Автор: Мустакимов Марат Ахнафович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №161"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Изготовление сувенира "Резная роза"
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН
Кафедра теории и методики физического воспитания, ОБЖ и технологии
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
По теме: Сувенир
«Резная роза»
Уфа – 2017
Выполнил:
Мустакимов
Марат
Ахнафович
Учитель технологии МОБУ БГ №
102
Содержание
I.
Организационно-подготовительный этап
1.
Выбор и обоснование темы проекта. …………. 5
2.
Цель проекта и задачи …………….. 5
3. Схема обдумывания проекта………… 6
4. Выявление основных параметров и ограничений…… 7
5. Банк идей и предложений……. 7
6. Требования к изделию…… 8
7. Инструменты и оборудование ….. 9
8. Предварительная себестоимость изделия……. 9
II. Технологический этап
1.
Технологическая карта на изготовление сувенира «резная
роза»…… ………. 10
2.
Техника безопасности при выполнении работы…. 11
3.
Санитарно-гигиенические требования……. 11
III. Заключительный этап.
1.Экологическая часть………11
2. Самооценка…..11
3. Рекламный проспект….. 12
4. Литература….12
IV. Накопительный материал.
1.
Исследование, выявление традиций, истории,
тенденций…… 13
2.
Плоскорельефная резьба……16
3.
Материал. …..17
4.
Инструмент для резьбы по дереву….. 18
5.
Лакирование изделий ……19
Выбор и обоснование темы проекта.
Приближается международный женский день «8 марта». Я задумался, что же
предложить учащимся, как один из вариантов подарков для своих мам и
сестер? Занимаясь резьбой по дереву, я решил, что нужно сделать сувенир
своими руками, как образец для учащихся. Мне хотелось, чтобы учащиеся
сделали по-настоящему красивое изделие, пусть даже оно будет небольших
размеров. Просмотрев в интернете образцы различных изделий, после
недолгих раздумий я остановил свой выбор на изготовлении сувенира
«Резная роза». Почему сувенир «резная роза»? Потому что это красиво!
Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук,
и сувенир с резной розой станет хорошим подарком на 8 марта и украшением
комнаты. Кроме того, изготовление сувенира даёт возможность учащимся
проявить свои творческие и личностные способности, так как требует
некоторых усилий, умения, точности, аккуратности. Особенно меня
привлекла возможность дать учащимся закрепить знания полученные на
уроках технологии в области художественной обработки материалов.
Цель проекта: изготовить сувенир «Резную розу» подарок на 8 марта.
Задачи:
1. Выбрать один из способов выполнения изделия.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
2.Схема обдумывания проекта.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко
представлять все основные аспекты своей работы:
конструкция
модель
историческая справка
потребность
материалы
инструменты, приспособления и оборудование
технология изготовления
охрана труда
экономическое обоснование
Историческая справка
Экономическое
обоснование –
относительно низкая
себистоимость
Потребность
Сувенир
Резная роза
Стиль:
художественный
Охрана труда
Модель:
декоративная
Технология
изготовления:
ручная работа
Инструменты и
оборудование:
Ножовка, резцы по
дереву, наждачная
бумага
Материалы: доска из
липы, морилка, лак
Конструирование,
моделирование
Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
выполнено аккуратно;
соответствовать выбранной стилистике;
быть красивым;
практичным;
доступность материалов;
Процесс изготовления не должен быть утомляемым и длительным. Все
изделие должно выдержать длительность пользования; Отсутствие вреда
окружающей среде в процессе изготовления и эксплуатации изделия.
Банк идей и предложений
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов основания для
сувенира:
Рис. № 1 Рис. № 2 Рис. № 3
Рис. № 4 Рис. № 5
Очень трудно выделить из этих вариантов, которые лучше подошли в
качестве объекта для проекта. Все достаточно хороши, оригинальны. Для
своего варианта я использую рисунок №3
Требования к изделию.
Таблица №1
Название изделия
Сувенир «резная роза»
Функциональное назначение
Сувенир, подарок
Пользователь
Широкий круг потребления
Единичное или массовое производство Единичное производство
Размеры
50х70
Требования к материалам
Прочность, экологичность
Метод изготовления
Ручной, выпиливание, резьба,
Стиль
Художественный
Требования с точки
зрения безопасности использования
Использование данного
изделия безопасно
Экологические требования
Не наносит вред окружающей
среде в процессе
производства и эксплуатации
Инструменты и оборудование
Для выполнения, выбранного мной изделия потребуется: Карандаш, линейка,
плотная бумага, резцы, стамески, шлифовальная бумага, чернила, лак, кисть,
морилка, клей.
