Напоминание

Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю, семье.


Автор: Семенова Светлана Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Реутов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю, семье.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «РОМАШКА»

«

Формирование чувства патриотизма у

дошкольников через воспитание любви к родному

краю, к семье.»

Воспитатель:

Семенова Светлана Валентиновна

г. о. Реутов, 2022

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения

актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем

обществе материальных ценностей над духовными.

Патриотическое воспитание начинается с любви к родному дому,

семье, малой родине-городу, своей стране, национальным традициям,

культурному наследию и языку своего народа.

Патриотическое

воспитание

ребенка-основа

формирования

будущего гражданина.

Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм –

это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство

гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью

великой страны. “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй

жизни”. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка,

зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от

того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования направлен на объединение обучения и

воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-

нравственных и социально-культурных ценностей. Данные ценности

формируются в результате целенаправленной, систематической работы

с ребенком.

Согласно

ФГОС

ДО

развитие

личности,

мотивации

и

способностей

детей

должно

происходить

в

различных

видах

деятельности

охватывать

следующие

образовательные

области:

социально-коммуникативное,позновательное,речевое,художественно-

эстетическое и физическое развитие.

Моя тема «Формирование чувства патриотизма у дошкольников

через воспитание любви к родному краю, к семье.» направлена на

формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и

понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек

родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей

будущей семьи.

Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески

активную и социально зрелую личность. Родительский дом для

человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям

должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и

милосердию,

формирование

духовно-нравственных

ценностей.

К

сожалению,

в

нашей

стране

есть

семьи,

мало

занимающиеся

проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с

ухудшением социального положения семей. В результате:

утрачиваются

традиционные

нравственные

ценности,

составляющие основу образа жизни;

во многих семьях не достает духовной близости между

родителями и детьми;

в большинстве случаев дети не получают элементарных

навыков по самообслуживанию;

старшее поколение людей утрачивает роль носителей

актуальных ценностей молодому поколению.

Решение этих проблем особенно актуально в условиях ДОУ, куда

поступают дети из разных семей, в том числе и тех, где отсутствует

общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных

задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства патриотизма

через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе,

родине.

Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в

себя:

семью, где ребенок родился и вырос;

атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется

семейными традициями, родной культурой;

дом, где он живет; его первых друзей;

родную природу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная

улица, детский сад, родной город, позже не только малая, но и большая

многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок

является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В

проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение

в семье», в конкурсах «Семейный очаг», «Где любовь и совет, там и

горя нет», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать

родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них.

Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для

становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того,

чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы

их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на

благо родины.

Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором

она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное

отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и

порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное

отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их

средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о

родной природе, родине.

Принцип – через малое к большому – следует сохранять при

воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я

объясняю детям, что их район, город, лес, река, парк – частица Родины.

Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на

достопримечательности, памятники погибшим воинам. Такие занятия,

проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина»,

инсценировка

«Пусть

мой

район

будет

чист»

пробуждают

у

воспитанников гордость за свой родной край.

Важным средством воспитания детей через любовь к родному

краю является приобщение дошкольников к традициям народа, русской

культуре, чувства принадлежности к своей стране.

Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной

форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети

должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких

занятиях

как,

«День

Защитника

Отечества»

«День

Победы»

я

рассказываю воспитанникам о героизме людей, боровшихся за мир и

независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством,

когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в

желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится

к ее богатствам.

Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка,

показать

через

малое

большое,

показать

зависимость

между

деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны

очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что организованная

таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей

любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие

любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении

служит

первой

ступенью

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста.

Результатами педагогической деятельности по воспитанию у

детей дошкольного возраста осознанного чувства патриотизма, считаю

умение воспитанников:

понимать, что Отечество начинается с того уголка, где

человек родился;

осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;

изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;

уважать традиции старшего поколения;

понимать сущность социальных ролей.

образом, формированию чувства настоящего гражданина,

истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание

детей через любовь к семье, родному краю, родине, Отчизне.

Литература:

1.

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2010 г.

2.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам

русской народной культуры» 2002 г.

3.

Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма

в детском саду» 2007 г.

4.

Ю.В.Федулова,О.А.Рогожина,О.Ю.Депутатова «Люблю мое

отечество» 2019 г.



В раздел образования