Напоминание

Знакомим детей с бурятской одеждой


Автор: Посохова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г. Кяхта, Р.Бурятия
Наименование материала: конспект
Тема: Знакомим детей с бурятской одеждой
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ №1 дет.сад «Теремок»

Конспект занятия в старшей группе

«Бурятская одежда»

Воспитатель : Посохова Ольга Викторовна


Программное содержание
Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца .Воспитывать любовь к родному краю. Активизация словаря: дэгэл ( халат), гуталы ( сапоги), малгай ( шапка). Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказаний, участие в бурятских играх, Материалы к занятию: плоскостная фигура девочки с набором одежды, бумажные формы дэгэла, на каждого ребенка, разных цветов, пластилин Ход занятия. Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики. – Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций. Послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы”(юрта). – Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Вот и мы давайте соберем юрту и поиграем. Игра « ЮРТА» Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их. Игра « Верблюд ловит верблюжонка» - Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете почему? Потому, что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошадях, ведь буряты пасли овец в холодной степи. И кроме того, у бурят есть свои обычаи, свои традиции. Давайте поиграем в игру «Угадай и назови», вспомним название бурятской одежды. Воспитатель показывает детям иллюстрации с бурятской одеждой, а дети называют. А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду? Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того. Чтобы жизнь была долгой-долгой. Правда интересный обычай? -Ребята, давайте пригласим Туяну и нарядим ее. И конечно, по бурятскому обычаю. У вас на столе лежит бурятская одежда вы мне покажите, что нужно одеть? Гуталы (сапоги). Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху?
Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.) Воспитатель. Ребята, какую одежду мы наденем на Туяну. Следующей? Дэгэл (халат). Воспитатель. Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это? Дети. (чтобы было теплее). Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины и женщины. Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые. А что означает верхняя пуговица? Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль). В. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек). Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых). В. Н и ж н и е пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят). Дети: (чтобы много было скота). В. Молодцы ребята, все знаете! А какой предме6т одежды будет следующим? Дети: (п о я с). Воспитатель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки. Покажите ребята, какой длины бывают пояса? Дети встают парами, берутся за руки и показывают. Затем снова усаживаются на свои места. Воспитатель надевает пояс кукле. Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили. - Ребята скажите, а для чего нужен пояс? Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах небыло карманов и буряты носили все необходимое за поясом.) - А что надевают в последнюю очередь? Дети: (м а л г а й – шапку). Воспитатель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку. Воспитатель: Туяна принесла вам рукавичку – догадайтесь для чего? Ответы детей. Подвижная игра: «Рукавичку гнать». Воспитатель. Как весело мы с вами поиграли. А какой сейчас праздник? Дети: (Сагаалган)
Воспитатель: А в праздники положено дарить подарки! Усаживайтесь поудобнее , украсьте дэгэл элементами бурятского орнамента. Для Туяны и ее подружек. Анализ работы. Похвалить успешно справившихся с работой.


В раздел образования