Автор: Комкова Марина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Калязин, Тверская область
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для средней группы
Тема: «Веселая ярмарка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
для средней группы
на тему «Веселая ярмарка»
Подготовила:
Комкова Марина Ивановна,
воспитатель средней группы
г.Калязин
2023г.
Цель: формирование представлений о разнообразии игрушек как символа
русского народного искусства.
Задачи:
образовательные:
познакомить детей с понятием «ярмарка», историей народной игрушки
(матрёшки, тряпичной куклы, неваляшки, свистульки);
формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров, знания о
различных материалах при изготовлении игрушек и их росписи;
расписывать образ свистульки по мотивам
русского народного творчества;
закреплять порядковый счет до 5, форму предмета, цвет;
упражнять в умении правильно собирать предмет из отдельных частей.
развивающие:
развивать интерес детей к народному творчеству;
развивать творческое воображение, память, речь, внимание, наблюдательность,
целостное зрительное восприятие при ознакомлении с народной игрушкой;
развивать связную речь, словарный запас, мелкую моторику рук.
воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость при ознакомлении и восприятии
игрушек;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и бережное отношение
к русской народной игрушке;
воспитывать нравственные качества, умение слушать и слышать педагога и
сверстников.
Предварительная работа:
чтение
произведений
устного
народного
творчества
(потешки,
загадки,
поговорки, народные сказки, стихотворения, пословицы);
слушание музыкальных фольклорных композиций;
просмотр мультфильмов на тему «Народные сказки»;
создание выставки «Народная игрушка»;
рассматривание и игры с русскими народными игрушками.
Формы
организации
коллективной
деятельности:
совместная
деятельность
педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, групповая деятельность детей.
Методы и приемы:
игровой (дидактическая игра);
словесный (объяснение, вопросы к детям, рассказ, беседа, загадывание загадок,
активизация словаря);
наглядный (рассматривание иллюстраций на слайдах в презентации,
рассматривание игрушек, сюрпризные моменты);
практический (изготовление игрушки).
Материал и оборудование:
видеопроектор для показа презентации, экран;
аудиозапись русских народных песен «Ах вы, сени, мои сени», «Во кузнице»;
народные игрушки (матрешка, свистулька, неваляшка, тряпичная кукла);
силуэты свистулек по количеству детей;
цветные карандаши, гуашь по количеству детей;
выставка «Народная игрушка»;
корзина с игрушками;
письмо с заданиями;
матрешки по количеству детей, платочки для игры «Подбери платочек для
матрешки».
Интеграция
образовательных областей:
познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Планируемые результаты:
дети имеют представления об истории народной игрушки, о ремесле
игрушечных дел мастеров, о разнообразии материалов их изготовления;
умеют расписывать свистульки по мотивам
русского народного творчества;
считают до 5, определяют форму, цвет, собирают предмет из отдельных частей;
выражают интерес и положительные эмоции от встречи с народными
игрушками;
сравнивают, анализируют, обобщают;
владеют связной речью при высказывании, пополнен словарный запас;
проявляют доброжелательное отношение друг к другу, умеют слушать и
слышать педагога и сверстников.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня прекрасный день. Давайте посмотрим друг другу
в глаза и подарим улыбки, чтобы на душе было спокойно и радостно. Вы
улыбнулись - и появилось хорошее настроение!
Внимательно послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится.
Ярмарка, ярмарка!
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево-лавки с товаром.
Глянешь направо-веселье даром!
Солнышко весеннее встает,
Спешит на ярмарку народ!
Воспитатель:
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О ярмарке.
Воспитатель: А вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: Нет.
2. Основная часть.
Воспитатель: Послушайте, какая звучит замечательная веселая музыка. Она
приглашает нас на ярмарку.
Слайд 1 «Ярмарка народных игрушек»
Воспитатель: Давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и
ярмарках. У детей было столько же игрушек, как и у вас сейчас. Но игрушки эти были
совсем другие, не такие, какими вы сейчас играете. Народные мастера изготавливали
игрушки для детей из дерева, плели из соломы, из свежей травы и даже из тряпок.
У нас в группе создана выставка народных игрушек. И сегодня мы с вами ее
дополним новыми. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится? Сейчас я посмотрю (воспитатель
заглядывает за дверь).
Что это? (Показывает письмо, и корзину.)
Дети: письмо и корзина.
Воспитатель: Давайте откроем письмо и посмотрим, что в нем. Задания.
Первое задание - «Отгадай загадку» (воспитатель читает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
(Воспитатель предлагает одному из детей найти матрешку в корзине).
Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас узнаем, как много лет назад появилась
матрешка.
Слайд 2 «Матрешка» (воспитатель рассказывает о матрешке)
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир.
Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских
игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы. Матрёшкой называют
игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она
легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько всего матрешек? (Дети считают до 5).
Воспитатель: опишите матрёшек?
Дети: (красивые, нарядные, румяные, яркие, в сарафанах).
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: (все матрёшки разного размера).
Воспитатель: Чем похожи матрёшки?
Дети: (одинаковые узоры на сарафанах, все в одном цвете, красные платки и
румяные щечки).
Воспитатель: Ребята, давайте мы возьмем всех матрешек и перенесем на нашу
выставку. ( Дети переносят всех матрешек на выставку).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Подбери платочек для
матрешки» (из предложенных матрешек в разноцветных сарафанах дети выбирают
одну по своему желанию и украшают ее платком в соответствии с цветом сарафана).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, нарядили
матрешек в разноцветные платочки.
Воспитатель: А в конверте следующее задание – загадка.
Загадка
Друзей не покупают,
Их люди создают.
Тряпичная головка,
Два глаза голубых,
Красивая улыбка.
А сбоку две косы.
И сарафан одет для красоты.
Воспитатель: Что это?
Дети: Кукла.
Слайд 3 «Тряпичные куклы» (ребенок находит в корзине куклу).
Воспитатель: Правильно. Только это не простая, а тряпичная кукла. Как вы думаете,
почему ее так назвали?
Дети: она сделана из ткани.
Воспитатель: Тряпичная кукла служила детишкам оберегом, то есть оберегала их
от всяких бед.
Воспитатель: Я предлагаю вам спеть для нее колыбельную песенку (дети поют,
ребенок качает куклу).
Колыбельная песенка «Котя-котя, коток»
Котя-котя, коток,
Котя - серенький хвосток!
Прийди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Ай люли, люли, люли,
Люли, люли, люли.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Кукле понравилась ваша колыбельная песня, и она
уснула.
Воспитатель: Давайте теперь тихонько ее положим в кроватку.
Воспитатель: У нас еще один сюрприз в корзинке.
(Воспитатель читает загадку)
Загадка
Она совсем не хочет спать,
Положу - встает опять.
И стоит, качается.
Как она называется?
Дети: Неваляшка.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, это кукла - неваляшка.
Слайд 4 «Неваляшки»
Воспитатель: Посмотрите, кукла - Неваляшка - забавная игрушка, много лет
пользуется большой популярностью. Она привлекает детей формой, яркостью красок,
особый интерес вызывает то, что игрушка как бы ее не ложили, она постоянно
стремится вернуться в исходное положение.
Воспитатель: в нашей корзинке есть неваляшка, и она будет украшать нашу
выставку (воспитатель достает из корзинки неваляшку).
А сейчас давайте поиграем в игру «Кукла - неваляшка»
Кукла - неваляшка встала, не лежит.
(выполняют « пружинку», руки на поясе).
Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили дон,
(хлопают в ладоши).
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач, кач-кач-кач
(наклоны вправо- влево, руки на пояс)
Слышен Лены громкий плач.
Лена плакать перестала
(шагают на месте).
И сама качаться стала.
Воспитатель: Ребята, в конверте последнее задание. Я прочитаю потешку, а вы
послушайте.
Потешка «Птичка»
«Ой, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка».
Воспитатель: О чем говорится в потешке?
Дети: О птичке - свистульке.
Воспитатель: Правильно, это свистулька.
Слайд 5 «Свистулька»
Воспитатель:
Ребята, это свистулька
- народная игрушка. В далёкие времена, на
потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также
всадников, барышень и другие. Делали их из дерева и глины. Расписывали красками.
Воспитатель: Мы найдем ее в корзине и перенесем на нашу выставку (ребенок
находит игрушку-свистульку).
Воспитатель: А у нас еще есть свистульки. Сейчас мы будем такими же мастерами,
как и раньше, и будем расписывать бумажные свистульки. Постарайтесь придумать и
создать для них очень красивый наряд.
Воспитатель: Приступайте к работе.
( дети расписывают свистульки с использованием различного
изобразительного
материала по выбору с музыкальным сопровождением «Ах вы, сени, мои сени»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие у нас получились свистульки?
Дети: Красочные, яркие, нарядные, разноцветные.
Воспитатель: Они тоже будут украшать нашу выставку. Давайте разместим их на
выставке (дети размещают свое творчество на выставке).
Воспитатель: Посмотрите, наша выставка похожа на настоящую ярмарку, как в
старые времена. Давайте придумаем ей название?
Дети: Веселая, красивая, праздничная, интересная, волшебная.
Воспитатель: На русской народной ярмарке всегда весело, радостно, слышны шутки,
песни, прибаутки, пляски и поэтому в народе ее называли «Веселая ярмарка». И мы с
вами сегодня повеселимся и спляшем на нашей «Веселой ярмарке»
(дети исполняют танец «Во кузнице»)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, вот и повеселились.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что такое ярмарка, какие игрушки были у
детей в далёкие времена. Вспомните, из какого материала их делали?
Дети: Из ткани, соломы, травы, дерева.
Воспитатель: Какими игрушками мы пополнили нашу ярмарку сегодня?
Дети: Матрешкой, неваляшкой, тряпичной куклой, свистулькой.
Воспитатель: А чтобы они дольше нас радовали, как нужно с ними обращаться,
играть?
Дети: Бережно и аккуратно.
Воспитатель: Хорошо! Скажите, а чем запомнилась вам наша «Веселая ярмарка»?
Дети: Плясками, песнями, потешками, загадками, весельем, красивыми игрушками.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали, хорошо работали, были
внимательными и активными. Я угощаю вас вкусными крендельками.