Напоминание

"Роль речевого дыхания в развитии связной речи дошкольника"


Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр развития ребенка- детский сад № 121 " Умничка"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль речевого дыхания в развитии связной речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для запуска и развития речи ребенка очень важно научить его правильно дышать. Без

правильного выдоха - сильной, длительной воздушной струи, нарушается и

звукопроизношение и звучание речи. Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в

движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно

играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. При речевых

дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания.

Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи

проявляется в детском возрасте.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и

имеет свои особенности:

Недостаточное развитие дыхательного аппарата.

Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-

за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш

пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает

логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка

хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также

малоподвижным образом жизни.

Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно

научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец

слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».

Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку

приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.

Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Для развития речевого дыхания полезно использовать специальные игры.

Листопад (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные,

оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев.

Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При

этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за

тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают

листочки. Затем игра повторяется снова.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем

предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно,

направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Летят снежинки

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра

повторяется снова.

«Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой

привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга.

Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица

стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые

бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они

летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше

полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети

дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой

детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть

следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка

выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в

противном случае у него может закружиться голова.

Игры и упражнения, связанные с сильным и длительным выдохом, могут утомить

ребенка, поэтому необходимо следить за длительностью проводимых игр, или

чередовать их с другими играми.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники