Напоминание

Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа


Автор: Миниярова Гульнара Шавкатовна
Должность: преподаватель по фортепиано, синтезатору, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Давлеканово
Населённый пункт: город Давлеканово, РБ
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Открытый урок на тему:

«Активизация музыкальных способностей ученика

посредством развития слуха при чтении нот с листа»

Выполнил: преподаватель первой категории

отделения фортепианного искусства

МБУ ДО ДШИ

МР Давлекановский район РБ

Миниярова Гульнара Шавкатовна

г. Давлеканово

Открытый урок на тему:

«Активизация музыкальных способностей ученика посредством

развития слуха при чтении нот с листа»

Цель урока: активизация музыкальных способностей ученика при чтении

нот с листа

Задачи урока:

1.

Обучение ученика принципам работы при чтении нот с листа,

активизируя его память и внимание.

2.

Развитие навыков чтения нот с листа и применение их на практике,

включая в процесс внимание, слух, чувство ритма и мышление.

3.

Воспитание самостоятельности ученика в применении полученных

навыков при чтении нот с листа.

План урока.

Оргмомент: приветствие, психологический настрой ученика.

Вступительное слово.

«Сто

лет

назад

чтение

с

листа

являлось

нормой

домашнего

музицирования,

излюбленным

времяпрепровождением.

Даже

не

будучи профессионалами, любители музыки имели высокий уровень

знаний

в

области

искусств.

Они

составляли

основу

русской

интеллигенции. За последние десятилетия у пианистов значительно

снизился уровень навыка чтения с листа. Возможно причина этому

отсутствие конкурсного отбора при зачислении детей в ДШИ и ДМШ,

что в свою очередь возникло из-за сокращения молодёжи, желающей

связать своё будущее с профессией пианиста.»

Навык чтения нот с листа.

Существует 2 вида исполнения по нотам незнакомого произведения:

разбор и чтение с листа.

Разбор – это медленное проигрывание пьесы с остановками. Внимание

может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для

повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры.

Чтение с листа

– это исполнение незнакомой пьесы в темпе и

характере,

задуманными

композитором

без

предварительного

фрагментарного

проигрывания.

Такое

исполнение

должно

быть

непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех

авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно

взаимодействуют зрение и слух, а также моторика при активном

участии внимания, памяти, интуиции и творческого воображения

исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа

должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы педагог

воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту. Приучал

видеть не только все обозначения, но и слышать музыкальное

содержание и прививал любовь к домашнему музицированию.

Ошибки учащихся при чтении нот с листа:

- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

- игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

- потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;

- невнимательность к динамическим знакам

Ход урока.

Освоение музыкального алфавита.

При регулярных занятиях чтения с листа расширяется музыкальный

кругозор учащихся. Развивается музыкальный слух и мышление.

Облегчается

задача

организации

пианистического

аппарата,

вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, формируется

база для аккомпониаторской практики, игры в ансамбле. С чего же

начинается формирование практики чтения нот с листа?

Упражнение на развитие координации.

Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным

звеном формирования навыка чтения нот с листа в процессе изучения

гамм и упражнений. Гамму разучиваем приёмом non legato в одну

октаву и затем играем разными штрихами, не глядя на руки. Лучше

всего выбрать гамму с использованием черных клавиш (РЕ, ЛЯ, МИ,

СИ МАЖОРа; позже минорные: ДО, СИ, РЕ) Именно чёрные клавиши

будут служить надёжными ориентирами для пальцев.

Ученице предлагается любая из названных гамм шрихами legato, non

legato, stakkato. Тех. Зачёт.

Закрыть руки листом. Гамма ля мажор.

Игра

по

нотам

представляет

для

ученика

новые

трудности.

Целесообразно

свести

круг

проблем

до

минимума.

Игра

на

первоначальном этапе одним пальцем позволяет сконцентрировать

внимание на правильном извлечении звука. Пьесы должны быть не

сложными, играет ученик, глядя в ноты.

- Сегодня мы возьмём упражнение с использованием двух ключей

одновременно «Хабира» в обр. Минкова. С какой ноты ты начнёшь

игру?

Ответ: с ноты МИ.

- твоя задача, смотреть в ноты, определять куда и как движется

мелодия: скачкообразно, поступенным движением вверх или вниз.

Ритмические упражнения.

Известно, что метроритмические навыки развиваются у детей гораздо

быстрее и легче, чем навыки звуковысотности, поэтому педагоги не

уделяют достаточно внимания их развитию.

Для того чтобы ученице было легко ориентироваться в ритме, не

создавались

ритмические

трудности

при

чтении

нот

с

листа,

целесообразно применять

специальные ритмические упражнения,

вычленяя

и

отдельно

прорабатывая

соотношения

различных

ритмических фигур (на начальном этапе достаточно двух)

Разбор по схеме. РНП «Каравай»

Вопрос.

Здесь две доли вместо четырёх, значит это затакт. Ты

помнишь, что такое затакт?

Ответ. Затакт, это неполный такт, в котором отсутствует сильная доля.

- Я сыграю аккомпанемент, а ты прохлопай ритм.

- А теперь сыграй сама.

Развитие навыка «смотреть-слышать вперёд»

Начинать непосредственное обучение чтения с листа целесообразно с

облегчённой задачи: с прочтения мелодии (воспроизведение хлопками,

голосом…) использование специальных упражнений (преподаватель

играет пьесу, а ученица проговаривает ноты, ..)

РНП «Весёлые гуси» - играет ученица.

Преподаватель начинает играть фразу. Ученица продолжает её, т. о.

вырабатывается умение следить по нотам и «смотреть-слышать

вперёд». РНП «Во саду ли, в огороде»

Формирование

навыка

быстрого

запоминания

текста

«фотографирование»

Ученице показывают отрезок текста, который она должна запомнить,

мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения

ученица читает и запоминает следующие фрагменты.

Ансамблевое музицирование.

Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые

формы музицирования. Такая игра приобщает уч-ся к сравнительно

сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении,

тренируют внимание.

- Теперь разберём следующую пьесу. Старайся смотреть вперёд,

слушай внимательно вторую партию, следи за ритмическим развитием

пьесы.

Заключительная часть.

Актуальность нашего урока объясняется необходимостью обучения

детей грамотному прочтению нотного текста с листа, т.к. уже с первых

лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его

стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении

нот с листа.

Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать

его музыкальное мышление.

«Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать»

(И. Гофман)



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники