Напоминание

"Мальчики и девочки - два разных мира."


Автор: Паршина Ольга Генриховна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №28 "Менора"
Населённый пункт: г.Биробиджан
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Мальчики и девочки - два разных мира."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский сад №28

Консультация для родителей.

«Мальчики и девочки — два разных мира».

Воспитатель:

Паршина О.Г.

г.Биробиджан

2022г.

Многие люди в сегодняшнее время убеждены в том, что психологические

различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими и

физиологическими особенностями женского и мужского организма. Но нельзя

сбрасывать со счетов то, что биологические различия мужчин и женщин имеют

и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и

поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются

от мужчины, а какие от женщины.

Традиционное воспитание демонстрирует черты гендерной направленности с

самого рождения ребенка: например, новорожденных девочек заворачивали в

рубаху матери, а мальчика - в рубаху отца. Даже пестушки, колыбельные

песенки адресовались не просто малышу, а по своему смысловому содержанию,

были предназначены именно мальчикам и девочкам. Ученые считают, что это

связано напрямую с гендерным программированием будущего ребенка. Русская

семья представляла собой коллектив, которым управлял самый старший

мужчина в доме.

Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской

авторитарности – мы не устаем твердить о равноправии мужчин и женщин в

семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня многие

психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему

значение подлинной социальной катастрофы.

В современной системе дошкольного образования возникает немало проблем по

вопросам гендерного воспитания. Все образование и воспитание в дошкольном

детстве ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще

детей, а не мальчиков и девочек и того или иного возраста. Отсюда следует, что

система образования абсолютно бесполая: не учитываются разные нормы

подвижности у мальчиков и девочек в режиме дня; в группах существует

бытовая «совместимость» мальчиков и девочек; питание одинаковое по

ассортименту и по времени приема. И к тому же чаще всего воспитывают

девочек и мальчиков женщины : в детском саду -женщины-педагоги, дома -

мамы и бабушки. Как результат – гендерная

устойчивость мальчиков формируется без участия мужчин.

Педагоги и психологи дошкольных учреждений считают, что

гендерное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Дело в том, что

именно в период раннего дошкольного детства у всех малышей формируется

гендерная идентичность. К двум годам дети узнают, что существуют два пола, и

начинают осознавать кто они – девочка или мальчик. С четырех до семи лет

формируется гендерная устойчивость: дети уже понимают,

что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что

принадлежность к полу будет сохраняться независимо от возникающих

ситуаций или личных желаний ребенка.

Перед педагогами стоит задача помочь раскрыть ребенку те уникальные

возможности, которые ему даны своим полом. Конечно, это в том случае, если

мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших

преимущества своего пола.

Традиционно в обществе мужские качества ценятся выше женских и давление

на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем

на девочек : женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки,

а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно.

Сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, где слабый и пора наводить

порядок.

Перед педагогами стоит сложная многоплановая проблема воспитания детей с

учетом их гендерных особенностей и требует она развернутой системной

работы. Главные задачи такой работы:

- закреплять у детей умения дифференцировать себя от представителей другого

пола (она - это девочка, а он - это мальчик).

- создавать насыщенную многофункциональную среду в группе для девочек и

мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

- закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.

- воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.

- формировать у родителей гендерную компетентность.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь

ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у

детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я - девочка и буду ею

постоянно, я – мальчик и всегда им буду».

В совместной образовательной деятельности воспитатели должны использовать

следующие мотивации: личная заинтересованность детей к деятельности;

общение детей со взрослыми; игровая деятельность.

Психологами и педагогами уже доказано, что гендерный подход необходим в

обучении, так как развитие девочек и мальчиков различаются по скорости и по

содержанию. Например, у мальчиков больше развиты визуально –

пространственные способности, математические, инструментальные.

А девочки преуспевают в вербальных способностях.

Достигнуть желаемого результата в формировании гендерных особенностей у

детей младшего дошкольного возраста можно используя такие средства, как:

игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песенки. Так же, педагоги

могут применять в работе следующие формы и методы: игровую деятельность;

экспериментальную и проблемно – поисковую деятельность; познавательно –

развивающие этические беседы; схемы действия.

В работе по усвоению детьми гендерного поведения воспитателям необходимо

большое место отводить сюжетно – ролевым играм,

стараясь разнообразить дифференцированное содержание

игры: «женский» - «мужской

зал» («Парикмахерская»); «Магазин» - «женской» и «мужской

парфюмерии»; «Женская одежда», «Мужская

одежда»; «Автомастерская». Традиционные игры с военной

тематикой: «Моряки», «Летчики», «МЧС» и т. п.

Большая польза будет от проведения бесед на тему: «Моя

семья», «Дружат мальчики и девочки», «Кто я, какой я», «Что такое хорошо и

что такое плохо» и т. д.

Мальчикам нужно повторять, что они сильные и мужественные, как папы;

называть их защитниками, рыцарями. А девочкам напоминать – какие они

красивые, нежные, ласковые и заботливые, как мамы.

Для того, чтобы детям было легче сориентироваться в игре, необходимо давать

знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой

целью организовывать дидактические игры: «Профессии мужчин и

женщин», «Спорт мужской и женский», «Мужская и женская одежда», «Кто чем

любит заниматься», «Кому что надо для работы», «Воспитанные мальчики и

девочки» и др.

Для того, чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и

буду ею постоянно, а я мальчик и всегда им буду» рекомендуется использовать

игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Благородные

поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам

нравятся мальчики», «Кто я в семье» (формировать представления о

родственных связях, «Дом добрых дел» (формировать представления о

домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков).

Незаменимым приемом по коррекции поведения с представителями своего и

другого пола у дошкольников являются беседы познавательно – этического

содержания: «Разговор о дружбе и любви», «Мы разные», «Наши

достижения», «Как вести себя в детском саду» и др. Дети могут закрепить

элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения

взрослых людей в зависимости от пола; какие качества укрепляют любовь и

дружбу, а какие могут разрушить.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет

определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от

тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно

сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное

воздействие, оказываемое на девочку или на мальчика в этом нежном возрасте,

не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской

игрой педагогам рекомендуется создавать ситуации, направленные на

проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им

быть успешными в современном обществе.

В наши дни родительская семья по – прежнему остается важнейшим

институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в

личностном развитии детей младшего возраста. В семье ребенок отдыхает

душой и телом от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе

других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание

к индивидуальным особенностям личностного развития мальчиков и девочек

дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные

особенности их личности.

В результате системной работы воспитателей и родителей у детей расширяется

кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимодействиям. Шире

становятся представления о разнице полов. Дружить дети хотят с девочкой

нежной, веселой, умной, а лучший друг получается из мальчика храброго,

трудолюбивого.



В раздел образования