Основным материалом, используемым для выполнения данного проекта,
является доска из липы. При оформлении изделия для придания проекту
эффекта завершенности, а также с целью продления срока службы данного
изделия покрывают лаком.
Зная, что лучший материал для резьбы - мягкая древесина лиственных
пород: липы, ольхи и осины. Она однородная, плотная и прекрасно режется.
На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания вдоль
волокон. Высохшая древесина этих деревьев становится прочной и не
коробится.
Классический материал для резьбы - липа. Из нее режут объемные игрушки
и скульптуру. Недаром липа была излюбленным материалом не только у
резчиков, но и у токарей по дереву. Нередко токари на своих станках точили
из липы различные сосуды, а резчики наносили на них резьбу.
Предварительная себестоимость изделия.
Себестоимость продукта – один из показателей эффективности
хозяйственной деятельности.
Себестоимость – это сумма затрат, вычислим ее по формуле:
С = Мз + Роп + Осс + Ао + Окр + Здр
Роп – оплата труда
Ао – амортизационные отчисления;
Осс – отчисление на социальное страхование;
Окр – краткосрочные кредиты;
Здр – другие затраты.
Мз = И1+ И2+И3+….+Иn
Затраты
Цена (руб.)
Количество
Общая
стоимость
Липа
Не покупал
1
0
Морилка
80 р
100
16
Наждачная
бумага
Не покупал
1
0
ножовка
Не покупал
1
0
лак
Не покупал
50 г
0
клей
Не покупал
5 г
0
Стоимость работы
16 руб
экономия
Около 300-400
рублей
Технологическая карта на изготовление сувенира «резная роза»
№ Последовательность
изготовления
Графическое
изображение
Инструменты и
приспособления
1
Вырезать основание
сувенира из доски
ножовка,
карандаш,
линейка, доска,
верстак
2
Нарисовать
шаблоны элементов
деталей основания
сувенира
карандаш,
ластик,
3
Вырезать элементы
основания
Резцы, стамески
4
Разметить и
вырезать бутон розы
Резцы, стамески,
брусок из липы,
карандаш
5
Разметить и
вырезать два
листика
Стамески,
резцы, липа,
карандаш
6
Вырезать стебель
розы
Веточка березы,
резцы
7
Шлифовка деталей
изделия
Наждачная
бумага
8
Сборка изделия
Клей ПВА
9
Покрытие
морилкой,
лакирование
Морилка, лак
Техника безопасности при выполнении работы.
1. Надеть спецодежду.
2. Быть внимательным при работе с режущими инструментами, не
направлять режущие кромки на себя.
3. Работать только исправным инструментом.
4. Пользоваться различными приспособлениями для крепления и упора
заготовок.
Санитарно-гигиенические требования
1. Перед началом рабаты необходимо вымыть руки.
2. Необходимо обеспечить соответствующее освещение при выполнении
проекта.
3. Рекомендуется делать перерыв в работе в промежутках не более чем 1,5
часа с целью снижения утомляемости глаз и пальцев.
4. Необходимо обеспечить доступ свежего воздуха в помещении
Экологическая часть
Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья.
Изделие тоже является экологически безвредным, не приносящим опасных
последствий здоровью человека. Технология изготовления при соблюдении
техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является
безопасной.
Самооценка
На мой взгляд, разработанное мною изделие получилось вполне удачно. Если
обратится к краткой формулировке задачи, то работа соответствует, т.е. для
ее изготовления мне потребовалось не много времени, она хорошо
вписывается в интерьер и одно из самых главных достоинств- то, что на ее
изготовление не потребовалось много денег.
Как мне кажется, я обоснованно поставил краткую формулировку задачи, так
как я исходил из собственных потребностей и возможностей. Проведенное
мною исследование оказалось полным. Составленная мною дизайн -
спецификация очень сжатая, но основные требования, предъявляемые к
данному пункту, я выполнил. На первоначальном этапе моей работы у меня
было пять идей. Может быть, такого количества и недостаточно для других
людей, но мне этих идей хватило, чтобы определиться с изделием, которое я
изготовил.
Если рассматривать критерии, по которым я определился с изделием, то, как
мне кажется, они также были обоснованы, хотя я не отрицаю и того, что
наибольшую роль сыграло то, что данное изделие мне просто больше
понравилось, чем остальные.
Как мне кажется, более сжатой была проработка будущего изделия, хотя, как
я правильно подобрал инструменты для изготовления, то работа получилась
хорошего качества.
Процесс изготовления в целом прошел удачно. Если подвести итоги моей
работы, тоя доволен процессом разработки и изготовление своей работы.
Реклама
Резать из дерева
надо уметь
Душою за дело своё болеть.
Любая скульптура
украсит ваш дом
и сказочным теремом станет он.
Литература
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины Просвещение 1995г.
2. Леонтьев Д.П. Сделай сам 1987г.
3.
Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. –
М., 1986
4.
Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М., 1999.
5. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 1985
6. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. – Мн., 1998.
7. Резьба по дереву. Пособие. – М., 1976.
8. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из
древесины. – М., 1982.
Исследование, выявление традиций, истории, тенденций
В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят
корнями в глубокую древность. Дерево – одно из самых удивительных и
самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были
предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне,
позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников,
архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная
обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины,
созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть
и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми
оттенками цвета и изяществом формы.
Древесину нетрудно обрабатывать. Этот замечательный материал
предоставляет широчайшие возможности для фантазии. Изготовление
изделий из древесины не требует сложных установок и дорогих станков.
В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных
деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете.
Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей,
плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих
письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших
в крупных городах Древней Руси.
О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами,
говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены
фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку.
Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и
кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок
мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров.
Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой.
Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках
и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба
сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент
можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве,
например на прялках.
Никто не знает, как давно возникло искусство резьбы по дереву. Можно
предположить только, что не раньше того, как появились достаточно твердые
и острые металлические орудия, пригодные для обработки древесины, чтобы
придать ей эстетически выразительные формы. В течение многих столетий
русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы,
церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари,
украшенные резными узорами. В результате сложились определенные
традиции, виды и техника резьбы по дереву. К основным видам резьбы
относятся: плоскорельефная, плосковыемочная, рельефная, объемная
(скульптурная), прорезная.
При выполнении рамы использовалась плоскорельефная резьба с выбранным
фоном. Она относится к числу наиболее древних. Название ее говорит само
за себя. В ее основу входит плоский рельеф резьбы. Принцип работы
заключается в выбирании фона вокруг будущего узора. Выборка фона
осуществляется незначительно. Это придает рисунку мягкость и живость.
Наши предки, впитавшие красоту окружающей природы, стремились свой
быт сделать более красивым, радостным. Издавна русский человек,
«справив» избу и закончив полевые работы, принимается в бесконечные
осенние и зимние вечера за художества - вырезание из дерева. Древесина
всегда была одним из любимых материалов. Понимание его пластических
свойств, красоты текстуры и цвета развивалось многими поколениями мас-
теров. Среди художественных работ самой распространенной, любимой и
доступной была резьба по дереву. Народные мастера, используя
специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту,
придать своим вещам удобные и художественно-завершенные формы.
Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их
практическим бытовым назначением. Резьбой украшали дома и корабли,
иконостасы в храмах, мебель и орудия труда, делали резные игрушки и ку-
хонную утварь. Собранные в музеях образцы резных изделий -ковши,
братины, прялки, вальки, пряничные доски, игрушки -показывают нам
яркость запечатленных образов, меткую наблюдательность, тонкий юмор и
подлинное чувство красоты. Любовь к труду, мастерство, чувство гармонии,
неповторимость — вот что отличает изделия русских мастеров. Мотивы
своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни.
Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение
праздничности, нарядности в крестьянской избе.
Самыми первыми декоративными образцами в народном искусстве были
уточки и кони, солнечный диск. Стилизованные облики домашних и диких
животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью,
фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли
через многие века искусства и остались традиционными в народных
промыслах. Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с
изогнутыми хвостами. Растительные орнаменты, состоящие из плетеных
гирлянд из листьев, цветов, трав, покрывали иконы, алтарные двери, царские
врата.
В области художественной обработки дерева работают народные мастера и
художники-профессионалы. Мне очень нравится, что работа по дереву имеет
большие возможности и широко используется в наши дни, что предметы,
которых коснулась рука резчика, становятся красивыми, неповторимыми,
оригинальными.
