Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Организация и деятельность творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма методического сопровождения педагогов
Раздел: дошкольное образование
1
Организация и деятельность творческой группы педагогов
дошкольного образовательного учреждения как эффективная форма
методического сопровождения педагогов
Никулина Вера Николаевна
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
В
настоящее
время
в
российском
образовании
осуществляется
этап
инновационного развития. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий по
созданию инновационных программ и сред воспитания напрямую зависит
от
повышения результативности и эффективности педагогического труда.
Это
наукоемкая
и
стратегическая
задача
обозначена
в
Концепции
долгосрочного
социально-экономического развития
Российской
Федерации
до
2020
года
(2009),
государственной
программе
«Развитие
образования
в
Российской Федерации на 2013—2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от
15 апреля 2014 г. № 295), федеральной целевой программе развития образования
на 2016—2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая).
Первоочередное внимание при работе дошкольного учреждения в режиме
развития уделяется развитию его кадрового потенциала: повышению социально
профессиональной мобильности и компетентности педагогического коллектива.
Задача
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
-
придать
позитивный
импульс
модернизации
дошкольного образования, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие
образовательные модели и обеспечить каждому воспитаннику стартовые условия
для обучения в начальной школе.
Поэтому
содержание
деятельности
педагогических
работников
ДОУ
оценивается в соответствии со следующими критериями:
соответствие социальному заказу государства к данному типу учреждения и
социальным ожиданиям всех участников образовательных отношений (детей,
родителей (законных представителей), педагогов);
включённость всех специалистов учреждения в педагогическую деятельность.
Изменения, происходящие в современной системе образования, выдвигают
необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога.
Режим инновационного поиска развивающегося современного образования
вызывает изменения различных компонентов деятельности всех специалистов
дошкольного учреждения, и особое значение приобретает усиление непрерывного
характера
профессионального
совершенствования
педагога,
как
условия
его
активной
адаптации
к
новым
моделям
деятельности,
повышения
уровня
подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества
результатов образовательного процесса в целом.
2
Таким
образом,
основанием
профессионально
грамотной
деятельности
старшего
воспитателя
является
система
повышения
квалификации
педагогов,
методологической
основой
которой
является
современная
—
концепция
непрерывного образования как условия личностного роста и развития.
А целью методической работы в целом - повышение профессиональной
компетенции
педагогических
работников
посредством
создания
системы
непрерывного
—
профессионального
развития
каждого
—
педагогического
работника, так как субъектом методической работы в современных условиях в
первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец
своей профессиональной деятельности.
Сегодня
необходимы
новые
подходы
к
организации
методического
сопровождения
(взаимодействие
сопровождаемого
и
сопровождающего
в
вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения
актуальных
для
педагогического
работника
проблем
профессиональной
деятельности), а затем и методического
обеспечения педагогов (совместный
поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более
эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
Прежде всего, следует создать условия для повышения их активности и
инициативы, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
Такие
масштабные
преобразования в
системе
дошкольного
образования
стимулируют
руководителей
и
педагогов
дошкольных
образовательных
учреждений
к
активной
инновационной
деятельности,
повышению
его
привлекательности и конкурентоспособности в образовательной среде. И наше
дошкольное образовательное учреждение не исключение.
В
целях
организации
поиска
ресурсов
развития
учреждения
нам
представляется целесообразным создание на базе
учреждения инновационных
структурных
подразделений
и
управление
их
деятельностью.
Такими
инновационными структурными подразделениями являются творческие группы
педагогов.
В
связи
с
этим,
в
целях
развития
собственных
профессиональных
компетенций, в частности методической и управленческой, я решила, что темой
моего самообразования станет «Повышение профессиональной компетентности
педагогов ДОУ посредством управления деятельностью творческих групп ДОУ».
Творческая группа - это структурное — подразделение — методической
службы
образовательного
учреждения,
объединение
педагогов,
—
ведущих
опытно-поисковую,
экспериментальную,
научно-методическую
или
проектно-
исследовательскую деятельность.
М.
М.
Поташник
определяет
творческую
группу
как
добровольное
профессиональное
объединение
педагогов,
заинтересованных
во
взаимном
творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов по
определенной
тематике
или
проблеме;
отработка
и
внедрение
лучших
традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное
3
общение, обмен опытом.
Творческая группа является одной из эффективных и результативных форм
методической работы, дающих импульс творчеству и развитию профессиональной
компетентности каждого конкретного педагога.
Творческие
группы
носят
открытый
характер,
т.е.
в
их
работе
предполагается участие широкого круга заинтересованных лиц и приглашенных
специалистов.
Они создаются по инициативе самих педагогов или администрации, могут
быть краткосрочными, долгосрочными или постоянно действующими.
Длительность их существования зависит от сложности поставленных перед
участниками объединения задач и объема намеченных работ.
Содержание
деятельности
определяется
запросами
и
интересами
учреждения, педагогов, воспитанников, их родителей, реалиями и тенденциями
развития системы дошкольного образования.
Одним из приоритетных направлений в организации работы в творческих
группах
является
деятельность,
стимулирующая
передачу
педагогического
мастерства более опытных педагогов начинающим коллегам.
Цель и задачи методической практики:
Цель: повышение качества и эффективности образовательного процесса в
ДОУ.
Задачи:
-
обеспечить
условия
для
профессионального
роста
и
самореализации
каждого педагога в профессиональной деятельности;
Рост
педагогического
мастерства
воспитателя
и
специалиста
ДОУ
—
необходимый показатель качества образовательного процесса;
Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога,
если
он
оказывает
положительное
воздействие
на
формирование
и
развитие
личности каждого ребенка — дошкольника, обеспечивает единство образования,
воспитания и развития.
-
активизировать
педагогическую
рефлексию
собственной
профессиональной деятельности;
Формировать и развивать у педагогов умение самостоятельно, проблемно
подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег.
-
развивать
качества
современного
конкурентноспособного
педагога
и
умения позиционировать себя в условиях ДОУ и других уровнях.
Предполагается, что
Результатами деятельности творческой группы ДОУ станет:
- успешное решение стоящих перед образовательным учреждением задач;
Участие педагогов в работе профессионального объединения, работа над
коллективным
—
проектом,
над
темой
—
самообразования,
плодотворное
взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволит педагогам повысить:
- стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации
4
в профессии;
- профессиональное сознание, компетентность и квалификацию;
- социальную и профессиональную активность;
- роль в управлении учреждением.
В заключение хочу выразить надежду на то, что ещё одним показателем
результативности и эффективности моей работы над темой самообразования в
следующем
учебном
году
станет
увеличение
количества
участников
нашего
Фестиваля - профессиональных педагогов, представляющих освоенные ими и с
успехом
реализуемые
в
образовательной
деятельности
современные
педагогические практики.
Список литературы:
1. Концепция — долгосрочного — социально-экономического — развития
Российской Федерации
на
период
до
2020
года
(Утверждена
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).
2.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный
№ 30384).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
(Утверждена Указом Президента Российской Федерации 31.12.2015 № 683).
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы
(Утверждена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от
23.05.2015 № 497).
5. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.