Авторы: Морозова Марина Валентиновна, Сергиенко Анна Леонидовна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №106 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Познавательный проект
Тема: "Эх, валенки! "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106 общеобразовательного вида»
г. Сыктывкар
Проект «Русские валенки»
по приобщению
детей среднего дошкольного возраста к предметам
рукотворного мира.
Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,
Морозова Марина Валентиновна.
Сыктывкар, 2023
1
Проект «Русские валенки» по приобщению
детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
“
Нет ничего более интересного, чем русские валенки.
Сохранять их - значит сохранять русскую культуру»
Актуальность проекта.
В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда
пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и
комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи и
обувь, которую мы носим каждый день, не задумываясь об их значимости?
Творить,
проявлять
любознательность
–
это
главная
задача
данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка
проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим
в руках – история человечества.
В рамках единой общесадовской
темы «Народные традиции» был
осуществлен наш проект «Русские валенки», который позволил нам
наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и
родителями по приобщению детей среднего дошкольного возраста к
предметам рукотворного мира.
Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость
русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и
русского характера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без
начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.
Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки –
сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки –
прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому
лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу,
колядовали, плясали под гармонь, свадьбы играли. Валенки в старину были
очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в
семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они
передавались по наследству из поколения в поколение.
Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа;
познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских
валенок; песенным и танцевальным творчеством. Реализация проекта
направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных
традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и
родителей потребность в совместной и творческой деятельности.
Цель проекта: Приобщать детей к ценностям семейных и национальных
традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.
Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их
новому поколению.
2
Задачи проекта:
развивать интерес детей к народному быту;
познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок
и процессом их изготовления;
поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательно - творческой деятельности.
Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам,
пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые
знания
Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям
своего народа.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Название и форма итогового мероприятия: Совместная выставка Детско-
родительского творчества «Валенки, валенки – не подшиты стареньки».
Ожидаемые результаты:
У
дошкольников
развивается
познавательный
интерес
к
истории,
национальным традициям.
У детей будут
сформированы
знания
об
истории русского
валенка,
материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-
творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности:
Игровая; познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие
художественной
литературы
и
фольклора,
изобразительная,
конструирование, музыкальная, двигательная
Содержание деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.
С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится
образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В
данном
случае
тема
разговора
была
выбрана
самими
детьми.
При
3
рассматривании иллюстрированного альбома «Одежда коми народа» Катя
заметила и задала вопрос об интересной обуви, не похожую на сапожки.
Детям стало очень интересно о назначении и использовании этой обуви (их
названия, материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со
временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему обувь черная? А не
цветная? «Из чего сделана такая обувь?», «Как ее раньше шили и сейчас?»,
«Почему раньше обувь была такая?»
Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей,
поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и
обсуждение началось с вопросов:
- Есть ли у вас дома такая обувь, как в альбоме?
- Видели ли вы где-нибудь такую обувь?
- Как вы думаете, как и откуда появились эта обувь?
- Что мы можем сделать, чтобы такая интересная обувь появились у нас
в группе?
- Кто нам может в этом помочь?
- Что мы можем узнать о процессе изготовления?
- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению,
изучению?
Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что такую
обувь они встречали в магазинах, дома, у многих ребят она есть дома и они
ее носят, но она более современная. Для этого необходимо собрать
информацию про старинную обувь, организовать выставку. Помочь им в
этом могут взрослые – родители, воспитатели.
Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в
планирование
предстоящей
с
детьми
деятельности.
В
общий
план
необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.
2 этап - Планирование детской деятельности.
В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей,
помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись
специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были
привлечены к различным формам совместной деятельности.
Таблица 1. Формы совместной деятельности
с детьми на этапе планирования.
Детская
деятельность
Формы организации
Взаимодействие с
родителями
Коммуникати
вная
- Речевая ситуация – внесены иллюстрированные
альбомы, дети их рассматривают, фиксирование
вопросов, проблемных ситуаций.