Отделка деревянной поверхности с геометрическим выпиливанием может
быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения
детьми. Выпиленное изделие можно затонировать в серый цвет, используя
для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания
поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого
дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень
выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-
охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания
тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её
жидко разведённым лаком.
Можно сделать выпиливание в негативном варианте: заранее затонировать
подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или
коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые,
сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный
эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные
изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила)
с последующей светлой работой по этому фону.
Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности.
Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые
узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность
предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или
полируется), а по ней уже выпиливается узор, то декоративная вырази-
тельность изделия значительно повышается.
Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцево-кислым
калием. Концентрация раствора марганцево-кислого калия может быть
различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В
сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно
воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод,
вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи,
яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это
хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные
красители, но и эти приёмы надо помнить.
Плоскорельефная резьба
Профили плоскорельефной резьбы:
а) заоваленная; б) заоваленная с подушечным фоном; в) заоваленная с
подобранным фоном.
Главным отличительным признаком этого вида резьбы по дереву является
то, что здесь фон выбирается вокруг изображения (орнамента) на
определенную одинаковую глубину.
Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент,
стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника
относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее
подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается
контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и
выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными
порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней,
мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в
некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного
профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности:
- резьба с заоваленным контуром (края, вырезанного по контуру рисунка
слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем);
- резьба с подушечным фоном (фон подрезается очень отлого, образуя
полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку);
- резьба с подборным фоном вокруг оконтуренного рисунка (фон выбирается
на равную глубину, что делает изображение более рельефным).
К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится
кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни
Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных
побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри.
Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные
гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных.
Между ними – изобразительные элементы: всадники, птицы, животные,
рыбы, ягоды, цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые
шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы
мотивы ни рождались под резцами мастеров Кудринской резьбы, они всегда
бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы
окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой.
Материал
Резные работы можно выполнять на древесине практически всех пород.
Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия.
Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного
строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон.
Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняются
как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.
Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке
однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ
качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются
в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и
т.п.
Изучив рекомендации мастеров для изделия, я выбрал липу. Резьбу
выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку
переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.
Инструмент для резьбы по дереву.
Инструмент для резьбы по дереву:
а, б, в, г - прямая, отлогая, средняя, крутая стамески;
д - клюкарза;
ж - церазик;
з - нож-косяк.
Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной
формы (рис. 1): плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики,
косяки.
Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые
поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики)
применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими
вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения
плоскорельефной и рельефной резьбы, а также для зачистки углубленного
фона, предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавок удобны
уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие
полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. Как это
делается, показано на рис. 2.
Заточка резца:
положение стамески при заточке со стороны фаски;
положение стамески относительно бруска;
положение стамески при заточке с лицевой стороны;
режущая часть косяка (1 - угол скоса; 2 - носок; 3 - лезвие; 4 - пятка; 5-
вторая фаска; 6 - первая фаска; 7 - угол заострения);
правка лезвия;
заточка полукруглой стамески на весу.
Лакирование изделий
Лакирование — это один из способов отделки готовых изделий. При
лакировании на поверхности образуется прозрачная пленка, через которую
просвечивается натуральный цвет и текстура древесины. Пленка также
предохраняет поверхности от проникновения влаги и гниения. Перед
лакированием древесины ее поверхности обрабатывают шлифовальной
шкуркой.
Часто производят окрашивание древесины красителями под цвет красного
дерева, ореха и др. Такие порошковые красители, разводимые на воде,
называют морилками. Морилку наносят на поверхность изделия марлевым
тампоном.
Лакирование осуществляют кистями тампонами окунанием, либо
пропусканием изделия через стекающую лаковую пленку, которая покрывает
поверхность изделия. После нанесения лака изделие высушивают горячим
или холодным способом в специальных шкафах или сушилках. После
высыхания лака поверхности иногда вторично шлифуют, полируют и
лакируют еще раз.
Реже применяют непрозрачные, т. е. матовые, лаки.
На предприятиях работу по лакированию изделий выполняют лакировщики.
1. При лакировании проветривать помещение.
2. Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов.
3. Не нюхать лак во избежание отравления.
4. Избегать попадания лака на открытые участки тела.
5. После работы тщательно мыть руки с мылом.