Автор: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 55 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область"
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Книга в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Книга в жизни ребенка»
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он
сможет найти ответы на интересующие его вопросы, расширить кругозор,
переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий
того или иного произведения.
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше
новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество больших
и маленьких открытий каждый день. Получает все больше разнообразной
информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического,
психического и умственного развития. Новые знания дети получают от
окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не
секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно
больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может
заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант,
который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают,
накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и
память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но
и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям
книжки с раннего детства.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя.
Как любой талант, он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и
воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко
входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий,
отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает
человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет
более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе
книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в
нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным
читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор,
пока он сам не научится читать.
Процессом восприятия литературного произведения является
познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает
воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный
персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы
этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности
восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение.
Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все
происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к
ним личностно – любит одних, презирает других.
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в
свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно
объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она
развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает
прекрасные образы русского литературного языка.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей
ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её
место на книжной полке, запоминать название, автора.
Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут
произведения разного содержания, разных жанров (проза, повести, сказки,
стихи, фольклорные жанры). Настоящая детская книга должна быть с
четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями.
Чтобы познакомить ребенка с книгой, то её можно не только читать, но
и рассказывать, в лицах представляя то, о чем говорится. Приобщая
маленького человека к книге, воспитывайте в нем уважение к ней, как к делу
рук человеческих!
Рекомендации по приобретению литературы:
1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными иллюстрациями, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные
сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение.
Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно
рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается,
и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А.
Барто, З. Александровой.
2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения,
нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить
пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку
приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных
авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и
животных, с творчеством К. Чуковского.
3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на
первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские.
Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского,
рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и
множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным,
чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна
доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на
количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно
потрудиться.
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные
реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок
читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по
содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и
красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы
дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.