Напоминание

«Веселая ярмарка»


Автор: Комкова Марина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Калязин, Тверская область
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для средней группы
Тема: «Веселая ярмарка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

для средней группы

на тему «Веселая ярмарка»

Подготовила:

Комкова Марина Ивановна,

воспитатель средней группы

г.Калязин

2023г.

Цель: формирование представлений о разнообразии игрушек как символа

русского народного искусства.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей с понятием «ярмарка», историей народной игрушки

(матрёшки, тряпичной куклы, неваляшки, свистульки);

формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров, знания о

различных материалах при изготовлении игрушек и их росписи;

расписывать образ свистульки по мотивам

русского народного творчества;

закреплять порядковый счет до 5, форму предмета, цвет;

упражнять в умении правильно собирать предмет из отдельных частей.

развивающие:

развивать интерес детей к народному творчеству;

развивать творческое воображение, память, речь, внимание, наблюдательность,

целостное зрительное восприятие при ознакомлении с народной игрушкой;

развивать связную речь, словарный запас, мелкую моторику рук.

воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость при ознакомлении и восприятии

игрушек;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и бережное отношение

к русской народной игрушке;

воспитывать нравственные качества, умение слушать и слышать педагога и

сверстников.

Предварительная работа:

чтение

произведений

устного

народного

творчества

(потешки,

загадки,

поговорки, народные сказки, стихотворения, пословицы);

слушание музыкальных фольклорных композиций;

просмотр мультфильмов на тему «Народные сказки»;

создание выставки «Народная игрушка»;

рассматривание и игры с русскими народными игрушками.

Формы

организации

коллективной

деятельности:

совместная

деятельность

педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, групповая деятельность детей.

Методы и приемы:

игровой (дидактическая игра);

словесный (объяснение, вопросы к детям, рассказ, беседа, загадывание загадок,

активизация словаря);

наглядный (рассматривание иллюстраций на слайдах в презентации,

рассматривание игрушек, сюрпризные моменты);

практический (изготовление игрушки).

Материал и оборудование:

видеопроектор для показа презентации, экран;

аудиозапись русских народных песен «Ах вы, сени, мои сени», «Во кузнице»;

народные игрушки (матрешка, свистулька, неваляшка, тряпичная кукла);

силуэты свистулек по количеству детей;

цветные карандаши, гуашь по количеству детей;

выставка «Народная игрушка»;

корзина с игрушками;

письмо с заданиями;

матрешки по количеству детей, платочки для игры «Подбери платочек для

матрешки».

Интеграция

образовательных областей:

познавательное развитие, социально-

коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Планируемые результаты:

дети имеют представления об истории народной игрушки, о ремесле

игрушечных дел мастеров, о разнообразии материалов их изготовления;

умеют расписывать свистульки по мотивам

русского народного творчества;

считают до 5, определяют форму, цвет, собирают предмет из отдельных частей;

выражают интерес и положительные эмоции от встречи с народными

игрушками;

сравнивают, анализируют, обобщают;

владеют связной речью при высказывании, пополнен словарный запас;

проявляют доброжелательное отношение друг к другу, умеют слушать и

слышать педагога и сверстников.

Ход НОД

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня прекрасный день. Давайте посмотрим друг другу

в глаза и подарим улыбки, чтобы на душе было спокойно и радостно. Вы

улыбнулись - и появилось хорошее настроение!

Внимательно послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится.

Ярмарка, ярмарка!

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая.

Глянешь налево-лавки с товаром.

Глянешь направо-веселье даром!

Солнышко весеннее встает,

Спешит на ярмарку народ!

Воспитатель:

Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О ярмарке.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Нет.

2. Основная часть.

Воспитатель: Послушайте, какая звучит замечательная веселая музыка. Она

приглашает нас на ярмарку.

Слайд 1 «Ярмарка народных игрушек»

Воспитатель: Давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и

ярмарках. У детей было столько же игрушек, как и у вас сейчас. Но игрушки эти были

совсем другие, не такие, какими вы сейчас играете. Народные мастера изготавливали

игрушки для детей из дерева, плели из соломы, из свежей травы и даже из тряпок.

У нас в группе создана выставка народных игрушек. И сегодня мы с вами ее

дополним новыми. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится? Сейчас я посмотрю (воспитатель

заглядывает за дверь).

Что это? (Показывает письмо, и корзину.)

Дети: письмо и корзина.

Воспитатель: Давайте откроем письмо и посмотрим, что в нем. Задания.

Первое задание - «Отгадай загадку» (воспитатель читает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

(Воспитатель предлагает одному из детей найти матрешку в корзине).

Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас узнаем, как много лет назад появилась

матрешка.

Слайд 2 «Матрешка» (воспитатель рассказывает о матрешке)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских

игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы. Матрёшкой называют

игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она

легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько всего матрешек? (Дети считают до 5).

Воспитатель: опишите матрёшек?

Дети: (красивые, нарядные, румяные, яркие, в сарафанах).

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Дети: (все матрёшки разного размера).

Воспитатель: Чем похожи матрёшки?

Дети: (одинаковые узоры на сарафанах, все в одном цвете, красные платки и

румяные щечки).

