Автор: Резвых Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 2 города Уржума Кировской области
Населённый пункт: город Уржум Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
города Уржума Кировской области
Духовно - нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
посредством ознакомления с историей и культурой
родного края
воспитатель высшей категории:
Резвых Ирина Борисовна
2023 г.
г. Уржум
Слайд 1,2 Условия возникновения и становления опыта: Данный опыт
формировался на базе МКДОУ «Детский сад №2 «Сказка» г. Уржума
Кировской области. Началом работы послужило выявление проблемы
недостаточно эффективной работы, как дошкольного учреждения, так и
родителей по приобщению детей к истокам краеведения. Поэтому в начале
2016 учебного года появилась идея использования истории и культурного
наследия
наших
предков
как
эффективного
средства
по
духовно-
нравственному воспитанию дошкольников.
Слайд 3,4
Актуальность Вопрос сохранения культурного и
исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах
РФ. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в
работе
с
детьми
составляет
важнейшее
направление
модернизации
дошкольного образования. Таким образом, в настоящее время в дошкольной
педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших
детях духовности на основе традиций русского народа, его истории. Вместе
с тем, в своей педагогической практике мы считаем очевидным противоречие
между социальным заказом государства, общества, семьи на развитие
высоконравственной,
ответственной,
творческой
личности
ребенка
и
недостаточным уровнем реализации содержания ценностного характера
образования,
которое
бы
обеспечивало
это
развитие.
Выход
из
противоречия- приоритет компетентностного подхода в воспитании и
развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям истории
малой родины.
Слайд 5 Новизна опыта на слайде
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что духовно-
нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь
успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи
поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к
Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к
малой родине.
Исходя из актуальности темы, поставили перед собой следующую цель:
Слайд 6 Цель: вы видите на экране
Слайд 7 Задачи:
В процессе работы над данной темой мы определили
следующие задачи:
обратите внимание на слайд
Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом
материале в первую очередь, необходимы следующие условия:
1.Изучение методической литературы по теме: Духовно - нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления
с историей и культурой родного края
2.Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей
среды;
3.Разработка перспективных планов, конспектов занятий;
4.Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и
презентаций по теме.
2
5.Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная
работа
воспитателя
и
социума (музейных
работников,
работников
библиотеки), взаимодействие с родителями.
Мы выделили эти задачи в качестве приоритетных потому, что наше
дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую
богатую
социокультурную
среду:
Краеведческий
музей,
детскую
библиотеку.
Слайд
8
Нами были определены три основных направления, в
соответствии
с
которыми
и
разработана
система
взаимодействия
с
воспитанниками, их родителями и социальными институтами города.
Слайд 9
Наметили план ознакомления детей с родным городом.
Определились темы: «Город Уржум - прощлое и настоящее», «Край мой
родной мы гордимся тобой»…
Слайд 10
Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания.
Предпочтение
при
их
выборе
отдаю
тем
из
них,
которые
имеют
многофункциональный
характер,
способствуют
развитию
у
детей
познавательной активности и их самореализации, органически вписываются
в современный образовательный процесс.
К таким формам относятся:
1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе
единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени
проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей
города, края проводились в городском музейно-выставочном зале, детской
библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в процессе
экскурсий в городской парк. В процессе занятий с детьми формировались:
чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям, к своим
близким, чувство любви к своему родному краю.
Дети научились
давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения. Проявлять инициативу:
самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные
темы.
2. Беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями на разные
темы: "Как узнать, за что человек любит свой город?", "Край наш вятский»
3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным
разнообразием города.
4. Праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения
города, края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к
культуре нашего народа, а также города и края в целом.
5. Поэтическое творчество - величайшее достояние культуры каждого
народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию
ребенка
дошкольного
возраста
сделали
поэзию
важным
средством
воспитания и обучения. Замечательной традицией нашего детского сада
являются литературные гостиные, на которых собираются вместе дети с
родителями и гости. На них они познакомятся с творчеством поэтов
Уржумской земли.
3
6. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы
незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю
невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма
организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их
достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный
интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на
учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое
место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить
ребенка к истории, археологии, географии, природе, которые используем как
форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях
(«Знатоки», «Пройдемся по улицам города», «Интервью», «Край родной»,
«Я- фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Выбранный образовательный маршрут для воспитанников дошкольного
учреждения позволяет расширить представление детей о городе, крае, в
котором они живут, сформировать нравственные понятия о дружбе,
трудолюбии, развить эстетический вкус, потребность общения с природой,
стремление к здоровому образу жизни. Этому способствовало оформление
альбомов «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!»,
«Птицы и Животные Кировской области».
Слайд 11 В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принципы на слайде.
Направление 2 – работа с социумом.
Слайд 12-21 Одной из основных форм ознакомления дошкольников с
родным городом является экскурсия. Воспитатели и дети пополнили свои
знания об истории родного города, людях, прославивших наш город. Особое
внимание уделили знаменитым улицам Уржума и старинным зданиям с
уникальной
архитектурой.
Умение
замечать
красоту
исторических
памятников
необходимо
формировать
у
ребёнка
с
раннего
детства.
Знакомство с историей своего края должно включать формирование
некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и
развитии. Дети с особым чувством рассматривали старинные фотографии,
гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций мы обсуждали с
детьми следующие вопросы: Что изображено на рисунке (фото)? Из какого
материала строили в старину здания? Дети часто спрашивают о названиях
уржумских улиц.
Чтобы объяснить им названия в доступной форме
знакомила детей с историческими событиями, с которыми эти улицы
связаны. Старались так организовать для детей сообщение о родном крае,
чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность.
Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего
4
дошкольного возраста:
«Узнай по описанию,
«Герб города»,
«Знатоки
Уржума»
Слайд 22-24 Экскурсии в Краеведческий музей значительно обогатили
наш опыт по истории родного края.
Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовало
развитию образного, логического мышления ребёнка. Играли дети по своей
инициативе
в
сюжетно-ролевые
игры «Экскурсия», «Концерт»,
где
проявляли своё творчество.
Слайд 25-27
Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды
материалами об Уржуме (дидактические игры, пособия, предметы искусства,
продукты детского творчества), постоянная занятость детей, создание
условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с
краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить
своё творчество), обеспечение эмоционального благополучия ребёнка –
способствовало проявлению дружелюбия между детьми.
В группе создана оптимальная предметно – пространственная
развивающая среда - уголок краеведения, где дети могут рассмотреть
альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.
Слайд 28-30 После экскурсий и тематических бесед у детей возникали
новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной
деятельности.
Слайд 31 Систематизируется картотека стихов, пословиц, поговорок о
родном городе и России.
Слайд 31-34
Значимым в работе по краеведению является метод
проектов.
Используя
его,
воспитатель
становится
организатором
исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение,
анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно,
совместно с родителями, работаем над проектами: «Моя семья», «С чего
начинается Родина…».)
Слайд 35- 43 3 направление Проделанная работа не была бы полноценной
без взаимодействия с родителями. Родители с детьми посещали выставочные
залы, музеи, городские праздники, рассуждали об увиденном. Особенно мы
гордимся: Словотворчеством с родителями «Придумай рассказ об Уржуме».
Это наше большое достижение в опыте работы по краеведению. Родители,
совместно с детьми составляли рассказы о прошлом, настоящем и будущем
города Уржума. В перспективе это предложение для администрации города.
Вместе с детьми оформляли для родителей папки с рекомендациями о
бережном отношении к историческим памятникам города. Совместно
посещали музеи города. Радовались городским праздникам: «Каравай,
ржаной
Уржумский,
«Фестиваль
колокольного
звона».
«Васнецовское
кольцо».
Итогом работы стало мероприятие - «Край родной мы гордимся тобой!»
5
Слайд 55 - 57 Результаты диагностики на конец учебного года показали
следующее: отмечается, что у детей формируется любовь к родным местам,
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять
и преумножать духовное богатство своей малой родины. Мы не остановимся
на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в
решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей
индивидуальности.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное
развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от
условий в которых ребенок живет и развивается. Педагогами было отмечено,
что использование средств краеведческой работы, позволило адаптировать
детей
к
современной
жизни,
расширить
духовно-нравственные
представления детей. Новая информативная среда предоставила детям
возможность
сопереживания
общих
впечатлений
и
возможность
продуктивного их отражения в самостоятельной и совместной с взрослыми
творческой деятельности. Дети чаще задают вопросы, направленные на
получение знаний. Могут провести небольшую экскурсию по городу.
Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям,
к истории и судьбе родного края.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместная с родителями
деятельность по приобщению дошкольников к культурным и историческим
ценностям будет приоритетной во все времена.
6