Напоминание

Формирование самооценки в подростковом возрасте


Авторы: Царева Виктория Николаевна, Виктория Николаевна Царева
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование самооценки в подростковом возрасте
Раздел: среднее образование





Назад




Царева Виктория Николаевна,

учитель технологии МБОУ «СОШ №2»

г. Сергиев Посад

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Каждый человек проявляет особый интерес к самому себе, своему

внутреннему миру, своим особенностям, возможностям и способностям.

Возраст подростка - это время второго рождения личности, формирования

мировоззрения, переосмысления ценностей. Многие подростки испытывают

чувство противоречивости интересов и стремлений. Самооценка подростков

зависит от поддержки родителей, учителей и сверстников, от успехов в учебе

и творчестве, от физических особенностей и способностей. Самооценка –

оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других

людей.

«Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в

целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения».

Важнейшим фактором развития самопознания, т.е. осознания человеком

самого себя, своих возможностей, собственных качеств, недостатков, своих

физических и умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего

поведения, своего отношения к окружающему миру, к другим людям и к

самому себе является самооценка.

Английский психолог

Р.

Бернс

рассматривает самооценку

как

эмоциональный

компонент

Я-концепции

(содержательной

структуры

самосознания), который связан с отношением человека к своим отдельным

качествам или к себе в целом. Он определяет самооценку, как степень

отражения у индивида чувства собственной ценности, самоуважения, а также

положительного отношения ко всему тому, что входит в определение его Я.

1

Изучая

проблему

самосознания,

У.

Джеймс

утверждал,

что

«самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и

частью

познающим.

Т.е.

в

одном

целостном

«Я»

содержатся

две

неразрывные составляющие:

1)

эмпирическое «Я» или личность – познаваемый элемент в сознании

личности (объект познания);

2)

наше «Я», чистое Ego

– познающий элемент в нашем сознании

субъект познания).

Составные элементы личности он подразделяет на три класса:

- физическую личность (тело, одежда, семья, дом);

- социальную личность;

- духовную личность.

У. Джеймс первым включил понятие «самооценки» и «образа самого

себя» в структуру личности. Он понимает под самооценкой оценку своего

положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка

бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой.

У. Джеймс также выделяет самоуважение как более кратковременный

аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности.

Самоуважение = Успех / Уровень притязаний

В своей теории личности К. Роджерс, представитель гуманистической

психологии, приходит к выводу о том, что «внутренняя сущность человека

выражается

в

его

самооценке».

У

маленьких

детей

самооценка

бессознательна. К. Роджерс разделяет отношение к себе на самооценку

(отношение к своим свойствам и достоинствам) и самопринятие (принятие

себя вне зависимости от своих свойств и достоинств). Самооценка, чаще

всего, основывается на сравнении своих достижений с достижениями других

людей. Самопринятие – не оценка себя, а отношение к себе. Карл Роджерс

утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является

понимание и принятие самого себя.

2

З. Фрейд рассматривает самооценку как механизм, обеспечивающий

человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность внешних

условий и его внутренних требований к себе. В данном случае социальная

среда выступает как враждебная человеку, его потребностям и стремлениям.

З. Фрейд полагает, что наиболее сложные и тяжелые внутренние конфликты

личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности.

Еще одним примером исследований самооценки может служить подход

Э. Эриксона, который считал, что человек оценивает успешность своих

действий и проявлений через призму своей идентичности, как продукт

определенной

культуры.

Источником

эго-идентичности

является,

по

Эриксону, «культурно значимое достижение». Эго-идентичность - это не

только

количество

принятых

индивидом

ролей,

но

и

то

как

они

воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром,

а также знание о том, как реагируют на него другие. Человек, по Э.

Эриксону, получает удовлетворение в процессе того, что он избрал

определённое дело и именно его он делает хорошо, а не от того, что он

просто делает что-то хорошо. Людям требуются большие усилия для того,

чтобы достаточно успешно «вписаться» в структуру общества.

А. Маслоу подчеркивает, что самооценка будет устойчивой и здоровой

тогда, когда она основана на реальных способностях, достижениях, знаниях и

умениях человека,когда она «вырастает из заслуженного уважения, а не из

лести окружающих, не из факта известности или славы».

В

отечественной

психологии

Л.С.

Выготский

рассматривает

формирование личности и формирование самосознания как внутренне

взаимосвязанные процессы.

Л.С.

Выготский

выделяет

три

основных

момента,

важных

для

самосознания подростка:

1) Самосознание непрерывный процесс, который проходит длительный

путь развития.

3

2) Развитие самосознания неразрывно связано со средой и социально-

культурным развитием личности.

3)

Эмпирический анализ самосознания, позволяет, увидеть новую

ступень в развитии подростка, его личности и самосознания.

