Напоминание

«Экологическая тропа средство формирования представлений о природе ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Авазова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Калинка»
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ Югра г.Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Экологическая тропа средство формирования представлений о природе ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическая тропа как средство формирования представлений о

природе ХМАО Югры у детей старшего дошкольного возраста

Авазова Нина

В

дошкольном

возрасте

ближайшее

природное

окружение

представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей,

для

формирования

экологической

культуры,

что

влияет

на

развитие

нравственных,

патриотических

чувств

и

интеллектуальных

способностей

дошкольников. В связи с этим, чрезвычайно важна задача формирования у

детей

дошкольного

возраста

представлений

о

природе

родного

края.

В

рамках интересующего нас научного вопроса необходимо научить ребенка

воспринимать природу ХМАО – Югры как главное достоинство места, в

котором он живет, и гордиться этим природным богатством.

Актуальность

поставленной

нами

проблемы

заключается

в

необходимости

познакомить

детей

с

многообразием

животного

и

растительного мира Ханты-Мансийского автономного округа, характерными

признаками их внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели –

это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей.

Экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности

– беседах, дидактических играх, в продуктивной деятельности, в процессе

наблюдений.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

миром

природы

содержательно

представлено

в

рамках

образовательной

области

«Познавательное развитие». В данной области предусматривается решение

таких задач, как формирование первичных представлений о живой и неживой

природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Важно

отметить,

что

в

процессе

экологического

образования

у

детей

развивается

познавательный

интерес

к

миру

природы

и

формируются

личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры

в ФГОС ДО.

Проблемой формирования представлений о природе у детей старшего

дошкольного возраста занимались такие исследователи, как К.Д. Ушинский,

В.А.

Сухомлинский,

Л.Н.

Толстой

и

др.

[1].

В.А.

Сухомлинский

видел

большие

возможности

использования

природы

для

умственного

и

нравственного

-

эстетического

развития,

а

К.Д.

Ушинский

рекомендовал

расширять

познание

природы

ребенком

и

общение

с

нею.

По

мнению

ученого, начинать знакомить с Родиной надо с природного окружения, с того

места, в котором ребенок живет. В таком случае ребенок будет говорить о

том,

что

видит

и

чувствует,

его

слова

будут

полны

действительности:

истинность

слова

и

есть

именно

то

драгоценное

его

качество,

которое

надобно

развивать

больше

всего.

И в

этом

плане

большое

значение

он

придавал экскурсиям в природу [1,2].

Наиболее

эффективным

средством

решения

задачи

формирования

представлений о природе ХМАО – Югры является создание экологической

тропы. Такая форма взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

дает

возможность

непосредственного

контакта

с

природой.

При

таком

контакте у детей формируются не просто знания, но и практический опыт

взаимодействия

в

природе

и

с

природой.

Специфическая

особенность

природы округа, заключается в том, что и растительный мир и животный

приспособлен к суровым климатическим особенностям нашего края. Так, для

животного мира характерен густой волосяной покров, для птиц – густое

оперение и большое количество пуха, а для растительного мира – сезонное

цветение и смена кроны у деревьев. На территории Ханты-Мансийского

округа разработана своя региональная программа экологического воспитания

дошкольников «Экология для малышей» под редакцией Е.В. Гончаровой,

О.Н. Гавриловой. Целью программы является формирование экологической

культуры и представлений о природе у дошкольников на основе историко-

географических и природных особенностей ХМАО – Югры. Одной из форм

организации работы с воспитанниками является экологическая тропа.

Первая экологическая тропа в России появилась в 1916 г. в Крыму,

называлась она «Пешеходная тропа». Тропа проложена таким образом, что

посетитель

может

ознакомиться

с

многими

природными

объектами

исключительной красоты и своеобразия.

Сейчас, как и в дореволюционное время, считают, что экологическая

тропа

позволяет

более

продуктивно

использовать

обычные

прогулки

с

детьми

для

экологических

занятий,

дают

больше

возможностей

для

сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений,

экологических праздников, игр, эмоционального развития детей [5].

Научные исследования таких ученых и педагогов, как А.С. Ермакова,

Н.В.

Карташова,

Т.С.

Иванова,

Т.Н

.

Логиновская,

С.В.

Лукичева,

Л.М.

Маневцова, Г.А. Русских, Т.В. Федорова, В.В. Хороших и др. предполагают,

что

занятия

на

экологической

тропе

обеспечивают

высокий

уровень

экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников [1].

Экологическая тропа – это не просто грядка, клумба, которая должна

быть

хорошо

ухожена,

и

цветущие

на

ней

цветы.

Это

специально

оборудованный маршрут в природе со старыми поваленными деревьями,

пеньками,

листьями,

травой,

песком

и

камнями.

Взаимодействие

детей

старшего дошкольного возраста с природой, будь оно положительным или

отрицательным, должно быть показано на примере вытоптанных участков,

кормушек

для

птиц,

замусоренных

водоемов

за

пределами

территории

детского сада.

Целью

экотропы

является

расширение

знаний

детей

старшего

дошкольного

возраста

об

окружающей

их

среде

ХМАО

Югры,

совершенствование

понимания

закономерностей

биологических

и

других

естественных процессов округа.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию

представлений о Югорской природе необходимо использовать такие методы

и

приемы,

которые

будут

способствовать

возникновению

интереса

к

деятельности

в

природе.

При

выборе

необходимых

приемов

и

методов

рекомендуется

руководствоваться

принципом

учета

возрастных

особенностей

детей

и

интересов

детей

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Примером

таких

методов

могут

быть

натуралистические

занятия.

Увлекательные наблюдения с использованием загадок, пословиц и поговорок

о

природе,

стихов

классиков

русской

литературы

о

временах

года

способствуют

обучению

юннатов

наблюдать

за

природными

явлениями,

жизнью животных и птиц, развивают творческие способности, закладывают

основы экологической грамотности [3]. Другим примером могут служить

лекарственные сборы в летний период, когда юннаты-дошкольники готовят в

специально оборудованном помещении сухие травы для фитобаров.

Популярным

методом

в

работе

с

детьми

XXI

века

является

применение компьютерных и технических средств. На экологической тропе

дети могут фотографировать закономерности природы региона, заниматься

исследовательской деятельностью и просто наблюдать за ростом и развитием

живых организмов.

В

целях

сохранения

природной

среды

каждый

участник

на

экологической тропе обязан подчиняться определенным правилам, которые

определила В. Смирнова[4]:

1) запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не

только охраняемые;

2) с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые

камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания,

впечатления и фотоснимки;

3) в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

4)

топоры

и

пилы

можно

использовать

только

на

многодневных

маршрутах в малообжитых районах;

5) на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку

мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

6) курить и разводить костры можно только в специально отведенных

местах;

7)

движение

по

тропам

должно

проходить

по

возможности

без

лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя

брать с собой радиоприемники и магнитофоны;

8) по той же причине не стоит брать с собой собак;

9) после себя не оставлять никакого мусора.

Для

успешного

создания

экологической

тропы

предлагается

придерживаться

методических

рекомендаций,

например,

создать

экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем

без

особых

дополнительных

затрат.

Такой

подход

подразумевает,

что

в

состав

точек-зон

экологической

тропинки

можно

включать

те

объекты,

которые уже есть на территории детского сада или другого образовательного

учреждения.

В

качестве

точек-зон,

прежде

всего,

необходимо

выбрать

деревья,

кустарники

разных

пород,

разного

возраста,

причудливой,

даже

смешной формы. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами,

также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва»,

«Вода», «Растения», «Животные» или «Насекомые» [3].

Если

есть

возможность,

необходимо

создать

небольшой

водоем

с

водными растениями и животными. Это даст положительный эффект не

только с познавательной точки зрения, но и с эстетической. На тропинке

возможны небольшие

возвышения, что разнообразит

условия развития и

жизни растений, позволит организовать интересные наблюдения детей за

снежным покровом, дождевыми осадками и т.д. Красиво цветущие растения

нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли

другие, то есть создать сад (клумбу или грядку) "непрерывного цветения"[4].

Исходя и особенностей климата, жизни растительного и животного

мира

ХМАО

Югры

дети

старшего

дошкольного

возраста,

как

и

дети

младшего возраста, большую часть времени проводят в помещениях детского

сада.

Именно

поэтому

рекомендуется

создавать

экологические

тропинки

внутри

дошкольного

учреждения.

Такие

тропинки

позволяют

по-новому

посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав

таких тропинок несколько отличается от экотропы в природных условиях.

Они включают в себя объекты живой и неживой природы: уголок природы,

экологическую комнату, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно

созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн,

фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, мини-

огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из

природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные

комнаты,

комнаты

сказок,

выставки

из

бросового

материала

и

другие.

Разнообразие

таких

точек-зон

тропинки

будет

зависеть

от

развивающей

среды детского сада.

В

период

дошкольного

детства

в

жизни

маленького человека

закладываются

основы

экологически

правильного

отношения

к

окружающему миру. В экологическом воспитании центральным понятием

являются взаимодействия каждого человека со средой обитания и живыми

организмами, проживающего на одной территории и взаимодействующего

между собой. В нашем случае, важно научить ребенка осознанию того, что

природа ХМАО – Югры имеет свои особенности и представляет не только

эстетическую

ценность,

но

и

духовную,

нравственную.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

не

просто

должны

иметь

определенный

круг

представлений о природе своего края, но и понимать необходимость этой

информации для дальнейшей жизни, потому что определение его будущей

профессии может быть обусловлено природными особенностями территории,

на которой он вырастет.

Используя

образовательный

потенциал

экологической

тропы

для

детей

старшего

дошкольного

возраста,

можно

сделать

традиционными

природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому

саду», «Зеленый росток», «Вторую жизнь пластиковой бутылке!», «Береги

лес, ЧЕЛОВЕК!» и др.

Литература:

1.

Гончарова

Е.В.

Теория

и

технологии

экологического

образования

дошкольников:

Учебное

пособие

для

студентов

высших

педагогических

учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.

гуманит. университет, 2008. – 335с.

2.

Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, М.:ИЦ

Академия, 2010. - 208с.

3.

Симонова Л. Экологическое образование в начальной школе М: Академия,

2000. – 160с.

4.

Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду

М.:СОЮЗ,2010. – 208с.

5.

Соломенникова

О.

А.

Занятия

по

формированию

элементарных

экологических

представлений

в

старшей

группе

детского

сада.

-

М.:

Мозаика-Синтез, 2015. – 243с.



В раздел образования