Напоминание

Организация и деятельность творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма методического сопровождения педагогов


Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Организация и деятельность творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма методического сопровождения педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Организация и деятельность творческой группы педагогов

дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма

методического сопровождения педагогов

Никулина Вера Николаевна

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

В

настоящее

время

в

российском

образовании

осуществляется

этап

инновационного развития. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий по

созданию инновационных программ и сред воспитания напрямую зависит

от

повышения результативности и эффективности педагогического труда.

Это

наукоемкая

и

стратегическая

задача

обозначена

в

Концепции

долгосрочного

социально-экономического развития

Российской

Федерации

до

2020

года

(2009),

государственной

программе

«Развитие

образования

в

Российской Федерации на 2013—2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от

15 апреля 2014 г. № 295), федеральной целевой программе развития образования

на 2016—2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая).

Первоочередное внимание при работе дошкольного учреждения в режиме

развития уделяется развитию его кадрового потенциала: повышению социально

профессиональной мобильности и компетентности педагогического коллектива.

Задача

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

-

придать

позитивный

импульс

модернизации

дошкольного образования, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие

образовательные модели и обеспечить каждому воспитаннику стартовые условия

для обучения в начальной школе.

Поэтому

содержание

деятельности

педагогических

работников

ДОУ

оценивается в соответствии со следующими критериями:

соответствие социальному заказу государства к данному типу учреждения и

социальным ожиданиям всех участников образовательных отношений (детей,

родителей (законных представителей), педагогов);

включённость всех специалистов учреждения в педагогическую деятельность.

Изменения, происходящие в современной системе образования, выдвигают

необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога.

Режим инновационного поиска развивающегося современного образования

вызывает изменения различных компонентов деятельности всех специалистов

дошкольного учреждения, и особое значение приобретает усиление непрерывного

характера

профессионального

совершенствования

педагога,

как

условия

его

активной

адаптации

к

новым

моделям

деятельности,

повышения

уровня

подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества

результатов образовательного процесса в целом.

2

Таким

образом,

основанием

профессионально

грамотной

деятельности

старшего

воспитателя

является

система

повышения

квалификации

педагогов,

методологической

основой

которой

является

современная

концепция

непрерывного образования как условия личностного роста и развития.

А целью методической работы в целом - повышение профессиональной

компетенции

педагогических

работников

посредством

создания

системы

непрерывного

профессионального

развития

каждого

педагогического

работника, так как субъектом методической работы в современных условиях в

первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец

своей профессиональной деятельности.

Сегодня

необходимы

новые

подходы

к

организации

методического

сопровождения

(взаимодействие

сопровождаемого

и

сопровождающего

в

вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения

актуальных

для

педагогического

работника

проблем

профессиональной

деятельности), а затем и методического

обеспечения педагогов (совместный

поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более

эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Прежде всего, следует создать условия для повышения их активности и

инициативы, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.

Такие

масштабные

преобразования в

системе

дошкольного

образования

стимулируют

руководителей

и

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений

к

активной

инновационной

деятельности,

повышению

его

привлекательности и конкурентоспособности в образовательной среде. И наше

дошкольное образовательное учреждение не исключение.

В

целях

организации

поиска

ресурсов

развития

учреждения

нам

представляется целесообразным создание на базе

учреждения инновационных

структурных

подразделений

и

управление

их

деятельностью.

Такими

инновационными структурными подразделениями являются творческие группы

педагогов.

В

связи

с

этим,

в

целях

развития

собственных

профессиональных

компетенций, в частности методической и управленческой, я решила, что темой

моего самообразования станет «Повышение профессиональной компетентности

педагогов ДОУ посредством управления деятельностью творческих групп ДОУ».

Творческая группа - это структурное — подразделение — методической

службы

образовательного

учреждения,

объединение

педагогов,

ведущих

опытно-поисковую,

экспериментальную,

научно-методическую

или

проектно-

исследовательскую деятельность.

М.

М.

Поташник

определяет

творческую

группу

как

добровольное

профессиональное

объединение

педагогов,

заинтересованных

во

взаимном

творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов по

определенной

тематике

или

проблеме;

отработка

и

внедрение

лучших

традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное

3

общение, обмен опытом.

Творческая группа является одной из эффективных и результативных форм

методической работы, дающих импульс творчеству и развитию профессиональной

компетентности каждого конкретного педагога.

Творческие

группы

носят

открытый

характер,

т.е.

в

их

работе

предполагается участие широкого круга заинтересованных лиц и приглашенных

специалистов.

Они создаются по инициативе самих педагогов или администрации, могут

быть краткосрочными, долгосрочными или постоянно действующими.

Длительность их существования зависит от сложности поставленных перед

участниками объединения задач и объема намеченных работ.

Содержание

деятельности

определяется

запросами

и

интересами

учреждения, педагогов, воспитанников, их родителей, реалиями и тенденциями

развития системы дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений в организации работы в творческих

группах

является

деятельность,

стимулирующая

передачу

педагогического

мастерства более опытных педагогов начинающим коллегам.

Цель и задачи методической практики:

Цель: повышение качества и эффективности образовательного процесса в

ДОУ.

Задачи:

-

обеспечить

условия

для

профессионального

роста

и

самореализации

каждого педагога в профессиональной деятельности;

Рост

педагогического

мастерства

воспитателя

и

специалиста

ДОУ

необходимый показатель качества образовательного процесса;

Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога,

если

он

оказывает

положительное

воздействие

на

формирование

и

развитие

личности каждого ребенка — дошкольника, обеспечивает единство образования,

воспитания и развития.

-

активизировать

педагогическую

рефлексию

собственной

профессиональной деятельности;

Формировать и развивать у педагогов умение самостоятельно, проблемно

подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег.

-

развивать

качества

современного

конкурентноспособного

педагога

и

умения позиционировать себя в условиях ДОУ и других уровнях.

Предполагается, что

Результатами деятельности творческой группы ДОУ станет:

- успешное решение стоящих перед образовательным учреждением задач;

Участие педагогов в работе профессионального объединения, работа над

коллективным

проектом,

над

темой

самообразования,

плодотворное

взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволит педагогам повысить:

- стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации

4

в профессии;

- профессиональное сознание, компетентность и квалификацию;

- социальную и профессиональную активность;

- роль в управлении учреждением.

В заключение хочу выразить надежду на то, что ещё одним показателем

результативности и эффективности моей работы над темой самообразования в

следующем

учебном

году

станет

увеличение

количества

участников

нашего

Фестиваля - профессиональных педагогов, представляющих освоенные ими и с

успехом

реализуемые

в

образовательной

деятельности

современные

педагогические практики.

Список литературы:

1. Концепция — долгосрочного — социально-экономического — развития

Российской Федерации

на

период

до

2020

года

(Утверждена

распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

2.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный

№ 30384).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации 31.12.2015 № 683).

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы

(Утверждена

Постановлением

Правительства

Российской

Федерации

от

23.05.2015 № 497).

5. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.

Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.



В раздел образования