Автор: Паршина Ольга Генриховна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №28 "Менора"
Населённый пункт: г.Биробиджан
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Мальчики и девочки - два разных мира."
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №28
Консультация для родителей.
«Мальчики и девочки — два разных мира».
Воспитатель:
Паршина О.Г.
г.Биробиджан
2022г.
Многие люди в сегодняшнее время убеждены в том, что психологические
различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими и
физиологическими особенностями женского и мужского организма. Но нельзя
сбрасывать со счетов то, что биологические различия мужчин и женщин имеют
и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и
поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются
от мужчины, а какие от женщины.
Традиционное воспитание демонстрирует черты гендерной направленности с
самого рождения ребенка: например, новорожденных девочек заворачивали в
рубаху матери, а мальчика - в рубаху отца. Даже пестушки, колыбельные
песенки адресовались не просто малышу, а по своему смысловому содержанию,
были предназначены именно мальчикам и девочкам. Ученые считают, что это
связано напрямую с гендерным программированием будущего ребенка. Русская
семья представляла собой коллектив, которым управлял самый старший
мужчина в доме.
Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской
авторитарности – мы не устаем твердить о равноправии мужчин и женщин в
семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня многие
психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему
значение подлинной социальной катастрофы.
В современной системе дошкольного образования возникает немало проблем по
вопросам гендерного воспитания. Все образование и воспитание в дошкольном
детстве ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще
детей, а не мальчиков и девочек и того или иного возраста. Отсюда следует, что
система образования абсолютно бесполая: не учитываются разные нормы
подвижности у мальчиков и девочек в режиме дня; в группах существует
бытовая «совместимость» мальчиков и девочек; питание одинаковое по
ассортименту и по времени приема. И к тому же чаще всего воспитывают
девочек и мальчиков женщины : в детском саду -женщины-педагоги, дома -
мамы и бабушки. Как результат – гендерная
устойчивость мальчиков формируется без участия мужчин.
Педагоги и психологи дошкольных учреждений считают, что
гендерное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Дело в том, что
именно в период раннего дошкольного детства у всех малышей формируется
гендерная идентичность. К двум годам дети узнают, что существуют два пола, и
начинают осознавать кто они – девочка или мальчик. С четырех до семи лет
формируется гендерная устойчивость: дети уже понимают,
что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что
принадлежность к полу будет сохраняться независимо от возникающих
ситуаций или личных желаний ребенка.
Перед педагогами стоит задача помочь раскрыть ребенку те уникальные
возможности, которые ему даны своим полом. Конечно, это в том случае, если
мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших
преимущества своего пола.
Традиционно в обществе мужские качества ценятся выше женских и давление
на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем
на девочек : женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки,
а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно.
Сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, где слабый и пора наводить
порядок.
Перед педагогами стоит сложная многоплановая проблема воспитания детей с
учетом их гендерных особенностей и требует она развернутой системной
работы. Главные задачи такой работы:
- закреплять у детей умения дифференцировать себя от представителей другого
пола (она - это девочка, а он - это мальчик).
- создавать насыщенную многофункциональную среду в группе для девочек и
мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
- закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
- воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
- формировать у родителей гендерную компетентность.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь
ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у
детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я - девочка и буду ею
постоянно, я – мальчик и всегда им буду».
В совместной образовательной деятельности воспитатели должны использовать
следующие мотивации: личная заинтересованность детей к деятельности;
общение детей со взрослыми; игровая деятельность.
Психологами и педагогами уже доказано, что гендерный подход необходим в
обучении, так как развитие девочек и мальчиков различаются по скорости и по
содержанию. Например, у мальчиков больше развиты визуально –
пространственные способности, математические, инструментальные.
А девочки преуспевают в вербальных способностях.
Достигнуть желаемого результата в формировании гендерных особенностей у
детей младшего дошкольного возраста можно используя такие средства, как:
игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песенки. Так же, педагоги
могут применять в работе следующие формы и методы: игровую деятельность;
экспериментальную и проблемно – поисковую деятельность; познавательно –
развивающие этические беседы; схемы действия.
В работе по усвоению детьми гендерного поведения воспитателям необходимо
большое место отводить сюжетно – ролевым играм,
стараясь разнообразить дифференцированное содержание
игры: «женский» - «мужской
зал» («Парикмахерская»); «Магазин» - «женской» и «мужской
парфюмерии»; «Женская одежда», «Мужская
одежда»; «Автомастерская». Традиционные игры с военной
тематикой: «Моряки», «Летчики», «МЧС» и т. п.
Большая польза будет от проведения бесед на тему: «Моя
семья», «Дружат мальчики и девочки», «Кто я, какой я», «Что такое хорошо и
что такое плохо» и т. д.
Мальчикам нужно повторять, что они сильные и мужественные, как папы;
называть их защитниками, рыцарями. А девочкам напоминать – какие они
красивые, нежные, ласковые и заботливые, как мамы.
Для того, чтобы детям было легче сориентироваться в игре, необходимо давать
знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой
целью организовывать дидактические игры: «Профессии мужчин и
женщин», «Спорт мужской и женский», «Мужская и женская одежда», «Кто чем
любит заниматься», «Кому что надо для работы», «Воспитанные мальчики и
девочки» и др.
Для того, чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и
буду ею постоянно, а я мальчик и всегда им буду» рекомендуется использовать
игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Благородные
поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам
нравятся мальчики», «Кто я в семье» (формировать представления о
родственных связях, «Дом добрых дел» (формировать представления о
домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков).
Незаменимым приемом по коррекции поведения с представителями своего и
другого пола у дошкольников являются беседы познавательно – этического
содержания: «Разговор о дружбе и любви», «Мы разные», «Наши
достижения», «Как вести себя в детском саду» и др. Дети могут закрепить
элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения
взрослых людей в зависимости от пола; какие качества укрепляют любовь и
дружбу, а какие могут разрушить.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет
определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от
тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно
сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное
воздействие, оказываемое на девочку или на мальчика в этом нежном возрасте,
не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской
игрой педагогам рекомендуется создавать ситуации, направленные на
проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им
быть успешными в современном обществе.
В наши дни родительская семья по – прежнему остается важнейшим
институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в
личностном развитии детей младшего возраста. В семье ребенок отдыхает
душой и телом от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе
других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание
к индивидуальным особенностям личностного развития мальчиков и девочек
дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные
особенности их личности.
В результате системной работы воспитателей и родителей у детей расширяется
кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимодействиям. Шире
становятся представления о разнице полов. Дружить дети хотят с девочкой
нежной, веселой, умной, а лучший друг получается из мальчика храброго,
трудолюбивого.