По С.Л. Рубинштейну развитие самосознания включено в процесс

развития личности.

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие пути развития самосознания у

детей:

овладение

собственным

телом,

возникновение

произвольных

движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание, овладение

речью. Это приводит к тому, что ребенок выделяет себя из окружения,

осознает свою самостоятельность по отношению к другим людям, отделяет

себя от них. Самооценка подросткового периода имеет ряд особенностей:

неустойчивость,

обобщенность,

направленность

преимущественно

на

внутреннее психическое содержание. Развитие самосознания возможно

только через взаимодействие с внешним миром, через взаимоотношения с

другими людьми.

Как полагает Л.И. Божович, познание другого служит для человека

источником, опорой и происходит раньше, чем познание самого себя.

Общепризнанным

критерием

самооценки

является

сравнение

и

сопоставление себя с другими.

Наличие

положительной

оценки

способствует

эмоциональному

благополучию ребенка и является необходимым условием для нормального

формирования личности.

Т.к. для подросткового возраста характерно стремление разобраться в

себе самом и стремление к самовоспитанию, именно в этом возрасте

развитие самооценки происходит особенно интенсивно. Подростковый

возраст является периодом оптимального развития самооценки.

4

В исследовании М. С. Неймарк было экспериментально показано, что

невозможность

ответить

своим

собственным

притязаниям

приводит

подростков к очень острым аффективным переживаниям.

Самооценка влияет на эмоциональное самочувствие подростка и на его

внутренние

факторы

развития,

подросток

становится

способным

к

самостоятельному

развитию

через

самовоспитание

и

самосовершенствование.

Прослеживается

связь

самооценки

с

учебной

и

общественной

активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий

уровень успеваемости и более высокий общественный и личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов,

занимаются различными видами деятельности, направлены на умеренные и

целесообразные межличностные контакты, на познание других и себя в

процессе общения.

Подростки с завышенной самооценкой проявляют ограниченность в

видах деятельности и большую направленность на общение, причем

малосодержательное.

С 8 лет дети проявляют способность к оценке своей успешности в

разных областях. Можно выделить пять областей: школьная успеваемость,

внешность, физические способности, поведение и социальное принятие.

Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих

способностей,

возможностей,

нравственных

качеств,

поступков,

позволяющая правильно оценивать свои силы и возможности, отношение

окружающих к себе.

В этот возрастной период физические черты начинают сильно волновать

подростка.

В.С. Мухина выделяет пять звеньев в структуре самосознания личности.

Первое звено самосознания: имя собственное, посредством которого

формируется осознаваемая человеком личностная сущность.

5

Второе звено: притязание на признание. Человек предъявляет свое право

на общественное уважение от других людей.

Третье звено: половая идентификация.

Четвертое звено: психологическое время личности.

Пятое звено: социально-нормативное пространство личности.

Самооценка

ребенка

напрямую

зависит

от

поведения

значимых

взрослых, сверстников. «Для того чтобы научиться правильно оценивать

себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей». Умением

сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному

возрасту, и это является основой правильной самооценки.

Самооценивание – это осознание человеком того, чем является для него

то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение

отношения

к

себе).

Результатом

процесса

самооценивания

является

самооценка

понимание

значения

и

значимости

своих

поступков,

способностей, характера или личности в целом.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

-

формирование

самооценки

происходит

в

процессе

всей

жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на

поведение

человека,

развитие

личности

в

целом,

самовоспитание,

самопознание;

- важное значение в формировании самооценки имеет подростковый

период, так как этот возраст - важный этап в жизни каждого человека,

переход от детства к взрослой жизни, время второго рождения личности,

формирования мировоззрения, переосмысления ценностей;

-

самооценка

подростков

характеризуется

неустойчивостью,

подвержена внешним воздействиям, зависит от поддержки родителей,

учителей и сверстников, от успехов в учебе и творчестве, от физических

особенностей и способностей, адекватная самооценка - одна из наиболее

ярких характеристик личности подростка;

6

- начиная с младшего подросткового возраста к старшему самооценка

переориентируется

с

учебной

деятельности

на

взаимоотношения

с

товарищами и физические качества;

- в самооценке подростка более значимыми становятся моральные

качества и воля;

- происходит эмансипация самооценки от внешних оценок, но мнение

значимых людей оказывает большое влияние на самооценку;

- снижается влияние родителей и растет влияние сверстников на

самооценку;

-

подросток

осознает

свою

особенность

и

неповторимость

и

формирование адекватной самооценки очень важно для дальнейшего

развития,

осознанного

построения

поведения,

психологической

устойчивости молодого человека.

- формирование адекватной самооценки способствует формированию у

подростка уверенности в себе, повышению общественного и личного

статуса, расширению сферы интересов, налаживанию межличностных

контактов, успешному формированию личности.

7



В раздел образования