Напоминание

История синтезаторов


Автор: Миниярова Гульнара Шавкатовна
Должность: преподаватель по фортепиано, синтезатору, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Давлеканово
Населённый пункт: город Давлеканово, РБ
Наименование материала: презентация
Тема: История синтезаторов
Раздел: среднее образование





Назад




«История синтезатора»

Слайд 1 заставка

Здравствуйте.

Мало кто знает, какой путь был пройден до того, чтобы появился

привычный нам всем синтезатор. Зато все мы прекрасно знаем, что

фортепиано очень многогранно как инструмент. И синтезатор как раз

является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку,

расширить

её

возможности

до

пределов.

Но

всё-таки

не

следует

недооценивать возможности фортепиано и пианистов. А теперь я хотела бы

рассказать об истории синтезаторов. Корни слова «синтезатор» идут из

понятия «синтез», то есть создание чего-либо (в нашем случае звука) из

разных частей. Одной из его ключевых особенностей является то, что

синтезатор способен воспроизводить не только звуки классического

пианино, но и имитировать звучание многих других инструментов.

Родиной первых синтезаторов является наша с вами страна.

Первый настоящий синтезатор был изобретен в России! Когда во время

празднования

850-летия

столицы,

в

Москве

выступал

легендарный

Жан-Мишель Жарр, то в качестве предисловия перед концертом он сказал,

что рад оказаться на родине великого русского изобретателя Льва Термена.

(СЛАЙД

2) Звучание этого инструмента (СЛАЙД 3) управлялось

движением рук в пространстве относительно двух контуров, настроенных

на общую частоту. Высота звука менялась по мере приближения или

удаления руки от антенны. Невиданным образом, как бы из ниоткуда,

возникала мелодия. Музыканту даже не требовались привычные струны

или клавиши – только полет фантазии и хорошая координация. Этот

музыкальный инструмент получил название "терменвокс". "Движение,

воплощенное в звук" – так определил его Альберт Эйнштейн.

Терменвокс – явился значительной вехой в развитии электромузыкальных

инструментов в мире. На нем играли и играют до сих пор. В Голливуде в

далеких 40-50-х терменвокс использовали для озвучивания "ужастиков".

На синтезаторе также возможно исполнение мелодии дуэтом. Перед

исполнением

любой

мелодии

инструмент

необходимо

настроить.

Среди множества кнопок нужно выбрать те, которые настроят стиль и

мелодию инструмента.

Следующим этапом в развитии электроинструментов в России стал первый

в мире электронный синтезатор звука "АНС" (СЛАЙД 4), который был

придуман и сконструирован еще до 2-й мировой войны

советским

инженером Евгением Мурзиным. (СЛАЙД 5) Он создавал свой инструмент

более 20-ти лет! Но дело того стоило. "АНС" - расшифровывается как

Александр Николаевич Скрябин, явился не только родоначальником целого

класса новых инструментов, но и до сих пор по целому ряду параметров

намного превосходит в качестве звучания современные модели. Музыкант

должен был рисовать музыку, то есть графически отображать будущий

звук. После отработки на партитуре очередной кусок произведения

записывался

на

магнитофонную

пленку.

Осенью

1959

года

макет

синтезатора принял законченный вид.

В настоящий момент АНС хранится в музее музыкальной культуры

им. М. И. Глинки. Из наиболее известных произведений, созданных на

АНС можно вспомнить музыку к фильмам Андрея Тарковского "Солярис"

и "Зеркало", спецэффекты в легендарной "Бриллиантовой Руке" и т. д.

Дальнейшее развитие синтезаторов на долгие годы приостановила мировая

война, однако после ее окончания процесс стал стремительно набирать

обороты.

В 50-х годах прошлого века были разработаны первые синтезаторы в

привычном их понимании.

Но эти инструменты не стали популярны в силу очень высокой стоимости,

гигантских

размеров.

Они

занимали

целую

комнату,

требовали

многочасовой настройки, да и музыку могли воспроизводить лишь по

заранее записанной программе, и это при стоимости в 175 тысяч долларов!

Самую

же

большую

популярность

получил

синтезатор

Minimoog

(СЛАЙД 6), цена которого составляла всего 1500 долларов, а небольшие

габариты

позволяли

его

легко

транспортировать

и

использовать

практически в любых условиях.

Однако все вышеперечисленные модели при всей их портативности,

удобстве управления и высоком качестве звука обладали одним серьезным

недостатком – они были одноголосыми. То есть с солирующей партией они

справлялись прекрасно, но в аккомпанементе они явно проигрывали

гитарам и традиционным клавишным – фортепиано и органу. Это

отставание сохранялась недолго. В 1939 году в Америке компанией

Hammond была предпринята попытка создания в чем-то похожего на наш

советский АНС инструмента (СЛАЙД 7), который значительно отличался

от органных разработок фирмы. Первый экземпляр Novachord был

преподнесен в качестве подарка на день рождения президенту США

Франклину Рузвельту в 1940 году. Инструмент остался непонятым

современниками, так как помимо навыков игры, он требовал еще и

немалых технических знаний для создания звуков. Да и наступившие

военные годы сделали свое дело. Позднее его нередко задействовали при

оформлении художественных фильмов в жанрах ужасов и фантастики, а

также в телепередачах.