Внесение
иллюстрированных
4
-Речевые упражнения «Угадай из чего сделано?»,
«Что
это?»,
«Для
чего
это
необходимо?»
(назначение)
альбомов «Интерьер русской
и коми избы», «Предметы
быта и одежда коми народа»
Информационно- рекламное
сообщение родителям о
предстоящем проекте
Игровая
- Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с
внесением предметов одежды и обуви.
-игра – имитация «Как правильно использовать?»
Рекомендации для родителей
«Сюжетные игры детей
дома!», «Играем и
фантазируем»
Познавательн
о-
исследовател
ьская
-
Рассматривание
иллюстраций,
альбомов
о
старинных и современных видах обуви.
- НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные
пазлы», «Найди пару», «Что было раньше, что
сейчас»
Выставка альбомов
Продуктивная
- раскраски «Расписные валенки», «Обувь»,
«Одежда».
-Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом»,
«Коми орнаменты»
Участие в выставке,
создание видеороликов.
Трудовая
- Ручной труд «Валенки – теплая обувка» (выбор
детей пластилин или соленое тесто)
Выставка детского
творчества
Здоровье
- Подвижные зимние забавы с валенками (сюжетные
и спортивные игры.
Рекомендации для родителей
«А в какие игры играют
ваши дети?»
Детские вопросы:
- Как такую обувь можно сделать самому?
- Из чего они сделаны?
- Использовали ли такую обувь в других странах?
- Кто делал валенки - мужчины или женщины?
- Делают или нет сейчас валенки и где?
- Могут ли наши мамы и папы их сделать?
Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса
в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована
потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда.
Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они
сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую
и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр
мультимедийной презентации «История валенка», «Как создаются валенки?»
Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:
- Показать валенки на творческой выставке
- Сделать альбом об истории валенка с фотографиями
- Придумать загадку, сказку о валенке
- Изготовить с родителями свой валенок подручных материалов
5
Основу плана, выдвинутую детьми и родителями,
в дальнейшем
выработали маршрут реализации проекта.
3 этап – Основной.
Творческое
взаимодействие
педагогов,
детей
и
родителей
было
разнообразным
по
форме:
мультимедийные
презентации,
совместные
выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей
происхождения валенка и изготовление их из шерсти и войлока.
Таблица 2. Формы совместной деятельности
с детьми на основном этапе реализации проекта.
Детская
деятельность
Формы организации
Взаимодействие
со
специалистами
Взаимодействие с
родителями
Коммуникатив
ная
- Познавательно-речевые игры
«Узнай по описанию», «Угадай, о
чем говорю»
-
Дидактическая
игра
«Найди
лишнее», лото «Что сначала, что
потом», «Из чего мы сделаны»,
Найду пару», «Что было раньше,
что
потом!»
Цель:
развивать
речевые
умения
в
составлении
описательных рассказов, опираясь
на схему – алгоритм.
- Речевая игра «Подбери правильно»
Цель: развивать коммуникативные
умения в назывании предметов быта
старины.
Воспитатели
группы.
Родители с детьми
готовят
индивидуальные
выступления –
презентации (по
направлениям
проекта: участие в
выставке, создание
альбомов.
Игровая
-
Театрализованные
игры
«В
избушку в гости»
Инсценировка
сказки
«Теплые
валенки»
- Подвижные игры коми народа:
«Кто ты», «Игра в царя», «Стой
олень», «Медведюшка»; хороводная
игра «Воробей»
- Сюжетно – ролевая игра «Коми
изба» (экскурсовод - ребенок).
-Дидактические игры:
Игры
–
забавы
на
прогулке
«Веселые валенки»
Воспитатели
группы
Рекомендации
родителям «Игры
своими руками»
(изготовление игр
своими руками)
Познавательно
–
исследовательс
кая
-
Рассматривание
коми
избы
(муляж)
Особенности
строения,
назначение
помещений
внутри
избы.
