Напоминание

"Средовой подход как средство обучения и воспитания детей с ОВЗ"


Автор: Митрохина Альбина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Ближнепесоченской ОШ №1
Населённый пункт: г.Выкса,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Средовой подход как средство обучения и воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Средовой подход как средство обучения и воспитания детей с ОВЗ.

«…Из всех показателей оценки школы главным

следует считать самочувствие в ней человека.

Школа хороша, если в ней хорошо

каждому ребенку и взрослому…»

В.А.Караковский

Одна из самых актуальных проблем школы в современное время -

преодоление школьной неуспеваемости. К сожалению, несмотря на то, что

школы получают новое оборудование, учителя постоянно повышают свою

квалификацию, совершенствуются содержание и методы обучения, не

выходит у педагогов всех детей учить одинаково хорошо. Почему это

происходит? У детей разное умственное, речевое, а следовательно и

психическое развитие. Количество учеников, которые не могут усвоить

учебную программу, постоянно увеличивается. По данным Министерства

образования РФ, около 80 % учащихся требуют особого подхода в обучении.

Школа должна развивать каждого ребёнка, признать уникальность его

личности, дать ему качественное образование, создавать специальные

условия (статья 26 п.3 Закона об образовании в РФ).Поэтому наши педагоги

сегодня моделируют инклюзивную образовательную среду.

Главное

в

инклюзивном

образовании

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта

вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного

образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие

социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических

знаний.

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того,

насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не

только социокультурным фактором общего развития, но и фактором

коррекционно-компенсаторного

преодоления

недостаточности

психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания

педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды,

в которой он должен воплощаться.

Наша школа в практике своей деятельности на протяжении 5 лет реализует

технологию опосредованного управления процессом становления личности

школьника.

Данная

технология,

автором

которой

является

д.п.н.

Ю.С.Мануйлов, позволяет грамотно использовать возможности школы для

инновационных преобразований. Средовой подход подразумевает создание

цепочки развивающих сред, способствующих расширению собственных

возможностей ребенка, увеличению его способности к адаптации. Среда

рассматривается как совокупность отношений с окружающим миром и с

людьми, позволяющих ребенку освоить ее смысл, культурный опыт. Именно

среда как средство-посредник при правильной ее организации позволяет

оптимизировать активность учащегося, необходимую для освоения им

образовательной программы.

Любой урок, занятие с детьми с ОВЗ в нашей школе- это прежде всего

комфортная среда. Создавая ее, педагоги решают задачи формирования у

детей средства взаимодействия с миром, отрабатывают определенные

навыки, связанные с речью, предметной деятельностью, самообслуживанием.

Обстановка класса, вестибюля, пришкольного участка- это то, с чем ребенок

имеет ежедневный контакт. Она должна не только обеспечивать целостное

понимание мира как мира человеческого труда и созидания, но и придавать

нужное

качество

жизни,

облагораживать

мир

ребенка.

Эстетические

ценности, поражающие изяществом форм, художественным совершенством,

делают детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей

жизни.

Урок в концепции средового подхода- это урок без пространственных

границ, строгих целей, жестких графиков, этапов, без непосредственной

власти возвышающегося над учениками учителя, контроля и результата

«здесь и сейчас».

Цели

урока

формулируются

на

уровне

желаемых

достижений,

во

взаимосвязанных и понятных каждому ребенку и родителю терминах

«иметь» и «уметь». В качестве целей и одновременно условий дальнейшего

личностного роста ребенка рассматривается самопознание, самоощущение,

самосознание, самоопределение.

Урок предстает в виде временной среды пребывания ребенка. Основное

требование

к

уроку-

окружить

ребенка

заботой,

предоставив

для

удовлетворения основных его запросов возможности:

предметно-пространственные,

познавательные,

эвристические,

технические,

языковые.

В качестве примера рассмотрим урок литературного чтения в начальных

классах. При изучении темы «Народные сказки. Русские народные сказки»

определяются так:

Иметь представления об особенностях русских народных сказок;

Уметь

выражать отношение к героям сказок и их поступкам, читать

выразительно диалоги. Питательная среда уроков включает книжные

выставки, запись профессионального чтеца, рисунки детей, знаки символы

для модели обложки, интерактивную доску, толковый словарь. Ученики

включены в познавательную, трудовую деятельность, в отношения и

общение через соприкосновение с фольклором, с образцом выразительной

речи, сопереживание, создание художественных образов картин, героев в

рисунке, соучастие в жизни персонажей сказки, соотнесение поступков и

событий с этическими нормами, сотрудничество, соперничество. Действия

педагога

направлены

на

озадачивание,

обсуждение,

обыгрывание,

обобщение. Такие уроки создают обширную социокультурную среду,

обогащают внутренний мир, способствуют развитию интеллектуальных,

чувственно-эмоциональных и духовно-нравственных потребностей , что

важно для ребенка с ОВЗ.