Но вернемся в 70-е.

В Америке под управлением Дейва Смита выпускает революционный

инструмент (СЛАЙД 8) SCI Prophet-5 с 5-голосной полифонией и

возможностью автоматической настройки всех голосов при помощи

специального микропроцессора. Его выпуск продолжался до 1984 года, то

есть до самого наступления цифровой эпохи синтезаторов.

В

это

же

время

Yamaha

создала

монстра

GX-1.

(СЛАЙД

9)

Это был уникальный инструмент. Одной из его уникальных особенностей

была страшная по тем временам (да даже и по сегодняшним) цена –

60 тысяч долларов США.

Такой дорогой инструмент могли себе позволить только самые именитые

музыканты, такие как группы АВВА, Pink Floyd. Весил инструмент аж 300

килограмм (а вместе с педалями и специальными четырьмя «родными»

колонками вес составлял почти тонну!). Однако, на базе технологий,

впервые реализованных именно в GX-1, Yamaha в 1976 году выпустила

синтезатор - легендарный, великий и могучий…Yamaha CS80. (СЛАЙД 10)

Он весил «всего лишь» 91 килограмм, а стоил «каких-то там» 7000

долларов. Звук его действительно уникален, возможности его практически

безграничны. Этот синтезатор использовали такие звезды первой величины

как Пол Маккартни, Майкл Джексон и многие другие.

70-е годы стали настоящим бумом электронной музыки. Клавишники,

наконец, получили в свое распоряжение инструменты, которые не только

не уступали по выразительности гитарам, струнным или духовым, но и

превосходили все остальные инструменты ансамбля по разнообразию

звуковой палитры. Синтезатор превратился в непременный атрибут любого

большого концерта, стал неизменным участником студийного процесса и

незаменимым орудием аранжировщика.

80-е. Эра Новой Волны в популярной музыке. Появились такие известные

на весь мир группы А-ХА, Депеш Мод, Дюран Дюран, Пет шоп бойз и

многие другие. Основой музыки этих групп стали синтезаторы.

В

80-е

годы

на

рынке

появились

и

активно

укрепились

новые

разновидности электронных инструментов – цифровые синтезаторы и

сэмплеры. (СЛАЙД 11). За счет использования микропроцессоров вместо

громоздких генераторов, инструменты эти стали значительно компактнее,

удобнее и дешевле. Появление же сэмплеров ознаменовало новый этап в

развитии клавишных. Теперь музыканты могли записать в память

инструмента абсолютно любой звук – от писка комара до пушечной

канонады и затем, разложив звук по клавиатуре, могли исполнять поистине

"нечеловеческую" музыку.

Ведущими производителями цифровых синтезаторов стали японские

фирмы Yamaha и Casio. Особенной популярностью пользовалась модель

Yamaha DX7 (СЛАЙД 12), выпущенная в 1983 году. Только в течение

первых трех лет после выпуска было продано 200 000 экземпляров этого

легендарного инструмента.

(СЛАЙДЫ 13 14 15)Сначала цифровые синтезаторы были восприняты

музыкантами с недоверием, однако очень скоро они начали доминировать

на рынке. Звуки можно было сохранять, загружать, переносить с устройства

на устройство, пересылать по почте и т.п. Цифровые синтезаторы были

меньше по размерам и значительно дешевле.

Однако и это не было конечной точкой эволюции синтезаторов. В связи с

бурным развитием индустрии персональных компьютеров в 2000-х, очень

скоро и у цифровых и у аналоговых синтезаторов появился грозный

конкурент – виртуальные синтезаторы. То есть компьютерные программы,

полностью заменяющие работу известных моделей синтезаторов. Таких

программ уже существует великое множество. Практически любой мало-

мальски известный синтезатор имеет своего компьютерного двойника. Все

они

активно

совершенствуются,

адаптируются

под

новые

модели

компьютеров, покупаются и продаются.

(СЛАЙД 16) Мы придерживаемся того мнения, что человек сам должен

сделать свой выбор.

Главное, чтобы музыка в результате получалась красивая!

Спасибо (СЛАЙД 17)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Доклад

(презентация)

на тему

«История синтезатора»

Выполнил: преподаватель отделения

фортепианного искусства МБУ ДО ДШИ

Миниярова Г.Ш.

г. Давлеканово

2022г.



В раздел образования