Напоминание

программа элективного курса "Великие люди Германии"


Автор: Дибижева Рита Владимировна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа элективного курса "Великие люди Германии"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №1

г. Минеральные Воды

Программа

элективного курса

«Великие люди Германии»

Программа курса рассчитана на полгода обучения.

Элективный курс «Великие люди Германии», ориентирован

на учащихся 8 классов (14-15 лет). Один час в неделю.

Автор программы: Дибижева Рита Владимировна

г. Минеральные Воды 2022-23 уч. год

Пояснительная записка

Программа курса «Великие люди Германии» рассчитана на

полгода для учащихся 8-х классов.

В современных условиях изучению иностранного языка придается

профильный характер. Считается, что язык будет эффективно использоваться в

профессиональных целях. Иностранный язык включается в систему жизненных

интересов учащихся. Этот предмет поможет выбрать профессию, узнать о ней

нечто новое, углубиться в область профессиональных знаний.

В профильном курсе дети кроме аудирования, говорения, чтения учатся

переводить и письменно излагать свои мысли. Учащиеся должны хорошо

владеть всеми типами чтения. Этому надо уделить особое внимание. Чтение

изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Тексты должны носить научно-популярный характер, обогащать научный

кругозор, повышать эрудицию.

Дети готовятся понимать тексты узкого профиля. Они должны хорошо

ориентироваться в словаре и формальный признаках грамматический единиц.

Весь учебный процесс переориентируется, направлен на личность, на ее

возможности и потребности, склонности и профессиональные устремления.

Приобщение к искусству. Место и роль искусства на производстве,

дизайн, рациональное использование природных ресурсов, роль экологии в

спасении жизни на Земле и выживание человечества.

Чем глубже учащиеся знают иностранный язык, тем больше они хотят

знать об этой стране, достижения в науке и техники. Познакомится с

творчеством великих писателей и поэтов.

В действующей программе недостаточно полно представлен такой

материал. Этим и вызвано то, что, элективный курс знакомит учащихся с

великими людьми Германии.

В элективном курсе взяты биографии и творчество И.В. Гете, Ф.

Шиллера, братьев Гримм, Ганса Фаллады, Генриха Белля. Изучаем биографии

и творчество великих немецких композиторов Л.В. Бетховена, И.С. Баха.

Цели курса

:

1.

социокультурное развитие школьников,

2.

развитие творческого потенциала школьников на основе введения их в

мир музыки, литературы, живописи, изобретений Германии,

3.

интеграция с предметами художественно- эстетического, естественно-

научного цикла.

Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие

культуры средствами образования.

Проблема:

Немецкая культура - мировое наследие в сегодняшней

действительности.

Основные идеи курса

:

1.

воспитание человека в духе уважения к инокультуре,

её роли в

мировой культуре,

2.

освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей,

3.

управление личностным развитием учащихся.

Задачи курса

:

Образовательные:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать людей любой страны.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь самостоятельно учиться.

Развивающие:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой,

уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать

положительное

отношение

учащихся

к

себе,

друзьям,

одноклассникам, желание и умение узнавать новое.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов

:

1.

Художественно-педагогическая литература.

2.

Наглядная иллюстрация, музыкальные записи.

3.

Проблемно-поисковый.

4.

Коллективное осмысление.

5.

Коммуникативно-ориентированный.

Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного

курса

:

1.

Принцип доступности.

2.

Принцип культуросообразности.

Основу

составляет

общечеловеческие

ценности,

а

отношение

к

ребенку определяется исходя из его понимания как свободной,

целостной личности.

3.

Принцип личностного подхода к учащемуся.

4.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования.

Аспекты программы

:

1.

Содержательный.

Включение исторических, культурных, литературоведческих

элементов, реалий, традиций. Восхождение человека к

общечеловеческим ценностям и идеалам культуры.

2.

Деятельный аспект.

Данный курс предполагает сочетание деятельности обучения на

немецком

языке

с

другими

видами

деятельности:

учебной,

эстетической, познавательной. К ним относятся:

работа

с

литературой,

поиск

нужной

информации

в

Интернет,

прослушивание

аудиокассет,

просмотр

видеокассет,

телепередач,

подготовка

презентаций,

изготовление

стенгазет,

иллюстраций,

использование в работе анкетирования, интервью, эссе, сочинений,

подготовка и проведение внеклассных мероприятий.

3.

Языковый аспект

включает перечень лексических единиц и

словосочетаний,

необходимых

при

чтении

текстов.

Для

реализации программы рекомендуется использовать личностно-

ориентированные

технологии,

блоковую

подачу

материала,

обучение на деятельной основе, что означает:

а ) .

Чтение

художественной

литературы

с

анализом

отдельных аутентичных отрывков;

б). Просмотр видеофильмов, репродукций художников; в),

письменное оформление заметок интерактивных лекций; г).