- Чтение схем последовательного
рассказывания,
составления
описательных рассказов об истории
валенка
- Разгадывание загадок, разучивание
стихотворений,
чтение
мини-
Воспитатели
группы
Привлечение
родителей: поиск
информации о
старинных
предметах быта: из
глины, дерева и
бересты.
Оформление
фотоальбомов,
создание
6
рассказов
об
обуви
и
их
изготовлении.
-
Рассматривание
фотоальбомов,
иллюстраций о валенках в разных
странах.
-
Просмотр
видеороликов
об
изготовлении валенок: выбивание,
валяние, скрутка и т.д.
-
Встречи
–
минутки
«Я
вам
расскажу
о
создании
альбома»
Совместная
работа
родителей
и
детей.
-
Рассматривание
выставки
«Валенки, валенки – не подшиты
стареньки»
Рассматривание альбома
«Как рождаются валенки»
-Беседа
«Лечебные
свойства
шерсти» для здоровья человека.
Воспитатели
Группы
Воспитатели
Группы
Родители
мультимедийных
презентаций,
альбомов
художественного
слова о предметах
быта старины.
Привлечение
родителей к
организации
выставки о валенках.
Музыка
- Музицирование на музыкальных
инструментах (шур-шар, сярган –
трещетка, берестяной рожок, зиль –
зель),
сравнивание
звучания,
особенности изготовления.
- Слушание отрывков музыкальных
произведений
В.
Толкуновой
«Валенки»
-
Прослушивание
аудио
записи русской
народной
песни «Валенки» в
исп.
Л.
Руслановой.
Танец «Валенки»
-Шуточная
музыкальная
игра
«Валенок»
- Подвижные
музыкальные
игры:
«Догони
валенок»,
«Золотые
ворота»-
Просмотр
мультимедийных
презентаций
«Народные танцы», «Хороводные
игры зимой»
- Игры – импровизации на народных
инструментах.
Воспитатель и
музыкальный
руководитель
Музыкальный
руководитель
Папка - передвижка
«Музыкально-
ритмические
упражнения»
Продуктивная
- Мультимедийные презентации для
детей
составленные
родителями
группы « Как создаются валенки?»,
«История валенка» и т.д.
-
Шаблоны
валенка:
рисование
узоров, орнамента.
-Аппликация «Расписной валенок»
Цель: Закреплять умение создавать
изображения – разрезать бумагу на
короткие
и
длинные
полоски,
создавать
их
этих
фигур
изображения
русский
и
коми
орнамент.
Воспитатели и
родители
Фотоотчеты для
родителей
Выставки для
родителей продуктов
деятельности.
7
Трудовая
- Лепка
из глины, пластилина и
соленого теста на выбор ребенка
«Валенки, да валенки» Учить детей
раскатывать
пластилина
длинные
жгутики
и
с
помощью
их
выкладывать
орнамент.
Учить
ценить красоту. Побуждать желание
создавать красоту своими руками.
Воспитатели
группы
Выставка работ
детей «Валенки, да
валенки»
Восприятие
художественно
й литературы
- Чтение произведения о русских
валенках
Михаил
Пришвин
“Дедушкин валенок»
-
Сергей Гришунин“ Дедушкины
валенки”
-Заучивание стихов о валенках:
Инесса Агеева, ксения Агеева, Ел.
Тихомирова «Валенки»
-Знакомство с загадками,
потешками,
частушками
про
валенки.
Родители группы
Альбомы со
стихотворениями,
загадками,
пословицами и
иллюстрациями
истории валенка.
4 этап – Заключительный.
Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки,
оформленной детьми и родителями «Валенки, валенки - не подшиты
стареньки» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных
презентаций).
8
Список литературы:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”,
Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.:
Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:
Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий
и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С.
Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей
с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н.
учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9