Напоминание

"Зачем дети рисуют?"


Автор: Чубарова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: "Зачем дети рисуют?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




!

Уважаемые родители

-

:

Задавались ли вы когда нибудь вопросами

«Зачем дети рисуют?

И так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый

ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные

композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит.

Верными рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но

с 3-х лет (или чуть раньше) дети в своих рисунках обязательно проходят

стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки малышей разных народов, но

одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о

биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно

развитие зрительного и двигательного аппаратов. Рисование на первых

порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от

хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как

вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков.

Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает

овладеть формами, развивает чувственно–двигательную координацию.

Дети постигают свойства материалов. У них развиваются моторно–

двигательные навыки, необходимые для создания тех или иных форм и

линий. Всё это приводит к постепенному осмыслению младшими

дошкольниками окружающего мира.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули

содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и

смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок

всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом,

казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти

строго

отражают

этапы

развития

зрительно–пространственно–

двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе

рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного

изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не

поддаются в этом отношении какому–либо научению. Суть в том, что

дети, как иногда кажется взрослым, вовсе не безразличны к своему

творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной

деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем

образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в

течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании

межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования

координируется конкретно–образное мышление, связанное в основном с

работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно–

логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь

особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание

окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и

ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее

легко, в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку

слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов –

сходятся во мнении:

детское рисование – один из видов аналитико–синтетического мышления.

Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при

помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся

предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как

правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём,

обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками

(очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая

себя в нём. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребёнку так же

необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский

называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями

(зрением, двигательной координацией, речью и мышлением), рисование

не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает

их между собой. Помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые

знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося

представления о мире.

Наконец,

рисование

это

важный

информационный

и

коммуникативный канал для развития детей.

Во сколько лет можно начинать рисовать с

ребёнком?

Прежде всего, вы должны решить этот вопрос сами, глядя на интерес и

желание ребёнка к рисованию. Не стоит ждать воспитателей детского

сада, что они научат рисовать вашего малыша. Чем раньше ребёнок

начнёт рисовать, тем быстрее начнётся его развитие. Однако надо

заметить, что приступать к обучению рисованию можно с трёх лет или

немного раньше. Так как в этом возрасте ребёнок полнее и ярче углубится

в процесс творчества и получит удовольствие от рисунков.

Начало процесса рисования целиком зависит от ознакомления ребёнка

с материалом для творчества. Необходимо приготовить место для

рисования. Используйте детский столик и застелите его бумагой.

Разноцветные краски нужно разложить по баночкам, добавьте туда

немного воды. Руки ребёнка должны помещаться в ёмкости, он должен

легко брать краску. Рядом с баночками положите полотенце.

Отпечатки ладошек – это лёгкое упражнение, которое даёт младшему

дошкольнику

представление

о

его

возможностях

и

способностях.

Одновременно он познакомится с техникой пальчикового рисования, что

подразумевает вытирание краски с пальчиков при смене цвета. Рисование

пальцами

развивает

моторику

рук,

фантазию.

Это

способствует

творческому воспитанию. Таким образом, рисование выполняет две

функции: развитие речевой активности и эстетическое восприятие

окружающего мира.

Вместе

с

ребёнком

попробуйте

изобразить,

например,

солнце.

Подберите подходящую краску – выбор можно оставить за малышом.

Обмакните палец в выбранный цвет и прорисуйте круг с лучами. Затем

можно изобразить речку или море. Вытрете ребёнку ручку и уберите

остатки краски, обмакните палец в синюю краску. Можно обмакнуть все

пальцы, если рисуете море. Изобразите волны.

Готовое произведение можно поставить в рамочку и повесить на

стену.

Первый шедевр, нарисованный вами и ребёнком,

подарит ему счастье и радость.



В раздел образования