Автор: Семенова Светлана Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Реутов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю, семье.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «РОМАШКА»
«
Формирование чувства патриотизма у
дошкольников через воспитание любви к родному
краю, к семье.»
Воспитатель:
Семенова Светлана Валентиновна
г. о. Реутов, 2022
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения
актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем
обществе материальных ценностей над духовными.
Патриотическое воспитание начинается с любви к родному дому,
семье, малой родине-городу, своей стране, национальным традициям,
культурному наследию и языку своего народа.
Патриотическое
воспитание
ребенка-основа
формирования
будущего гражданина.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм –
это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство
гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью
великой страны. “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй
жизни”. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от
того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования направлен на объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-
нравственных и социально-культурных ценностей. Данные ценности
формируются в результате целенаправленной, систематической работы
с ребенком.
Согласно
ФГОС
ДО
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
должно
происходить
в
различных
видах
деятельности
охватывать
следующие
образовательные
области:
социально-коммуникативное,позновательное,речевое,художественно-
эстетическое и физическое развитие.
Моя тема «Формирование чувства патриотизма у дошкольников
через воспитание любви к родному краю, к семье.» направлена на
формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и
понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек
родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей
будущей семьи.
Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески
активную и социально зрелую личность. Родительский дом для
человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям
должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и
милосердию,
формирование
духовно-нравственных
ценностей.
К
сожалению,
в
нашей
стране
есть
семьи,
мало
занимающиеся
проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с
ухудшением социального положения семей. В результате:
утрачиваются
традиционные
нравственные
ценности,
составляющие основу образа жизни;
во многих семьях не достает духовной близости между
родителями и детьми;
в большинстве случаев дети не получают элементарных
навыков по самообслуживанию;
старшее поколение людей утрачивает роль носителей
актуальных ценностей молодому поколению.
Решение этих проблем особенно актуально в условиях ДОУ, куда
поступают дети из разных семей, в том числе и тех, где отсутствует
общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных
задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства патриотизма
через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе,
родине.
Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в
себя:
семью, где ребенок родился и вырос;
атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется
семейными традициями, родной культурой;
дом, где он живет; его первых друзей;
родную природу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная
улица, детский сад, родной город, позже не только малая, но и большая
многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок
является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В
проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение
в семье», в конкурсах «Семейный очаг», «Где любовь и совет, там и
горя нет», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать
родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них.
Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для
становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того,
чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы
их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на
благо родины.
Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором
она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное
отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и
порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное
отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их
средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о
родной природе, родине.
Принцип – через малое к большому – следует сохранять при
воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я
объясняю детям, что их район, город, лес, река, парк – частица Родины.
Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на
достопримечательности, памятники погибшим воинам. Такие занятия,
проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина»,
инсценировка
«Пусть
мой
район
будет
чист»
пробуждают
у
воспитанников гордость за свой родной край.
Важным средством воспитания детей через любовь к родному
краю является приобщение дошкольников к традициям народа, русской
культуре, чувства принадлежности к своей стране.
Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной
форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети
должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких
занятиях
как,
«День
Защитника
Отечества»
«День
Победы»
я
рассказываю воспитанникам о героизме людей, боровшихся за мир и
независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством,
когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в
желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится
к ее богатствам.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка,
показать
через
малое
большое,
показать
зависимость
между
деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны
очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что организованная
таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей
любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие
любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении
служит
первой
ступенью
патриотического
воспитания
детей
дошкольного возраста.
Результатами педагогической деятельности по воспитанию у
детей дошкольного возраста осознанного чувства патриотизма, считаю
умение воспитанников:
понимать, что Отечество начинается с того уголка, где
человек родился;
осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
уважать традиции старшего поколения;
понимать сущность социальных ролей.
образом, формированию чувства настоящего гражданина,
истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание
детей через любовь к семье, родному краю, родине, Отчизне.
Литература:
1.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2010 г.
2.
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры» 2002 г.
3.
Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма
в детском саду» 2007 г.
4.
Ю.В.Федулова,О.А.Рогожина,О.Ю.Депутатова «Люблю мое
отечество» 2019 г.