Перевод отрывков на русский язык; д). поисковая работа с

литературой;

е). Высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов;

ж), выполнение письменных работ в виде аннотаций, эссе;

з ) .

Чтение,

декламация,

драматизация,

подготовка

и

участие

в

викторинах, конкурсах, выполнение рисунков.

Формы работы

:

индивидуальная, парная, групповая.

Принципы отбора материала

.

Доступность.

Степень сложности

литературных

отрывков

определена

уровнем

обучения учащихся.

Обучающимся предлагается список дополнительной литературы для

чтения.

Научность

.

Изучаемые писатели, поэты, художники, музыканты признаны в

мировой культуре.

Аутентичность

.

Учащиеся

работают

с

художественными

неадаптированными

произведениями, статьями из немецких журналов, видиофильмами,

материалами Интернет.

Особенности программы

.

Программа предполагает как урочную, так и внеурочную форму

работы, проведение вечеров, спектаклей, презентаций, посещения

Пятигорского

театра

Музкомедии,

музея

г.Пятигорска

-

отдел

живописи.

Критериями

успешного

освоения

курса,

сформированности

социокультурных

умений

является

приобретение

следующих

компетенций:

Коммуникативной:

- понимание содержания аутентичных текстов;

-

осознание взаимосвязи исторических процессов и их отражение

литературе, искусстве, музыке;

- обмен

мнениями,

собственное

высказывание

своего

мнения

к

событиям.

Культурно-познавательной

:

- составление викторин, загадок, кроссвордов;

- сбор, систематизация материала;

- подготовка выступлений по биографической тематике;

- использование справочников, словарей, энциклопедий, Интернет;

- участие

в

драматизации

литературных

произведений.

Социально-нравственной:

- формирование эстетического вкуса;

- формирование мышления;

- формирование отношения к литературе, музыке, живописи как к

познавательным источникам культурного наследия мира.

Занятия № 1-2:

- Автобиография И.В. Гёте;

-

Творчество

писателя:

“Mailied”;

“Gefunden”;

“Heidenröslein”;

“Mignon”.

Занятия № 3-4:

- Биография Ф. Шиллера;

- Творчество писателя: “Das Mädchen aus der Fremde”; Wilhelm Tell

(Apfelszene ).

Занятия № 5-6:

- Биография Г. Гейне;

- Творчество писателя: “Leise zieht durch das Gemut”, “Deutschland,

ein Wintermärchen”, “Die Harzreise”, “Die Heimkehr”.

Занятия № 7-8:

- Биография Якоба и Вильгельма Гримм.

- Münchhausen (Auszug).

Занятие №9:

- Биография Людвига ван Бетховена, его произведения.

Занятия № 10-11:

- Биография Ганса Фаллады; его произведение “ Kleiner Mann – was

nun”;

- предвосхищать содержание прочитанного, выражать свое мнение

по прочитанному тексту, оценивать прочитанное, обосновывать

свою точку зрения.

Занятие №12:

- Биография Иоганна Себастьяна Баха, его произведения.

Занятие №13:

- Ерих Кестнер “Das fliegende Klassenzimmer”

Занятие №14:

- Генрих Белль (творческий путь).

Занятия № 15-16:

- Кристине Нёстлингер «Die Ilse ist weg»

- Чтение отрывков из произведения и обсуждение прочитанного.

Учебно-тематический план

№ '

Название.темы занятий

Часы

Формы контроля

1

Иоганн Вольфганг Гете

2

Аннотация

2

Фридрих Шиллер

2

Сообщение по

заданной теме

3

Генрих Гейне

2

Рассказ о

творческом пути

Гейне

4

Братья Гримм

Чтение сказок

2

Инсценировка

сказки

5

Людвиг ван Бетховен

1

Дискуссия

6

Ганс Фаллада

2

Рассказ о

творческом пути Г.

Фаллады

7

Иоганн Себастьян Бах

1

Дискуссия

8

Ерих Кестнер

1

Дискуссия по

прослушанному

9

Генрих Белль

1

Рассказ о

творческом

пути

10

Кристине Нёстлингер

«Die Use ist weg»

2

Чтение, пересказ

Литература

1. Nöstlinger Christin "Die Ilse ist weg" 1991. Schoder-Druck, Gersthofen Germany

2. Nöstlinger Christine "Die Ilse ist weg". Методическое пособие. Goethe - Institut,

München 1993

3. Базарнова СВ., Слепова Н. П.Рассказы немецких писателей. Учебное пособие

-М.: "Издательство Менеджер", 1999

4. Дембицкая Е. Т., Галай О. М. "Grosse Deutsche" -Мн.: "Экоперспектива", 2001

5. Маркова А. Н., Рогачева М. А."Эпизоды из жизни известных ученых и

изобретателей" - М.: Просвящение, 1970

6. Постникова Е. М. "Deutsches Lesebuch" - К.: А.С.К.,2001



В раздел образования