Напоминание

Развитие связной речи младших дошкольников с ОВЗ с использованием приёмов мнемотехники и арт-терапии.


Автор: Поликарпова Алена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОГКУ " Детский дом " Надежда "
Населённый пункт: гор.Магадан Магаданская область
Наименование материала: статья обобщение педагогического опыта
Тема: Развитие связной речи младших дошкольников с ОВЗ с использованием приёмов мнемотехники и арт-терапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья (копия)

Развитие связной речи младших дошкольников с ОВЗ

с использованием приёмов мнемотехники и арт-терапии.

Поликарпова А.Д.

1

1

Поликарпова Алена Дмитриевна / Polikarpova Alena – воспитатель,

МОГКУ « Детский дом «Надежда», г. Магадан.

Аннотация: в статье анализируются возможности использования приёмов арт-

терапии

и

мнемотехники на

дефектологических занятиях с детьми младшего

дошкольного

возраста

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Излагается

специфика их применения в коррекционно-развивающей работе. Педагог объединяет

приёмы арт-терапии и мнемотехники, что создаёт стойкую мотивацию, позволяет

разнообразить занятия, способствует интенсивному развитию связной речи.

Данный материал может быть использован учителями-дефектологами, логопедами,

воспитателями в группах детей младшего дошкольного возраста как с ограниченными

возможностями здоровья, так и с нормой развития.

Ключевые слова: арт-терапия, мнемотехника, дети с ОВЗ, связная речь.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем

современного российского социума является включение детей с ограниченными

возможностями в

общество.

Актуальность

этой проблемы

объясняется

многими

обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное

сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его

качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится

ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение

основных социальных проблем детей с ограниченными возможностями, в том числе их

обучение, позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе,

сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и

стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Включение в структуру занятия приёмов арт-терапии и мнемотехники позволяет

более эффективно осуществлять коррекцию как речи так и всех психических процессов

младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет в

конечном итоге успешно включить этих детей в социум, способствует формированию

гармоничной личности.

Работа по развитию связной речи младших дошкольников с ограниченными

возможностями здоровья с использованием мнемотехники и арт-терапии проводилась с

2012 по 2015 год.

Ведущей педагогической идеей является изучение практического коррекционного

воздействия приёмов арт-терапии и мнемотехники на развитие связной речи детей

младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В науке существует противоречие, связанное с тем, что ряд авторов, в частности Л. С.

Выготский, С. Я. Рубинштейн, не считали возможным применение мнемотехники в

образовательном процессе, так как, по их мнению, она не способствует развитию ребенка.

В работе по данному опыту я опиралась на разработки современных исследователей

таких как М.А. Зиганов, А. К. Колеченко, Е. Д. Сафронова и других, которые считали

возможным применение мнемотехники в образовательном процессе. Эти исследователи

рассматривали человеческую память как сложносоставную.

В решении сложной мнемической задачи участвуют моторика тела, воображение,

эмоции, интуиция, процессы восприятия. Поэтому современное понятие мнемотехники

следует понимать гораздо шире.

Опиралась на разработки современных исследователей (А.В.Сизова, В.Н.

Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.Ю. Гордеева), которые рассматривая коррекционные

возможности арт-терапии, определяют ее как способ и технологию реабилитации лиц с

ограниченными возможностями здоровья средствами искусства и художественной

деятельности,

базирующиеся

на

способности

человека

к

образному

восприятию

окружения

и

упорядочиванию

своих

связей

с

ним

в

любой

художественной,

символической форме.

Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется

«комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием

связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной

самостоятельностью

(обособленностью)

от

других

составляющих

педагогической

действительности. (см. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000)

На мой взгляд, наибольший эффект может принести объединение технологий – арт-

терапии и мнемотехники в коррекционно-развивающем процессе. Это связано с

позитивной

полинаправленностью

данной

деятельности

в

отношении

развития,

совершенствования личности ребенка, его психофизических способностей.

В начале работы я использовала в непосредственной образовательной деятельности

отдельно арт-терапию, отдельно мнемотехнику. Но затем обнаружилось, что дети не

могут подвести итог, когда используются только приёмы арт-терапии и я включила в

этапы занятия мнемоквадраты. Ими обозначала

персонажей, предметы, которые

изучались на разных этапах непосредственной образовательной деятельности – каждый

персонаж или предмет оставлял свою «фотографию». При подведении итога все

мнемоквадраты объединялись в мнемотаблицу. Дети стали самостоятельно, с небольшой

помощью, подводить итог непосредственной образовательной деятельности.