Воспитатель: Ребята, давайте мы возьмем всех матрешек и перенесем на нашу

выставку. ( Дети переносят всех матрешек на выставку).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Подбери платочек для

матрешки» (из предложенных матрешек в разноцветных сарафанах дети выбирают

одну по своему желанию и украшают ее платком в соответствии с цветом сарафана).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, нарядили

матрешек в разноцветные платочки.

Воспитатель: А в конверте следующее задание – загадка.

Загадка

Друзей не покупают,

Их люди создают.

Тряпичная головка,

Два глаза голубых,

Красивая улыбка.

А сбоку две косы.

И сарафан одет для красоты.

Воспитатель: Что это?

Дети: Кукла.

Слайд 3 «Тряпичные куклы» (ребенок находит в корзине куклу).

Воспитатель: Правильно. Только это не простая, а тряпичная кукла. Как вы думаете,

почему ее так назвали?

Дети: она сделана из ткани.

Воспитатель: Тряпичная кукла служила детишкам оберегом, то есть оберегала их

от всяких бед.

Воспитатель: Я предлагаю вам спеть для нее колыбельную песенку (дети поют,

ребенок качает куклу).

Колыбельная песенка «Котя-котя, коток»

Котя-котя, коток,

Котя - серенький хвосток!

Прийди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Ай люли, люли, люли,

Люли, люли, люли.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Кукле понравилась ваша колыбельная песня, и она

уснула.

Воспитатель: Давайте теперь тихонько ее положим в кроватку.

Воспитатель: У нас еще один сюрприз в корзинке.

(Воспитатель читает загадку)

Загадка

Она совсем не хочет спать,

Положу - встает опять.

И стоит, качается.

Как она называется?

Дети: Неваляшка.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это кукла - неваляшка.

Слайд 4 «Неваляшки»

Воспитатель: Посмотрите, кукла - Неваляшка - забавная игрушка, много лет

пользуется большой популярностью. Она привлекает детей формой, яркостью красок,

особый интерес вызывает то, что игрушка как бы ее не ложили, она постоянно

стремится вернуться в исходное положение.

Воспитатель: в нашей корзинке есть неваляшка, и она будет украшать нашу

выставку (воспитатель достает из корзинки неваляшку).

А сейчас давайте поиграем в игру «Кукла - неваляшка»

Кукла - неваляшка встала, не лежит.

(выполняют « пружинку», руки на поясе).

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили дон,

(хлопают в ладоши).

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач, кач-кач-кач

(наклоны вправо- влево, руки на пояс)

Слышен Лены громкий плач.

Лена плакать перестала

(шагают на месте).

И сама качаться стала.

Воспитатель: Ребята, в конверте последнее задание. Я прочитаю потешку, а вы

послушайте.

Потешка «Птичка»

«Ой, свистулечка какая,

Глиняная птичка,

Необычная, смешная

Птичка невеличка».

Воспитатель: О чем говорится в потешке?

Дети: О птичке - свистульке.

Воспитатель: Правильно, это свистулька.

Слайд 5 «Свистулька»

Воспитатель:

Ребята, это свистулька

- народная игрушка. В далёкие времена, на

потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также

всадников, барышень и другие. Делали их из дерева и глины. Расписывали красками.

Воспитатель: Мы найдем ее в корзине и перенесем на нашу выставку (ребенок

находит игрушку-свистульку).

Воспитатель: А у нас еще есть свистульки. Сейчас мы будем такими же мастерами,

как и раньше, и будем расписывать бумажные свистульки. Постарайтесь придумать и

создать для них очень красивый наряд.

Воспитатель: Приступайте к работе.

( дети расписывают свистульки с использованием различного

изобразительного

материала по выбору с музыкальным сопровождением «Ах вы, сени, мои сени»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие у нас получились свистульки?

Дети: Красочные, яркие, нарядные, разноцветные.

Воспитатель: Они тоже будут украшать нашу выставку. Давайте разместим их на

выставке (дети размещают свое творчество на выставке).

Воспитатель: Посмотрите, наша выставка похожа на настоящую ярмарку, как в

старые времена. Давайте придумаем ей название?

Дети: Веселая, красивая, праздничная, интересная, волшебная.

Воспитатель: На русской народной ярмарке всегда весело, радостно, слышны шутки,

песни, прибаутки, пляски и поэтому в народе ее называли «Веселая ярмарка». И мы с

вами сегодня повеселимся и спляшем на нашей «Веселой ярмарке»

(дети исполняют танец «Во кузнице»)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, вот и повеселились.

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что такое ярмарка, какие игрушки были у

детей в далёкие времена. Вспомните, из какого материала их делали?

Дети: Из ткани, соломы, травы, дерева.

Воспитатель: Какими игрушками мы пополнили нашу ярмарку сегодня?

Дети: Матрешкой, неваляшкой, тряпичной куклой, свистулькой.

Воспитатель: А чтобы они дольше нас радовали, как нужно с ними обращаться,

играть?

Дети: Бережно и аккуратно.

Воспитатель: Хорошо! Скажите, а чем запомнилась вам наша «Веселая ярмарка»?

Дети: Плясками, песнями, потешками, загадками, весельем, красивыми игрушками.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали, хорошо работали, были

внимательными и активными. Я угощаю вас вкусными крендельками.



В раздел образования