Автор: Марина Павловна Власова
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: инструктор по физической культуре
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре,
МАДОУ детский сад № 472
«Современные подходы к нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников в ДОУ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание
патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным
звеном системы образования, призваны формировать у детей первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой
Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить
нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и
единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.
Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей
истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине.
Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей
стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности
переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-
патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо
в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну,
свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более
что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой,
великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие
времена.. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной
из важнейших задач образования К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего
отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных
направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому
воспитанию, задача включена в годовой план.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к
своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему
живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование
элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о
городе;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур
мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться
с уважением и почтением к представителям различных национальностей
является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги ,
должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих
достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе
толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она
обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической,
политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые
слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших
привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире
непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности
воспитателя с детьми. Воспитание патриотических чувств – сложный,
длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку
разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости
от достигнутых результатов. Поэтапная работа по данному направлению
патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями
4.Работа с социумом. Каждое из направлений связано между собой и
включает в себя: а). Знакомство с родным городом, его историей;
б). Знакомство с родным краем и Россией ;
в). Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей
страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами;
г). Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи
с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и
физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и
сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной
задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном
возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано
окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов
большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись
во всех возрастныхгруппах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности
ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и
перспективному плану работы на учебный год.
В нём отражены такие мероприятия, как
«Весёлые старты».
«Неделя здоровья».
«А ну-ка, мальчики».
«Будем в Армии служить!».
«Служу Отечеству!».
«Масленица».
«День Победы».
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду
традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители,
педагоги и другие категории сотрудников детского сада. Эти мероприятия
решают задачи, поставленные перед коллективом ДОУ по воспитанию
духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами
физической культуры.