В непосредственной образовательной деятельности, где всё строилось на

использовании мнемоквадратов, мнемотаблиц,

также стала применять приёмы арт-

терапии: аромотерапию (дети стали лучше

запоминать предложенный материал,

изменилось поведение- дети стали спокойнее, увереннее в себе), музыкотерапию – во

время физ. минуток (ритмические движения под музыку; пропевание чистоговорок,

детских песен под музыкальное сопровождение в сочетании с ритмичными движениями).

В индивидуальной непосредственной образовательной деятельности также стала

сочетать приёмы арт-терапии и мнемотехники. Используя пескотерапию, предлагаю

ребёнку мнемоквадраты.

В конце непосредственной образовательной деятельности объединяю

мнемоквадраты

в

мнемотаблицу.

Ребёнок

составляет

два-три

предложения

по

мнемотаблице. (см. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие.

2-е изд.

испр. - СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005)

Использовала

мнемотехнику

и

арт-терапию

как

на

подгрупповых,

так

и

на

индивидуальных

занятиях по развитию речи во второй младшей группе детей с

ограниченными возможностями здоровья в течение трёх лет.

Дети стали более общительны, дружелюбны, внимательны, с интересом

воспринимают предлагаемый материал, ждут занятий. Также наблюдается улучшение

памяти: дети быстро запоминают короткие стихотворения и небольшие рассказы.

Расширился словарный запас: в речи стали употреблять существительные, глаголы,

прилагательные. Наблюдается более интенсивная коррекция звукопроизношения: дети

правильно произносят в словах, предложениях не только

звуки раннего онтогенеза, но и свистящие, шипящие, аффрикаты. Получила следующие

результаты:

2010 - 2020 учебный год

Уровень

развития

Входящий

мониторинг

Промежуточный

мониторинг

Итоговый

мониторинг

высокий

0%

10%

38%

средний

48%

56%

44%

низкий

52%

34%

18%

2020 - 2021 учебный год

Уровень

развития

Входящий

мониторинг

Промежуточный

мониторинг

Итоговый

мониторинг

высокий

0%

18%

46%

средний

42%

52%

44%

низкий

58%

30%

10%

2021 – 2022 учебный год

Уровень

развития

Входящий

мониторинг

Промежуточный

мониторинг

Итоговый

мониторинг

высокий

0%

15%

42%

средний

32%

56%

44%

низкий

68%

29%

14%

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

нашем дошкольном образовательном учреждении соблюдаю следующие положения

коррекционной работы:

- Включаю в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатываю для

каждого из них индивидуальный образовательный маршрут развития.

- При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

сравниваю его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем

уровне развития.

- Создаю для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.

Безоценочно принимаю ребенка, пониманию его ситуацию.

- Корректно и гуманно оцениваю динамику продвижения ребенка. Педагогический

прогноз строю на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти

сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые

можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз являются предметом профессиональной тайны специалистов.

Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала

нашего учреждения.

Разрабатывая динамичную индивидуальную развивающую коррекционную

программу для каждого ребенка, опираюсь

на общие закономерности возрастного

развития, как в норме, так и в условиях патологии.

Соблюдаю основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению

детей с ограниченными возможностями здоровья:

- создаю специальные условия для обеспечения мотивационной стороны

деятельности;

- осуществляю коммуникативную направленность обучения;

- строго индивидуализирую обучение;

- всесторонне развиваю у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование,

ручной труд, аппликацию и т.п.;

- создаю условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и

обучении детей.

В нашем учреждении создана психологическая, нравственная атмосфера, в

которой особый ребенок перестаёт ощущать себя не таким как все. Это место, где

ребенок с ограниченными возможностями здоровья реализует не только свое право на

образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников,

обретает право на обычное детство.

Инновационные приёмы воздействия в деятельности дефектолога становятся

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности здоровья. Они принадлежат к числу эффективных средств

коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении

речевых трудностей детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Список литературы

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2005. — 96 с.

2. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.

5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.

6. Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.

7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей

дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.

8. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. СПб.,



В раздел образования