Напоминание

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Автор: Царева Виктория Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: среднее образование





Назад




Царева Виктория Николаевна,

учитель технологии МБОУ «СОШ №2», г. Сергиев ПОсад

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ

ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Статья посвящена возможностям развития художественно-творческих

способностей младших подростков на уроках технологии. Подчеркивается

взаимосвязь методов, приемов преподавания и педагогического мастерства.

Описаны

преимущества

индивидуальной

исследовательской

работы,

возможности формирования у младших подростков умений и навыков для

развития и становления личности.

Ключевые

слова:

уроки

технологии,

проектно-исследовательская

деятельность,

творческое

мышление,

умения и навыки,

самореализация

личности.

В современных методиках обучения на уроках технологии мало внимания

уделяется художественно-творческому развитию личности учащегося, его

самостоятельности, инициативы.

Учебный предмет «технология» – это, в первую очередь, творческий

предмет,

который

представляет

большие

возможности

для

воспитания

разносторонней личности. [2] С помощью традиционных и нетрадиционных

методов

преподавания,

соответствующей

квалификации

педагога,

его

педагогического мастерства можно успешно реализовать задачу развития

творческих способностей младших подростков на уроках технологии.

В настоящее время одной из актуальных педагогических задач является

внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые

помогают подросткам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками

в определенной сфере деятельности, а также развивают их творческие

способности, чему активно способствуют уроки технологии.

Практический опыт показывает, что развитие творческих способностей

учащихся на уроках технологии требует создания не только необходимых

условий для развития их творческого потенциала, но и использования правильно

выбранных методов и форм обучения, которые помогают педагогу включить

учащихся в творческую деятельность, делают их обучение в рамках учебной

программы содержательным и интересным.

Творческий процесс характеризуется переходом количества всевозможных

идей и подходов в новое качество, для чего используется накопленный опыт,

приобретенные подростками ранее знания, умения и навыки, развиваются

способности.

Способности – это психологические особенности человека, от которых

зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к

наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. [1] Отсюда - признаки и

критерии

творческой

деятельности:

продуктивность,

нестандартность,

оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за

пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития

способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения

высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Педагоги рассматривают творческую деятельность [3] как деятельность,

способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности:

умственной активности, изобразительности, стремления к получению знаний для

выполнения конкретной практической работы, самостоятельности, трудолюбия,

способности вычленять главное. В этой связи, человек, овладевший творческой

деятельностью, является творческой личностью. Во многом именно на уроках

технологии формируется творческая личность младшего подростка.

Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее

достижению, умение планировать и контролировать свою деятельность,

находить и решать проблему - эти качества необходимо развивать для раскрытия

творческого потенциала учащихся. Для этого используются предметные средства

уроков технологии, которые реализуются с помощью проектных работ.

Проектные работы позволяют учащимся развивать самостоятельность, их

творческие способности, формируют у них представления о жизненном цикле

изделия от зарождения замысла до его реализации и позволяют использовать его

на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения

нетиповых задач. Выбирая тему проекта, они находят область применения своим

ранее полученным знаниям и умениям, реализуют свои способности, проявляют

инициативу. Результатом являются собственные модели, рецепты и т.п.,

самостоятельно разработанные учащимися.

Уроки технологии построены на практической работе. Учащиеся должны не

просто продумать план реализации идеи, но и практически реализовать ее. Они

самостоятельно представляют результаты своей деятельности. При оформлении

проектов особое внимание уделяется их творческой фантазии. При этом важная

роль принадлежит исследовательскому методу, отличающемуся новизной,

формированием идейной среды, приобретением творческого опыта. По словам

Л.С. Выготского, для развития способностей детей они должны находиться в

«зоне потенциального развития», т.е. в «зоне оптимальной трудности», когда у

ребенка наступает предел возможностей, что приводит к развитию его

способностей. Так, на уроках технологии у подростков развивается логическое

мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному

результату (практической реализации идеи).

Творческие способности учеников помогает развивать индивидуальная

исследовательская работа. Она организуется в самостоятельной работе ученика

над заранее выбранной темой с помощью различного материала, подбираемого

им индивидуально для раскрытия темы. Это позволяет раскрыть творческое

начало младшего подростка. Для этого педагог формулирует цель, ставит задачи,

выбирает нужную литературу.

Особое внимание на уроках технологии уделяется самостоятельной работе

учащихся, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую

инициативу, применить знания, полученные как на уроках труда, так и в ходе

изучения других предметов (истории, математике, черчения и др.). Девочки на

уроках технологии приобретают и совершенствуют практические знания и

умения, необходимые им в дальнейшем в жизни при ведении домашнего

хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту и на производстве.

Современный урок технологии характеризуется широтой целей. Кроме

развития знаний и умений, у учащихся средней школы на первый план

выдвигаются задачи развития их творческого мышления, обучения способам

самостоятельной деятельности, самореализации личности в целом. Для этого в

школьной

практике

используются

различные

педагогические

технологии,

обеспечивающие активизацию творческих способностей младших подростков,

наиболее продуктивными из которых являются проектные технологии.

Таким

образом,

для

художественно-творческого

развития

младших

подростков в средней школе важным творчески-развивающим потенциалом

обладают уроки технологии. Они отличаются уникальными образовательными

и развивающими возможностями, необходимы в современной школе для

развития и становления личности младшего подростка в целом. Эти уроки

позволяют

соотнести

возможности

учащихся,

их

умения

и

навыки

в

определенных областях деятельности с требованиями различных профессий и

условиями самореализации в процессе самостоятельной жизни.

Список литературы:

1.

Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство «Наука»,

1976. – С. 51.

2.

Симоненко В.Д. Технология 5-9 классы: пробные учебники для школы. –

М.: Наука, 1999. – С. 12.

3.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей

и воспитателей. – М.: Просвещение , 1980. –144 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники