Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края."


Автор: Резвых Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 2 города Уржума Кировской области
Населённый пункт: город Уржум Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

города Уржума Кировской области

Духовно - нравственное воспитание детей

старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с историей и культурой

родного края

воспитатель высшей категории:

Резвых Ирина Борисовна

2023 г.

г. Уржум

Слайд 1,2 Условия возникновения и становления опыта: Данный опыт

формировался на базе МКДОУ «Детский сад №2 «Сказка» г. Уржума

Кировской области. Началом работы послужило выявление проблемы

недостаточно эффективной работы, как дошкольного учреждения, так и

родителей по приобщению детей к истокам краеведения. Поэтому в начале

2016 учебного года появилась идея использования истории и культурного

наследия

наших

предков

как

эффективного

средства

по

духовно-

нравственному воспитанию дошкольников.

Слайд 3,4

Актуальность Вопрос сохранения культурного и

исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах

РФ. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в

работе

с

детьми

составляет

важнейшее

направление

модернизации

дошкольного образования. Таким образом, в настоящее время в дошкольной

педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших

детях духовности на основе традиций русского народа, его истории. Вместе

с тем, в своей педагогической практике мы считаем очевидным противоречие

между социальным заказом государства, общества, семьи на развитие

высоконравственной,

ответственной,

творческой

личности

ребенка

и

недостаточным уровнем реализации содержания ценностного характера

образования,

которое

бы

обеспечивало

это

развитие.

Выход

из

противоречия- приоритет компетентностного подхода в воспитании и

развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям истории

малой родины.

Слайд 5 Новизна опыта на слайде

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что духовно-

нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь

успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи

поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к

Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к

малой родине.

Исходя из актуальности темы, поставили перед собой следующую цель:

Слайд 6 Цель: вы видите на экране

Слайд 7 Задачи:

В процессе работы над данной темой мы определили

следующие задачи:

обратите внимание на слайд

Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом

материале в первую очередь, необходимы следующие условия:

1.Изучение методической литературы по теме: Духовно - нравственное

воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления

с историей и культурой родного края

2.Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей

среды;

3.Разработка перспективных планов, конспектов занятий;

4.Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и

презентаций по теме.

2

5.Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная

работа

воспитателя

и

социума (музейных

работников,

работников

библиотеки), взаимодействие с родителями.

Мы выделили эти задачи в качестве приоритетных потому, что наше

дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую

богатую

социокультурную

среду:

Краеведческий

музей,

детскую

библиотеку.

Слайд

8

Нами были определены три основных направления, в

соответствии

с

которыми

и

разработана

система

взаимодействия

с

воспитанниками, их родителями и социальными институтами города.

Слайд 9

Наметили план ознакомления детей с родным городом.

Определились темы: «Город Уржум - прощлое и настоящее», «Край мой

родной мы гордимся тобой»…

Слайд 10

Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Предпочтение

при

их

выборе

отдаю

тем

из

них,

которые

имеют

многофункциональный

характер,

способствуют

развитию

у

детей

познавательной активности и их самореализации, органически вписываются

в современный образовательный процесс.

К таким формам относятся:

1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе

единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени

проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей

города, края проводились в городском музейно-выставочном зале, детской

библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в процессе

экскурсий в городской парк. В процессе занятий с детьми формировались:

чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям, к своим

близким, чувство любви к своему родному краю.

Дети научились

давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях

стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения. Проявлять инициативу:

самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные

темы.

2. Беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями на разные

темы: "Как узнать, за что человек любит свой город?", "Край наш вятский»

3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным

разнообразием города.

4. Праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения

города, края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к

культуре нашего народа, а также города и края в целом.

5. Поэтическое творчество - величайшее достояние культуры каждого

народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию

ребенка

дошкольного

возраста

сделали

поэзию

важным

средством

воспитания и обучения. Замечательной традицией нашего детского сада

являются литературные гостиные, на которых собираются вместе дети с

родителями и гости. На них они познакомятся с творчеством поэтов

Уржумской земли.

3

6. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы

незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю

невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма

организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их

достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный

интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на

учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое

место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить

ребенка к истории, археологии, географии, природе, которые используем как

форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях

(«Знатоки», «Пройдемся по улицам города», «Интервью», «Край родной»,

«Я- фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Выбранный образовательный маршрут для воспитанников дошкольного

учреждения позволяет расширить представление детей о городе, крае, в

котором они живут, сформировать нравственные понятия о дружбе,

трудолюбии, развить эстетический вкус, потребность общения с природой,

стремление к здоровому образу жизни. Этому способствовало оформление

альбомов «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!»,

«Птицы и Животные Кировской области».

Слайд 11 В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического

порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:

прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принципы на слайде.

Направление 2 – работа с социумом.

Слайд 12-21 Одной из основных форм ознакомления дошкольников с

родным городом является экскурсия. Воспитатели и дети пополнили свои

знания об истории родного города, людях, прославивших наш город. Особое

внимание уделили знаменитым улицам Уржума и старинным зданиям с

уникальной

архитектурой.

Умение

замечать

красоту

исторических

памятников

необходимо

формировать

у

ребёнка

с

раннего

детства.

Знакомство с историей своего края должно включать формирование

некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и

развитии. Дети с особым чувством рассматривали старинные фотографии,

гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций мы обсуждали с

детьми следующие вопросы: Что изображено на рисунке (фото)? Из какого

материала строили в старину здания? Дети часто спрашивают о названиях

уржумских улиц.

Чтобы объяснить им названия в доступной форме

знакомила детей с историческими событиями, с которыми эти улицы

связаны. Старались так организовать для детей сообщение о родном крае,

чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность.

Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего

4

дошкольного возраста:

«Узнай по описанию,

«Герб города»,

«Знатоки

Уржума»

Слайд 22-24 Экскурсии в Краеведческий музей значительно обогатили

наш опыт по истории родного края.

Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовало

развитию образного, логического мышления ребёнка. Играли дети по своей

инициативе

в

сюжетно-ролевые

игры «Экскурсия», «Концерт»,

где

проявляли своё творчество.

Слайд 25-27

Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды

материалами об Уржуме (дидактические игры, пособия, предметы искусства,

продукты детского творчества), постоянная занятость детей, создание

условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с

краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить

своё творчество), обеспечение эмоционального благополучия ребёнка –

способствовало проявлению дружелюбия между детьми.

В группе создана оптимальная предметно – пространственная

развивающая среда - уголок краеведения, где дети могут рассмотреть

альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Слайд 28-30 После экскурсий и тематических бесед у детей возникали

новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной

деятельности.

Слайд 31 Систематизируется картотека стихов, пословиц, поговорок о

родном городе и России.

Слайд 31-34

Значимым в работе по краеведению является метод

проектов.

Используя

его,

воспитатель

становится

организатором

исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение,

анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно,

совместно с родителями, работаем над проектами: «Моя семья», «С чего

начинается Родина…».)

Слайд 35- 43 3 направление Проделанная работа не была бы полноценной

без взаимодействия с родителями. Родители с детьми посещали выставочные

залы, музеи, городские праздники, рассуждали об увиденном. Особенно мы

гордимся: Словотворчеством с родителями «Придумай рассказ об Уржуме».

Это наше большое достижение в опыте работы по краеведению. Родители,

совместно с детьми составляли рассказы о прошлом, настоящем и будущем

города Уржума. В перспективе это предложение для администрации города.

Вместе с детьми оформляли для родителей папки с рекомендациями о

бережном отношении к историческим памятникам города. Совместно

посещали музеи города. Радовались городским праздникам: «Каравай,

ржаной

Уржумский,

«Фестиваль

колокольного

звона».

«Васнецовское

кольцо».

Итогом работы стало мероприятие - «Край родной мы гордимся тобой!»

5

Слайд 55 - 57 Результаты диагностики на конец учебного года показали

следующее: отмечается, что у детей формируется любовь к родным местам,

ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять

и преумножать духовное богатство своей малой родины. Мы не остановимся

на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в

решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей

индивидуальности.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное

развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от

условий в которых ребенок живет и развивается. Педагогами было отмечено,

что использование средств краеведческой работы, позволило адаптировать

детей

к

современной

жизни,

расширить

духовно-нравственные

представления детей. Новая информативная среда предоставила детям

возможность

сопереживания

общих

впечатлений

и

возможность

продуктивного их отражения в самостоятельной и совместной с взрослыми

творческой деятельности. Дети чаще задают вопросы, направленные на

получение знаний. Могут провести небольшую экскурсию по городу.

Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям,

к истории и судьбе родного края.

Таким образом, можно сделать вывод, что совместная с родителями

деятельность по приобщению дошкольников к культурным и историческим

ценностям будет приоритетной во все времена.

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники