Автор: Дибижева Рита Владимировна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа элективного курса "Великие люди Германии"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1
г. Минеральные Воды
Программа
элективного курса
«Великие люди Германии»
Программа курса рассчитана на полгода обучения.
Элективный курс «Великие люди Германии», ориентирован
на учащихся 8 классов (14-15 лет). Один час в неделю.
Автор программы: Дибижева Рита Владимировна
г. Минеральные Воды 2022-23 уч. год
Пояснительная записка
Программа курса «Великие люди Германии» рассчитана на
полгода для учащихся 8-х классов.
В современных условиях изучению иностранного языка придается
профильный характер. Считается, что язык будет эффективно использоваться в
профессиональных целях. Иностранный язык включается в систему жизненных
интересов учащихся. Этот предмет поможет выбрать профессию, узнать о ней
нечто новое, углубиться в область профессиональных знаний.
В профильном курсе дети кроме аудирования, говорения, чтения учатся
переводить и письменно излагать свои мысли. Учащиеся должны хорошо
владеть всеми типами чтения. Этому надо уделить особое внимание. Чтение
изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Тексты должны носить научно-популярный характер, обогащать научный
кругозор, повышать эрудицию.
Дети готовятся понимать тексты узкого профиля. Они должны хорошо
ориентироваться в словаре и формальный признаках грамматический единиц.
Весь учебный процесс переориентируется, направлен на личность, на ее
возможности и потребности, склонности и профессиональные устремления.
Приобщение к искусству. Место и роль искусства на производстве,
дизайн, рациональное использование природных ресурсов, роль экологии в
спасении жизни на Земле и выживание человечества.
Чем глубже учащиеся знают иностранный язык, тем больше они хотят
знать об этой стране, достижения в науке и техники. Познакомится с
творчеством великих писателей и поэтов.
В действующей программе недостаточно полно представлен такой
материал. Этим и вызвано то, что, элективный курс знакомит учащихся с
великими людьми Германии.
В элективном курсе взяты биографии и творчество И.В. Гете, Ф.
Шиллера, братьев Гримм, Ганса Фаллады, Генриха Белля. Изучаем биографии
и творчество великих немецких композиторов Л.В. Бетховена, И.С. Баха.
Цели курса
:
1.
социокультурное развитие школьников,
2.
развитие творческого потенциала школьников на основе введения их в
мир музыки, литературы, живописи, изобретений Германии,
3.
интеграция с предметами художественно- эстетического, естественно-
научного цикла.
Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие
культуры средствами образования.
Проблема:
Немецкая культура - мировое наследие в сегодняшней
действительности.
Основные идеи курса
:
1.
воспитание человека в духе уважения к инокультуре,
её роли в
мировой культуре,
2.
освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей,
3.
управление личностным развитием учащихся.
Задачи курса
:
Образовательные:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать людей любой страны.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь самостоятельно учиться.
Развивающие:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой,
уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать
положительное
отношение
учащихся
к
себе,
друзьям,
одноклассникам, желание и умение узнавать новое.
Содержание курса реализуется на основе следующих методов
:
1.
Художественно-педагогическая литература.
2.
Наглядная иллюстрация, музыкальные записи.
3.
Проблемно-поисковый.
4.
Коллективное осмысление.
5.
Коммуникативно-ориентированный.
Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного
курса
:
1.
Принцип доступности.
2.
Принцип культуросообразности.
Основу
составляет
общечеловеческие
ценности,
а
отношение
к
ребенку определяется исходя из его понимания как свободной,
целостной личности.
3.
Принцип личностного подхода к учащемуся.
4.
Принцип ценностно-смысловой направленности образования.
Аспекты программы
:
1.
Содержательный.
Включение исторических, культурных, литературоведческих
элементов, реалий, традиций. Восхождение человека к
общечеловеческим ценностям и идеалам культуры.
2.
Деятельный аспект.
Данный курс предполагает сочетание деятельности обучения на
немецком
языке
с
другими
видами
деятельности:
учебной,
эстетической, познавательной. К ним относятся:
работа
с
литературой,
поиск
нужной
информации
в
Интернет,
прослушивание
аудиокассет,
просмотр
видеокассет,
телепередач,
подготовка
презентаций,
изготовление
стенгазет,
иллюстраций,
использование в работе анкетирования, интервью, эссе, сочинений,
подготовка и проведение внеклассных мероприятий.
3.
Языковый аспект
включает перечень лексических единиц и
словосочетаний,
необходимых
при
чтении
текстов.
Для
реализации программы рекомендуется использовать личностно-
ориентированные
технологии,
блоковую
подачу
материала,
обучение на деятельной основе, что означает:
а ) .
Чтение
художественной
литературы
с
анализом
отдельных аутентичных отрывков;
б). Просмотр видеофильмов, репродукций художников; в),
письменное оформление заметок интерактивных лекций; г).
Перевод отрывков на русский язык; д). поисковая работа с
литературой;
е). Высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов;
ж), выполнение письменных работ в виде аннотаций, эссе;
з ) .
Чтение,
декламация,
драматизация,
подготовка
и
участие
в
викторинах, конкурсах, выполнение рисунков.
Формы работы
:
индивидуальная, парная, групповая.
Принципы отбора материала
.
Доступность.
Степень сложности
литературных
отрывков
определена
уровнем
обучения учащихся.
Обучающимся предлагается список дополнительной литературы для
чтения.
Научность
.
Изучаемые писатели, поэты, художники, музыканты признаны в
мировой культуре.
Аутентичность
.
Учащиеся
работают
с
художественными
неадаптированными
произведениями, статьями из немецких журналов, видиофильмами,
материалами Интернет.
Особенности программы
.
Программа предполагает как урочную, так и внеурочную форму
работы, проведение вечеров, спектаклей, презентаций, посещения
Пятигорского
театра
Музкомедии,
музея
г.Пятигорска
-
отдел
живописи.
Критериями
успешного
освоения
курса,
сформированности
социокультурных
умений
является
приобретение
следующих
компетенций:
Коммуникативной:
- понимание содержания аутентичных текстов;
-
осознание взаимосвязи исторических процессов и их отражение
литературе, искусстве, музыке;
- обмен
мнениями,
собственное
высказывание
своего
мнения
к
событиям.
Культурно-познавательной
:
- составление викторин, загадок, кроссвордов;
- сбор, систематизация материала;
- подготовка выступлений по биографической тематике;
- использование справочников, словарей, энциклопедий, Интернет;
- участие
в
драматизации
литературных
произведений.
Социально-нравственной:
- формирование эстетического вкуса;
- формирование мышления;
- формирование отношения к литературе, музыке, живописи как к
познавательным источникам культурного наследия мира.
Занятия № 1-2:
- Автобиография И.В. Гёте;
-
Творчество
писателя:
“Mailied”;
“Gefunden”;
“Heidenröslein”;
“Mignon”.
Занятия № 3-4:
- Биография Ф. Шиллера;
- Творчество писателя: “Das Mädchen aus der Fremde”; Wilhelm Tell
(Apfelszene ).
Занятия № 5-6:
- Биография Г. Гейне;
- Творчество писателя: “Leise zieht durch das Gemut”, “Deutschland,
ein Wintermärchen”, “Die Harzreise”, “Die Heimkehr”.
Занятия № 7-8:
- Биография Якоба и Вильгельма Гримм.
- Münchhausen (Auszug).
Занятие №9:
- Биография Людвига ван Бетховена, его произведения.
Занятия № 10-11:
- Биография Ганса Фаллады; его произведение “ Kleiner Mann – was
nun”;
- предвосхищать содержание прочитанного, выражать свое мнение
по прочитанному тексту, оценивать прочитанное, обосновывать
свою точку зрения.
Занятие №12:
- Биография Иоганна Себастьяна Баха, его произведения.
Занятие №13:
- Ерих Кестнер “Das fliegende Klassenzimmer”
Занятие №14:
- Генрих Белль (творческий путь).
Занятия № 15-16:
- Кристине Нёстлингер «Die Ilse ist weg»
- Чтение отрывков из произведения и обсуждение прочитанного.
Учебно-тематический план
№ '
Название.темы занятий
Часы
Формы контроля
1
Иоганн Вольфганг Гете
2
Аннотация
2
Фридрих Шиллер
2
Сообщение по
заданной теме
3
Генрих Гейне
2
Рассказ о
творческом пути
Гейне
4
Братья Гримм
Чтение сказок
2
Инсценировка
сказки
5
Людвиг ван Бетховен
1
Дискуссия
6
Ганс Фаллада
2
Рассказ о
творческом пути Г.
Фаллады
7
Иоганн Себастьян Бах
1
Дискуссия
8
Ерих Кестнер
1
Дискуссия по
прослушанному
9
Генрих Белль
1
Рассказ о
творческом
пути
10
Кристине Нёстлингер
«Die Use ist weg»
2
Чтение, пересказ
Литература
1. Nöstlinger Christin "Die Ilse ist weg" 1991. Schoder-Druck, Gersthofen Germany
2. Nöstlinger Christine "Die Ilse ist weg". Методическое пособие. Goethe - Institut,
München 1993
3. Базарнова СВ., Слепова Н. П.Рассказы немецких писателей. Учебное пособие
-М.: "Издательство Менеджер", 1999
4. Дембицкая Е. Т., Галай О. М. "Grosse Deutsche" -Мн.: "Экоперспектива", 2001
5. Маркова А. Н., Рогачева М. А."Эпизоды из жизни известных ученых и
изобретателей" - М.: Просвящение, 1970
6. Постникова Е. М. "Deutsches Lesebuch" - К.: А.С.К.,2001