Напоминание

"Книга в жизни ребенка"


Автор: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 55 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область"
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Книга в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Книга в жизни ребенка»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он

сможет найти ответы на интересующие его вопросы, расширить кругозор,

переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий

того или иного произведения.

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше

новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество больших

и маленьких открытий каждый день. Получает все больше разнообразной

информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического,

психического и умственного развития. Новые знания дети получают от

окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не

секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру

телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно

больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может

заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант,

который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают,

накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и

память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но

и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям

книжки с раннего детства.

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя.

Как любой талант, он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и

воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко

входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его.

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий,

отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает

человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет

более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе

книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в

нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным

читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор,

пока он сам не научится читать.

Процессом восприятия литературного произведения является

познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает

воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный

персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы

этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности

восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение.

Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все

происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к

ним личностно – любит одних, презирает других.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в

свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно

объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она

развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает

прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей

ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её

место на книжной полке, запоминать название, автора.

Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут

произведения разного содержания, разных жанров (проза, повести, сказки,

стихи, фольклорные жанры). Настоящая детская книга должна быть с

четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями.

Чтобы познакомить ребенка с книгой, то её можно не только читать, но

и рассказывать, в лицах представляя то, о чем говорится. Приобщая

маленького человека к книге, воспитывайте в нем уважение к ней, как к делу

рук человеческих!

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными иллюстрациями, любят их

рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные

сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение.

Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно

рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается,

и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А.

Барто, З. Александровой.

2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет

развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения,

нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить

пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку

приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных

авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и

животных, с творчеством К. Чуковского.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на

первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские.

Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского,

рассказами Н. Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и

множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным,

чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна

доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на

количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно

потрудиться.

Советы для родителей.

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные

реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок

читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по

содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать

необходимостью.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и

красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы

дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.



В раздел образования