Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №1 "Ромашка" с. Спасское
Населённый пункт: Приморский край Спасский район
Наименование материала: Комплексное занятие в рамках познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Воробьи наши друзья»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Ромашка»
села Спасское Спасского района Приморского края
Комплексное занятие в рамках познавательно –
исследовательской деятельности по теме
«Воробьи наши друзья»
Участник конкурса «Воспитатель
года – 2023»
Муратова Марина Анатольевна
2023 г.
с. Спасское
1
Цель: Уточнить знания детей о птицах. Познакомить с особенностями
жизни воробьёв.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знание детей о видах воробьёв.
Продолжать учить детей различать зимующих и перелётных птиц.
Продолжить учить детей узнавать птиц по внешнему виду
Вызывать желание узнавать новые факты из жизни воробьёв.
Дать представление о значение подкормки для зимующих птиц
Расширить и активизировать словарь по теме: «Виды воробьёв».
Учить детей делать выводы из своего опыта.
Развивающие:
Создать условия для развития мышления, памяти, воображения.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей,
оценивать и дополнять ответы.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята, доброе утро. Меня зовут Марина Анатольевна и мне очень
хотелось бы сегодня с вами познакомиться и провести время с пользой
(знакомство-дети называют своё имя). Сегодня такой замечательный весенний
день, а весна приходит к нам с теплом, которое дарит нам весеннее солнышко. Я
предлагаю вам взять частичку этого весеннего тепла и поместить в своем сердце.
«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
Звуковое письмо.
(Sos! Нужна помощь! Природа в опасности! Не будет нас - не будет вас!)
2
(перышко)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого может быть это письмо?
(предположения детей). Чье может быть это перышко. (Можно сравнить с
картинками перышек разных птиц).
Я с вами согласна, это наши соседи - воробушки обратились к нам за помощью.
А знаете ведь скоро, 20 марта - Всемирный день воробья. Ребята, а как вы
думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы об этих замечательных птицах
узнало как можно больше людей?
Дети: Самим узнать о них что-то интересное, сделать кормушки, подкармливать
птиц в трудное время года, сделать листовки, рассказать другим детям и взрослым
об этом.
Воспитатель: Конечно вы всё правильно говорите. А знаете, я ведь немного
волшебница, и если вы согласны, я предлагаю вам перевоплотиться в юных
экологов, собрать информацию про воробьев и оформить стенгазету к
Всемирному дню воробья. Поддержите меня? (Ответы детей) Если да, то закройте
пожалуйста глазки.
Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,
Мы волшебный мир откроем о котором не забудем.
Воспитатель: Смотрите, появился волшебный ящик (вешалка), что же там?
Ребята, предлагаю вам перевоплотиться в юных экологов.
Воспитатель: Теперь вы - юные экологи, а экологи многое знают о природе.
Ребята, в чём нуждается всё живое на планете? А кто из вас, мои юные экологи,
знает, чем питаются воробьи? (Ответы детей)
Воспитатель: (показывает картинки и при необходимости поясняет)
Я думаю, что зимой вы подкармливаете птиц. А чем питаются воробьи в зимнее
время года? (ответы детей)
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
3
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети,
Помни - ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Воспитатель подводит детей к кормушке.
Д/И «Покорми воробушка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных птиц слетелось на кормушку,
но мне кажется, что тут какая-то ошибка, что же тут не так? (Предположения
детей, если затрудняются, подвести к тому, что тут перелетные птицы, которые
должны были бы улететь на юг. (Гусь, Аист, Журавль, ласточка)
(Два планшета –ЮГ и Кормушка с птицами)
Дети перелетных птиц перемещают на планшет со словом ЮГ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у кормушки остались одни воробьи.
Приглядитесь, оказывается, воробьи-то у нас разные.
(Презентация: карта, ареал обитания, воробьи разные) Слайд № 2 – 3
Разные виды воробьев проживают практически по всему миру. Исключением
являются слишком холодные или жаркие области, где практически полностью
отсутствует пища. Организм птицы отлично справляется с любыми погодными
условиями, поэтому ее отсутствие на определенном участке в большинстве
случаев связано лишь с тяжелой добычей пропитания. Есть воробей: домовой,
золотистый, золотой певчий, испанский, каменный, мраморный, общественный,
полевой, снежный, черногрудый, шафрановый.
Воспитатель: Ребята, а знаете почему назвали «Воробьем»? Согласно народному
толкованию, слово «воробей» возникло от фразы «вора – бей!» — когда-то
маленький хитрюга стащил с прилавка булочку, за что вслед продавец начал
кричать «вора – бей!».
У науки на счет природы возникновения названия птицы другое мнение.
«Воробей», скорее всего, образовался от древнеславянского слова «горобец», что
переводится как «рябой» (рябой цвет пера воробья).
4
По некоторым данным воробьев так прозвали за счет звуков, которые они издают
«врк врк». Считается, что забытое слово «ворк» является родственным к таким
словам, как «ворковать», «ворчать», «воробей».
