Напоминание

"Мнемотехника как эффективный прием в развитии речи дошкольников"


Автор: Чухляева Валентина Ивановна
Должность: педагог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №4 Ивушка"
Населённый пункт: г. Реутов Московская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Мнемотехника как эффективный прием в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«

Мнемотехника как эффективный прием в

»

развитии речи дошкольников

Цель:

повышение

уровня

компетентности

педагогов;

ознакомление

с

эффективными методами и приемами в развитии речи детей.

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ

грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития

ребёнка. Но

на

сегодняшний

день

богатая

речь

у детей

дошкольного

возраста – явление очень редкое. Поэтому развитие речи становится все

более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот

процесс,

можно

использовать

различные

дидактические

игры,

инновационные

приёмы, методы, технологии. Случается, применением

общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного

результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами,

которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким средствам

относятся

приемы

мнемотехники,

как

средства

развития

связной

речи

дошкольников.

Мнемотехника – очень древняя наука, которая имеет свою историю.

Термин был введен Пифагором еще в 6 веке до нашей эры: мнемоника –

искусство запоминания.

МНЕМОТЕХНИКА

система

специальных

приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение

информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить

объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно – графическими схемами,

Ткаченко Т.А. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. -

схемой составления рассказа, Бондаренко Т. Б., Воробьёва В. К., Ткаченко В.

А. - модельными схемами.

Область

применения

мнемотехники

широка.

Приёмы

мнемотехники использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или

словосочетание

придумывается

картинка,

таким

образом

весь

текст

зарисовывается

схематично.

Любой

рассказ,

сказку,

пословицу,

стихотворение

можно

«записать»,

используя

картинки

или

символьные

знаки.Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую

информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов,

помогают

детям

выстраивать:

связность,

последовательность,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Основные задачи мнемотехники:

Совершенствование лексико-¬грамматических средств языка,

звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и

выразительности.

Формирование навыков перекодирования информации, то есть

преобразование абстрактных символов в образы.

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном

графическом воспроизведении.

Развитие творческих способностей, фантазий.

Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно

переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Первым

этапом

обучения

для

самых

маленьких

дошкольников

являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное

изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например:

дом, дерево, цветок и т.д.

Мнемоквадрат

это

графическое

или

частично

графическое

изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание,

демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую

из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых

предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание,

демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую

из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых

предложения.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь

текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

Заполнение

и

отгадывание

мнемодорожек

вызывают

у

детей

живой

интерес.

Вариантов

использования

множество.

Это

и

составление

предложений, и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков, и

подбор однокоренных слов.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из

блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ

или выучить стихотворение.

Мнемотаблица

это

схема,

в

которую

заложена

определенная

информация. Мнемотаблицы

содержат в себе

графическое или частично

графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е

можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать

условно-наглядную

схему,

изобразить

так,

чтобы

нарисованное

было

понятно детям.

В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи

детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

-

при

обучении

составлению

рассказов

по

картине

и

серии

картин;

описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Дидактический

материал

в

форме

мнемотаблиц

и

схем-моделей

заметно

облегчает

детям

овладение

связной

речью;

кроме

того,наличие

зрительного

плана-схемы делает

рассказы

(сказки) чёткими,

связными и

последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование

из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание

стихотворения

с

опорой

на

символы

(образы),

т.е.происходит отработка

метода запоминания.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные

способности: любой

родитель

и

даже

ребенок

в

состоянии нарисовать

подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному

рассказу, сказке.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой

рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения

становится интересным и быстрым.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить

стихотворение или пересказать художественный текст и развивать ребёнка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники