Напоминание

"Конституция РСО-Алания"


Автор: Томаева Фатима Муратовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8 г.Беслан
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Беслан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Конституция РСО-Алания"
Раздел: полное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Беслан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по теме: « Конституция РСО-Алания»

предмет «Обществознание»

учителя истории и обществознания

Бритаева А.С., Козырева М.К., Томаева Ф.М.

г.Беслан

2018-2019г.

Тема урока:

«Конституция РСО-Алания».

Цели урока:

образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы

устройства государства;

систематизировать знания об основном законе государства,органах государственной власти и

их полномочиях, правах и обязанностях граждан; расширить знания и представления о

Конституции РСО-Алания.

развивающая: развитие критического мышления, формирование основ правовой культуры и

гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской

Федерации как нормативно-правовым актом,

умение делать самостоятельные выводы;

воспитательная: воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к

государственным символам и Основному закону страны;

формирование собственной

гражданской позиции, способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального

климата на уроке.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

Основные понятия: Конституция, разделение властей, федерация, республика, демократия,

правовое государство, светское государство, социальное государство, суверенитет, права

человека и гражданина, обязанности.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Наглядные пособия: Конституция РФ, Конституция РСО-Алания, кодекс Аланской чести,

раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа с Конституцией РФ

и РСО-Алания.

Планируемые результаты (предметные):

- охарактеризовать структуру Конституции, определить ее цели и задачи;

- добиться понимания того, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой,

защищает основные права человека;

-научить приводить примеры прав и обязанностей граждан Российской Федерации;

- раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей граждан России;

- определить основы конституционного строя Российской Федерации.

Личностные результаты:

- формирование гражданской идентичности - гражданина России, занимающего активную

гражданскую

позицию,

отстаивающего

общечеловеческие

гуманистические

и

демократические ценности, заинтересованного в благополучии и процветании своей страны.

- воспитание уважительного отношения к Основному закону государства.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

- развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания, в том

числе с использованием проектной деятельности;

- формировать навыки познавательной рефлексии (от постановки цели до получения и

оценки результата) как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- применять различные методы познания для изучения Конституции;

- развивать умения структурировать знания; строить речевое высказывание;

- формировать навыки работы с информацией, включая умения критически оценивать и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

задач

(задают

вопросы,

формулируют

свои

затруднения,

предлагают

помощь

и

сотрудничество)

Эпиграфы к уроку:

1. Право существует для пользы человечества.

2. «Суров закон, но закон»

Латинские изречения

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Конституция РФ».

III. Изучение нового материала

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V.

Домашнее задание.

II. Вопросы для опроса:

1. Что такое Конституция?

2. С каких слов начинается прембула Конституции РФ?

3. Какая форма государственного правления существует в РФ?

4. Кто в РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти?

5. Какие обязанности несет РФ как социальное государство?

6. Как разделена государственная власть в РФ?

7. Какой орган представляет в РФ законодательную власть?

8. Входят ли в систему государственной власти РФ органы местного самоуправления?

9. Из какого количества депутатов состоит ГД?

10. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

11. Дата «рождения» Конституции РФ?

Учитель:

Мы завершили изучение конституционного права. Сегодня на уроке мы обобщим и

систематизируем знания об основном законе государства.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах с документом (ст.1 Конституции РФ)

1гр. разбирает понятие «демократическое»

2гр. разбирает понятие «правовое государство»

3гр. разбирает понятие «республиканская форма правления»

4гр. разбирает понятие «федеративное устройство»

Учитель: Итак, мы разобрали с вами несколько понятий, касающихся конституционного

устройства РФ. Сделаем акцент на одном из них: «федеративное устройство», по которому

каждый субъект РФ обладает определенным суверенитетом, имеет свои местные органы

власти и свою Конституцию. Можем ли мы подтвердить это на примере нашей республики,

как одного из субъектов РФ?

Ответ: Да. РСО-А как субъект РФ обладает определенным суверенитетом: имеет свои

республиканские органы власти и свою Конституцию...

Учитель: Как вы думаете, какой принцип является основополагающим при составлении

Конституции субъектов РФ?

Ответ: Статьи Конституции субъектов не должны противоречить Основному закону РФ.

Учитель: Итак, вы уже, наверное, поняли о чем мы сегодня будем говорить. Попытайтесь

сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ответ: Конституция РСО-А

Звучит гимн РСО-Алания

Учитель: Предлагаю вашему вниманию презентацию, которая поможет вам создать

представление об истории написания этого документа, о его содержании и структурных

компонентах.

Идет показ презентации по теме «Конституция РСО-Алания»

(прослеживается историческая связь между обычным правом осетин (агъдау), имевшим в

прошлом силу Закона и современной Конституцией РСО-А; акцентируется внимание на

Кодексе аланской чести; и т.д.)

Работа в группах. (5мин)

1гр. Выявить сходства между Конституцией РФ и Конституцией РСО-А.

(гл. II ст. 20-32 Конституции РСО-А)

2гр. Выявить различия между Конституцией РФ и Конституцией РСО-А.

( ст.62-81 Конституции РСО-А)

3гр. Вставить пропущенные слова в статьи Конституции РСО-А

(Приложение 1)

4гр. Составить схему по теме «Органы государственной власти РСО-А»

( Приложение 2)

По окончании установленного времени проводится анализ групповой работы. Учитель

подводит предварительный итог.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Назовите дату принятия Конституции РСО – Алания.

Ответ: 12 ноября 1994 год.

2. Из скольких глав и статей состоит Конституция РСО – Алания?

Ответ: 10 глав и 111 статей.

3. Закончите преамбулу к Конституции Республики:

«Многонациональный народ Республики Северная Осетия — Алания, утверждая права и

свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов

равноправия и самоопределения народов, руководствуясь Декларацией о государственном

суверенитете республики и Федеративным договором, стремясь обеспечить благополучие и

процветание республики, сохраняя историческую связь поколений, исходя из

ответственности перед настоящим и будущим, подтверждая свою приверженность

принципам и положениям Конституции РФ, провозглашает и устанавливает …»

Ответ: Конституцию РСО – Алания.

4. Назовите государственные языки РСО-А в соответствии с Конституцией:

Ответ: Осетинский и русский.

5. Согласно статье 64 РСО-А состоит из города Владикавказ и 8 райнов. Назовите их все.

Ответ: Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Моздокского,

Правобережного и Пригородного.

6. Назовите государственные символы РСО-А (флаг, герб, гимн)

7. Одним из элементов герба РСО-А является снежный барс. Что он символизирует?

Ответ: Барс является историческим символом осетинской государственности и твердой

власти. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение.

Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Учитель: Земля, ее недра и другие природные ресурсы РСО-А являются достоянием народа,

используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным

богатствам.

Ребята, снежный барс, как известно, был включен в Красную книгу РСО-А. В целях

восстановления популяции этого редкого вида животного, исторически связанного с

территорией нашей республики, к нам с визитом приехала известная телеведущая 1-го

канала, представитель фонда дикой природы Екатерина Андреева. Она посетила ГБОУ

СОШ №8 г. Беслан и провела интерактивный урок, где рассказала много интересного о

переднеазиатских леопардах. Усилиями Екатерины Андреевой и ее единомышленников

решается задача по восстановлению популяции снежных барсов в местах их реального

обитания, т. е. на территории национального парка «Алания» в Северной Осетии.

Задание: подготовить сообщение о снежных барсах.

Приложение 1

3 гр. Вставить пропущенные слова в статьи Конституции РСО-А

Статья 1.

Республика Северная Осетия - Алания есть демократическое правовое государство,

выражающее волю и интересы ее ...

Статья 3.

1. Единственным источником власти в Республике Северная Осетия-Алания является ...

2. В Республике Северная Осетия-Алания ... осуществляет свою власть непосредственно, а

также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти являются и ... Решение, принятое

на ..., может быть отменено только последующим

проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном

голосовании.

4. Никто не может присваивать ... в Республике Северная Осетия - Алания. Захват или

присвоение полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 6.

Государственная власть в Республике Северная Осетия - Алания осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы ..., … и власти

самостоятельны.

Приложение 2

4 гр.

Составить схему по теме «Органы государственной власти РСО-А»

Органы государственной власти РСО-А

Глава РСО-А

Парламент РСО-А

Правительство РСО-А

Конституционный

суд РСО-А



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники