Напоминание

«Воробьи наши друзья»


Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №1 "Ромашка" с. Спасское
Населённый пункт: Приморский край Спасский район
Наименование материала: Комплексное занятие в рамках познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Воробьи наши друзья»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Ромашка»

села Спасское Спасского района Приморского края

Комплексное занятие в рамках познавательно –

исследовательской деятельности по теме

«Воробьи наши друзья»

Участник конкурса «Воспитатель

года – 2023»

Муратова Марина Анатольевна

2023 г.

с. Спасское

1

Цель: Уточнить знания детей о птицах. Познакомить с особенностями

жизни воробьёв.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знание детей о видах воробьёв.

Продолжать учить детей различать зимующих и перелётных птиц.

Продолжить учить детей узнавать птиц по внешнему виду

Вызывать желание узнавать новые факты из жизни воробьёв.

Дать представление о значение подкормки для зимующих птиц

Расширить и активизировать словарь по теме: «Виды воробьёв».

Учить детей делать выводы из своего опыта.

Развивающие:

Создать условия для развития мышления, памяти, воображения.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей,

оценивать и дополнять ответы.

Ход занятий:

Воспитатель: Ребята, доброе утро. Меня зовут Марина Анатольевна и мне очень

хотелось бы сегодня с вами познакомиться и провести время с пользой

(знакомство-дети называют своё имя). Сегодня такой замечательный весенний

день, а весна приходит к нам с теплом, которое дарит нам весеннее солнышко. Я

предлагаю вам взять частичку этого весеннего тепла и поместить в своем сердце.

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.

«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.

«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".

Звуковое письмо.

(Sos! Нужна помощь! Природа в опасности! Не будет нас - не будет вас!)

2

(перышко)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого может быть это письмо?

(предположения детей). Чье может быть это перышко. (Можно сравнить с

картинками перышек разных птиц).

Я с вами согласна, это наши соседи - воробушки обратились к нам за помощью.

А знаете ведь скоро, 20 марта - Всемирный день воробья. Ребята, а как вы

думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы об этих замечательных птицах

узнало как можно больше людей?

Дети: Самим узнать о них что-то интересное, сделать кормушки, подкармливать

птиц в трудное время года, сделать листовки, рассказать другим детям и взрослым

об этом.

Воспитатель: Конечно вы всё правильно говорите. А знаете, я ведь немного

волшебница, и если вы согласны, я предлагаю вам перевоплотиться в юных

экологов, собрать информацию про воробьев и оформить стенгазету к

Всемирному дню воробья. Поддержите меня? (Ответы детей) Если да, то закройте

пожалуйста глазки.

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем о котором не забудем.

Воспитатель: Смотрите, появился волшебный ящик (вешалка), что же там?

Ребята, предлагаю вам перевоплотиться в юных экологов.

Воспитатель: Теперь вы - юные экологи, а экологи многое знают о природе.

Ребята, в чём нуждается всё живое на планете? А кто из вас, мои юные экологи,

знает, чем питаются воробьи? (Ответы детей)

Воспитатель: (показывает картинки и при необходимости поясняет)

Я думаю, что зимой вы подкармливаете птиц. А чем питаются воробьи в зимнее

время года? (ответы детей)

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

3

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети,

Помни - ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Воспитатель подводит детей к кормушке.

Д/И «Покорми воробушка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных птиц слетелось на кормушку,

но мне кажется, что тут какая-то ошибка, что же тут не так? (Предположения

детей, если затрудняются, подвести к тому, что тут перелетные птицы, которые

должны были бы улететь на юг. (Гусь, Аист, Журавль, ласточка)

(Два планшета –ЮГ и Кормушка с птицами)

Дети перелетных птиц перемещают на планшет со словом ЮГ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у кормушки остались одни воробьи.

Приглядитесь, оказывается, воробьи-то у нас разные.

(Презентация: карта, ареал обитания, воробьи разные) Слайд № 2 – 3

Разные виды воробьев проживают практически по всему миру. Исключением

являются слишком холодные или жаркие области, где практически полностью

отсутствует пища. Организм птицы отлично справляется с любыми погодными

условиями, поэтому ее отсутствие на определенном участке в большинстве

случаев связано лишь с тяжелой добычей пропитания. Есть воробей: домовой,

золотистый, золотой певчий, испанский, каменный, мраморный, общественный,

полевой, снежный, черногрудый, шафрановый.

Воспитатель: Ребята, а знаете почему назвали «Воробьем»? Согласно народному

толкованию, слово «воробей» возникло от фразы «вора – бей!» — когда-то

маленький хитрюга стащил с прилавка булочку, за что вслед продавец начал

кричать «вора – бей!».

У науки на счет природы возникновения названия птицы другое мнение.

«Воробей», скорее всего, образовался от древнеславянского слова «горобец», что

переводится как «рябой» (рябой цвет пера воробья).

4

По некоторым данным воробьев так прозвали за счет звуков, которые они издают

«врк врк». Считается, что забытое слово «ворк» является родственным к таким

словам, как «ворковать», «ворчать», «воробей».

Ребята! А почему птиц называют пернатыми?

Дети - потому что у них есть пёрышки.

Воспитатель: Ну что, мои юные экологи, предлагаю вам пройти в нашу

лабораторию (правила поведения в лаборатории).

Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) -

Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую -

камень (легкое).

Опыт №2. Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась). -

А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)

Итог. Что мы узнали, проведя наши опыты?

Воспитатель: Вот такие они удивительные создания, птички, воробьи. И теперь

мы узнаем о них все больше. А может кто-то из вас ребята может рассказать что-

то интересное о воробьях? (ответы детей)

Воспитатель: (Подводит детей к планшету с гнездом.)

Воробьи образуют одну пару на всю жизнь (садит самочку и самца на край

гнезда).

А знаете, как отличить самочку от самца воробья? Самец воробья отличается от

самки оперением. У него есть большое черное пятно, которое охватывает

подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серый верх головы

- у самок он темно-бурый.

Средняя продолжительность жизни воробьев от 9 до 21 месяца.

Встречались такие особи, которые жили и по 9, и по 11 лет.

В кладке у воробьев от 4 до 10 яиц. Они белые с буроватыми крапинками и

пятнышками. Насиживание занимает всего 11-13 дней (берет яйца помещает в

гнездо)

В течение лета воробьи способны вывести два или три выводка.

У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют

5

«желторотиками». В народе некоторых неопытных, наивных людей также

принято называть «желторотиками».

Первый раз птенцы вылетают из гнезда через 10 дней после вылупления.

Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь,

на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки

Чириканье воробьев — сообщает, что в скором времени на смену ненастью

придет хорошая погода.

Физминутка «Воробушки»

О чем поют воробушки (шагать на месте)

В последний день зимы? (руки в стороны на пояс)

- Мы выжили! (хлопать в ладоши)

- Мы дожили! (прыгать на месте)

- Мы живы! Живы мы! (шагать на месте)

Воспитатель:

А сколько пословиц и поговорок о воробье!

Дети, какие пословицы и поговорки вы знаете?

А сколько пословиц и поговорок о воробье!

Дети, какие пословицы и поговорки вы знаете.

Приведем только несколько.

Хоть и ростом воробей не обладает, Но и то свое гнездо оберегает.

Слово не воробей, вылетело, не поймаешь Осенью и воробей богат.

Воробей берет ношу по силам.

Старого воробья на мякине не проведешь

Воспитатель: А сколько стихов написано о воробьях? По-моему, гораздо больше,

чем о любой другой птичке. Некоторые мы с вами учили раньше. Давайте же

сейчас вспомним их.

(Дети рассказывают стихи о воробьях)

Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

6

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Эту птицу каждый знает,

Втеплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

- Всех торопит воробей.

Воробьишка-воробей,

Чик-чирик! - между ветвей,

Словно серенький комок

С дерева на ветку - скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки.

Воспитатель: Ребята, а знаете вот, например, в Китае воробьёв уничтожали,

считая вредными. Оказывается, там они размножились так быстро, что китайцы,

подсчитав убытки от них на рисовых и пшеничных полях, решили с ними

бороться. Через год после уничтожения птичек, урожай действительно стал

лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В

дальнейшем урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, в результате

которого погибло очень много людей. И тогда Академия Наук Китая стала

обсуждать случившееся. Было принято решение защищать воробьёв, и, кроме

того, их пришлось покупать в соседних странах и завозить в Китай.

7

Именно поэтому в 2003 году, домовой воробей стал птицей года. А Общественная

организация «Охрана птиц Белоруссии» начала даже общенациональный учёт

воробьёв.

В том же году, осенью, в Белоруссии появился памятник воробью.

Металлический воробей размером с ворону восседает на полутораметровом

постаменте.

Памятник воробью есть и в американском городе Бостоне. Эта птичка спасла

когда-то население от голода, истребив невиданные полчища гусениц бабочек-

вредителей.

Общество «Природа навсегда» совместно с несколькими международными

общественными организациями стали инициаторами Международного Дня

домового воробья, который впервые отметили 20 марта 2010 года. Теперь этот

день отмечается ежегодно, под главным лозунгом « Поможем домовому

воробью!»

Воспитатель: Ну что, а теперь, когда вы, мои юные экологи, пополнили свой

запас знаний, можем приступить к оформлению стенгазеты. Тут собрана вся

информация о то, о чем мы сегодня говорили. (Песня про воробья).

Итог (Рефлексия.)

Посмотрите, какая замечательная стенгазета у вас получилась. Теперь ваши

друзья и родители смогут узнать о воробьях что-то новое и интересное, а вы

можете им рассказать, если им будет что-то не понятно

Вот и закончилось наше занятие. Сегодня мы много интересного узнали о наших

соседях - воробьях. Что интересного вы узнали на занятиях? Какую пользу

приносят воробьи? Что мы можем сделать для них?

Воспитатель: выберите в моей коробочке смайлик вашего настроения,

удовлетворения в проделанной работе, покажите мне.

8



В раздел образования