Применение технологии средового подхода педагогами школы вы увидите

сегодня на открытых уроках и музейно-педагогическом занятии.

Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательной.

Благодаря совместной работе школы и дома творчества, работающего на

базе нашего образовательного учреждения, нам удалось организовать среду

дополнительного образования, в которой развивают себя 172 воспитанника, в

том числе- 5 детей с ОВЗ. Во второй половине дня занятия внеурочной

деятельностью проходят в кружках:

вокально-хоровой,

танцевальный,

«баскетбол»,

экологический,

театральный,

журналистики,

филиал

художественной школы.

А также в рамках внеурочной деятельности учащиеся включены в музейную

среду. Помещение историко-краеведческого музея им.И.В.Зуева занимает

три выставочных зала общей площадью около 90 кв.метров. Здесь проходят

музейно-педагогические занятия с обучающимися различных возрастных

групп.

Активом

музея

разработаны

новые

экспозиции,

экскурсии,

посетителями которых являются учащиеся, жители поселка и города, совет

ветеранов города.

Интеллектуальная среда организуется через проведение предметных недель и

олимпиад,

интеллектуальных

игр

и

марафонов.

Для

развития

интеллектуальных способностей педагоги школы погружают учащихся в

стихию поиска, познания, переоценивания

и экспериментирования. Это

организуется

через

участие

в

различных

проектах,

конференциях,

направленных на организацию экологической среды.

Социализация

обучающихся

невозможна

без

трудового

воспитания.

Обучающиеся вовлечены в общественно-полезный труд: субботники по

уборке школьной территории, очистке водоемов, волонтерское движение по

оказанию помощи в благоустройстве дворов одиноким и престарелым

жителям поселка. В летнее время работает трудовая бригада.

Теоретические семинары, практические занятия, общение с сотрудниками

ассоциации средовиков положили начало к соучастию в изучении личности,

среды и управления. Эта технология предлагает большой спектр форм и

методов коррекции образа жизни школьников.

Результатом успешной работы школы по применению средового

подхода в учебной и внеурочной деятельности являются личные

достижения каждого ученика. Из 35 обучающихся с ОВЗ-хорошистов-

9 чел., неуспевающих нет. Занимаются в кружках-5, имеют грамоты

муниципального уровня- 3чел. Показателями качества работы можно

считать

результаты

итоговой

аттестации

и

дальнейшее

трудоустройство выпускников. Из 6 выпускников с ОВЗ в 2019 года -5

продолжили учебу в заведениях –НПО и СПО.

Еще

одним

важным

достижением

коллектив

считает

создание

благоприятной психологической среды и психологической безопасности.

Чтобы инклюзия была успешной, надо учитывать особенности восприятия

окружающего

мира

детьми

с

ОВЗ.

Они

обладают

сниженными

адаптационными возможностями. Чтобы помочь им освоиться в учебной

среде наши специалисты (учителя, педагог-психолог, социальный педагог)

вовлекают

учащихся

с

ОВЗ

в

групповые

виды

деятельности

с

одноклассниками и детьми из других классов на уроках и внеклассных

мероприятиях.

Диагностики на уровень социализации

детей с ОВЗ,

педагогом-психологом показывают, что уровни социальной адаптации,

автономности, социальной активности и нравственности повысились по

сравнению с предыдущими результатами. Ученики стали больше общаться

друг

с

другом,

больше

проявлять

активность

и

стали

более

самостоятельными .

Приемы

создания

благоприятного

психологического

климата:

доброжелательная обстановка,

доверие, психологическая поддержка и

внимание каждому ученику, эмоциональное подкрепление познавательного

интереса, опора на жизненный опыт, поощрение и ситуации успеха,

уместный юмор и яркие наглядно-образные представления.

Общие психолого-педагогические рекомендации применяемые педагогами в

работе с детьми с ОВЗ:

1.

Принимать ребенка таким, какой он есть;

2.

Как можно чаще общаться с ребенком;

3.

Избегать переутомления;

4.

Использовать упражнения на релаксацию;

5.

Не сравнивать ребенка с окружающими;

6.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

7.

Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он

должен знать за что;

8.

Обращаться к ребенку по имени;

9.

Не предъявлять ребенку повышенных требований;

10.Стараться делать замечания как можно реже;

11.Оставаться спокойным в любой ситуации.

Конечно, школа неспособна создать всю среду для ребенка, она лишь

принимает участие в ее созидании, находясь в постоянном поиске. Задача

педагога бороться за то, чтобы его усилия были направлены на ребенка, были

приоритетными и могли выдержать конкуренцию со всеми негативными и

ненужными

воздействиями

среды,

а

школьная

среда

стала

бы

облагораживающей, одухотворяющей внутренний мир ребенка.



В раздел образования