Автор: Чубарова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: "Зачем дети рисуют?"
Раздел: дошкольное образование
!
Уважаемые родители
-
:
Задавались ли вы когда нибудь вопросами
«Зачем дети рисуют?
И так ли важно рисование в жизни ребёнка?»
Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый
ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные
композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит.
Верными рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но
с 3-х лет (или чуть раньше) дети в своих рисунках обязательно проходят
стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки малышей разных народов, но
одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о
биологической, внесоциальной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно
развитие зрительного и двигательного аппаратов. Рисование на первых
порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от
хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как
вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков.
Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает
овладеть формами, развивает чувственно–двигательную координацию.
Дети постигают свойства материалов. У них развиваются моторно–
двигательные навыки, необходимые для создания тех или иных форм и
линий. Всё это приводит к постепенному осмыслению младшими
дошкольниками окружающего мира.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули
содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и
смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок
всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом,
казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти
строго
отражают
этапы
развития
зрительно–пространственно–
двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе
рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного
изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не
поддаются в этом отношении какому–либо научению. Суть в том, что
дети, как иногда кажется взрослым, вовсе не безразличны к своему
творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной
деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем
образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в
течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании
межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования
координируется конкретно–образное мышление, связанное в основном с
работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно–
логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь
особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание
окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и
ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее
легко, в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку
слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов –
сходятся во мнении:
детское рисование – один из видов аналитико–синтетического мышления.
Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при
помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся
предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как
правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём,
обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками
(очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая
себя в нём. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребёнку так же
необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский
называл рисование «графической речью».
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями
(зрением, двигательной координацией, речью и мышлением), рисование
не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает
их между собой. Помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые
знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося
представления о мире.
Наконец,
рисование
–
это
важный
информационный
и
коммуникативный канал для развития детей.
Во сколько лет можно начинать рисовать с
ребёнком?
Прежде всего, вы должны решить этот вопрос сами, глядя на интерес и
желание ребёнка к рисованию. Не стоит ждать воспитателей детского
сада, что они научат рисовать вашего малыша. Чем раньше ребёнок
начнёт рисовать, тем быстрее начнётся его развитие. Однако надо
заметить, что приступать к обучению рисованию можно с трёх лет или
немного раньше. Так как в этом возрасте ребёнок полнее и ярче углубится
в процесс творчества и получит удовольствие от рисунков.
Начало процесса рисования целиком зависит от ознакомления ребёнка
с материалом для творчества. Необходимо приготовить место для
рисования. Используйте детский столик и застелите его бумагой.
Разноцветные краски нужно разложить по баночкам, добавьте туда
немного воды. Руки ребёнка должны помещаться в ёмкости, он должен
легко брать краску. Рядом с баночками положите полотенце.
Отпечатки ладошек – это лёгкое упражнение, которое даёт младшему
дошкольнику
представление
о
его
возможностях
и
способностях.
Одновременно он познакомится с техникой пальчикового рисования, что
подразумевает вытирание краски с пальчиков при смене цвета. Рисование
пальцами
развивает
моторику
рук,
фантазию.
Это
способствует
творческому воспитанию. Таким образом, рисование выполняет две
функции: развитие речевой активности и эстетическое восприятие
окружающего мира.
Вместе
с
ребёнком
попробуйте
изобразить,
например,
солнце.
Подберите подходящую краску – выбор можно оставить за малышом.
Обмакните палец в выбранный цвет и прорисуйте круг с лучами. Затем
можно изобразить речку или море. Вытрете ребёнку ручку и уберите
остатки краски, обмакните палец в синюю краску. Можно обмакнуть все
пальцы, если рисуете море. Изобразите волны.
Готовое произведение можно поставить в рамочку и повесить на
стену.
Первый шедевр, нарисованный вами и ребёнком,
подарит ему счастье и радость.