Ребята! А почему птиц называют пернатыми?
Дети - потому что у них есть пёрышки.
Воспитатель: Ну что, мои юные экологи, предлагаю вам пройти в нашу
лабораторию (правила поведения в лаборатории).
Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) -
Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую -
камень (легкое).
Опыт №2. Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась). -
А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)
Итог. Что мы узнали, проведя наши опыты?
Воспитатель: Вот такие они удивительные создания, птички, воробьи. И теперь
мы узнаем о них все больше. А может кто-то из вас ребята может рассказать что-
то интересное о воробьях? (ответы детей)
Воспитатель: (Подводит детей к планшету с гнездом.)
Воробьи образуют одну пару на всю жизнь (садит самочку и самца на край
гнезда).
А знаете, как отличить самочку от самца воробья? Самец воробья отличается от
самки оперением. У него есть большое черное пятно, которое охватывает
подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серый верх головы
- у самок он темно-бурый.
Средняя продолжительность жизни воробьев от 9 до 21 месяца.
Встречались такие особи, которые жили и по 9, и по 11 лет.
В кладке у воробьев от 4 до 10 яиц. Они белые с буроватыми крапинками и
пятнышками. Насиживание занимает всего 11-13 дней (берет яйца помещает в
гнездо)
В течение лета воробьи способны вывести два или три выводка.
У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют
5
«желторотиками». В народе некоторых неопытных, наивных людей также
принято называть «желторотиками».
Первый раз птенцы вылетают из гнезда через 10 дней после вылупления.
Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь,
на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки
Чириканье воробьев — сообщает, что в скором времени на смену ненастью
придет хорошая погода.
Физминутка «Воробушки»
О чем поют воробушки (шагать на месте)
В последний день зимы? (руки в стороны на пояс)
- Мы выжили! (хлопать в ладоши)
- Мы дожили! (прыгать на месте)
- Мы живы! Живы мы! (шагать на месте)
Воспитатель:
А сколько пословиц и поговорок о воробье!
Дети, какие пословицы и поговорки вы знаете?
А сколько пословиц и поговорок о воробье!
Дети, какие пословицы и поговорки вы знаете.
Приведем только несколько.
Хоть и ростом воробей не обладает, Но и то свое гнездо оберегает.
Слово не воробей, вылетело, не поймаешь Осенью и воробей богат.
Воробей берет ношу по силам.
Старого воробья на мякине не проведешь
Воспитатель: А сколько стихов написано о воробьях? По-моему, гораздо больше,
чем о любой другой птичке. Некоторые мы с вами учили раньше. Давайте же
сейчас вспомним их.
(Дети рассказывают стихи о воробьях)
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
6
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Эту птицу каждый знает,
Втеплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей.
- Всех торопит воробей.
Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Воспитатель: Ребята, а знаете вот, например, в Китае воробьёв уничтожали,
считая вредными. Оказывается, там они размножились так быстро, что китайцы,
подсчитав убытки от них на рисовых и пшеничных полях, решили с ними
бороться. Через год после уничтожения птичек, урожай действительно стал
лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В
дальнейшем урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, в результате
которого погибло очень много людей. И тогда Академия Наук Китая стала
обсуждать случившееся. Было принято решение защищать воробьёв, и, кроме
того, их пришлось покупать в соседних странах и завозить в Китай.
7
Именно поэтому в 2003 году, домовой воробей стал птицей года. А Общественная
организация «Охрана птиц Белоруссии» начала даже общенациональный учёт
воробьёв.
В том же году, осенью, в Белоруссии появился памятник воробью.
Металлический воробей размером с ворону восседает на полутораметровом
постаменте.
Памятник воробью есть и в американском городе Бостоне. Эта птичка спасла
когда-то население от голода, истребив невиданные полчища гусениц бабочек-
вредителей.
Общество «Природа навсегда» совместно с несколькими международными
общественными организациями стали инициаторами Международного Дня
домового воробья, который впервые отметили 20 марта 2010 года. Теперь этот
день отмечается ежегодно, под главным лозунгом « Поможем домовому
воробью!»
Воспитатель: Ну что, а теперь, когда вы, мои юные экологи, пополнили свой
запас знаний, можем приступить к оформлению стенгазеты. Тут собрана вся
информация о то, о чем мы сегодня говорили. (Песня про воробья).
Итог (Рефлексия.)
Посмотрите, какая замечательная стенгазета у вас получилась. Теперь ваши
друзья и родители смогут узнать о воробьях что-то новое и интересное, а вы
можете им рассказать, если им будет что-то не понятно
Вот и закончилось наше занятие. Сегодня мы много интересного узнали о наших
соседях - воробьях. Что интересного вы узнали на занятиях? Какую пользу
приносят воробьи? Что мы можем сделать для них?
Воспитатель: выберите в моей коробочке смайлик вашего настроения,
удовлетворения в проделанной работе, покажите мне.
8