из
ИНТЕРНЕТа)
Шаварш Карапетян – 7-кратный чемпион СССР, 15-кратный обладатель
Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-
кратный чемпион Европы. Лучший подводный пловец планеты. Жизнь
Шаварша Карапетяна разделилась на «до» и «после» 16 сентября 1976 г. В
тот день переполненный троллейбус с 92 пассажирами рухнул с моста на
дно Ереванского водохранилища. Шаварш Карапетян, совершавший по
набережной тренировочную пробежку с 20-килограммовым грузом на
плечах, недолго думая, бросился в воду. Двадцать минут в ледяной воде,
более двадцати спасенных. Его брат, Камо, помогал на поверхности – так
было быстрее, а Шаварш успевал только сделать секундный вдох. Под конец
он уже был в полуобморочном состоянии и вместо человека поднял
дерматиновое сиденье. Эксперты говорили, что кроме Карапетяна
совершить такое не мог бы никто. На следующее утро врачи поставили ему
диагноз: «общее заражение крови и двустороннее воспаление легких». «Я
после этого установил один мировой рекорд и рекорд Европы, – рассказывал
Карапетян, – и ушел из спорта. Раньше легко выигрывал, … а теперь уже
боролся. Я проигрывал свои коронные дистанции... И так тяжело было
плыть, словно гири привязали». Он устроился инженером на завод, потом
уехал за границу. В 1993 г. приехал в Москву. У него не было ничего: ни денег,
ни прописки. По словам Шаварша, выжить тогда оказалось тяжелее, чем
спасти людей из троллейбуса. Он собрал обувщиков и открыл сапожную
мастерскую, которая называется «Второе дыхание».
Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни
возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и
камни точит, следовательно, при создании образовательной среды,
направленной на единую цель можно сформировать у обучающихся
ценностное отношение к своему здоровью. Эффективно это можно сделать на
уроках биологии. Важно обучить ребенка способам поддержания и
сохранения здоровья, воспитывать детей на основе здоровьесберегающих
знаний, умений и навыков, формировать эмоционально-ценностное
отношение к своему здоровью. Элементы ЗОЖ складываются из: личной
гигиены, режима дня, здорового питания, закаливания, ЗОЖ родителей,
спортивно-оздоровительной активности, общения без стресса, здорового
информационного пространства, внутреннего настроения.
«.,.Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова
должна воспитать сердце»,— писал, Ф. Шиллер. «Поведение — это зеркало, в
котором каждый показывает свой лик»,— говорил Гёте. Курс биологии со
всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным
значением дает возможность для утверждения нравственных начал,
воспитания гражданственности, понимания сути бытия, физической красоты
человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств
природы, потребностей человека, его общей культуры.