Напоминание

"Эх, валенки! "


Авторы: Морозова Марина Валентиновна, Сергиенко Анна Леонидовна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №106 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Познавательный проект
Тема: "Эх, валенки! "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №106 общеобразовательного вида»

г. Сыктывкар

Проект «Русские валенки»

по приобщению

детей среднего дошкольного возраста к предметам

рукотворного мира.

Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,

Морозова Марина Валентиновна.

Сыктывкар, 2023

1

Проект «Русские валенки» по приобщению

детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

Нет ничего более интересного, чем русские валенки.

Сохранять их - значит сохранять русскую культуру»

Актуальность проекта.

В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда

пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и

комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи и

обувь, которую мы носим каждый день, не задумываясь об их значимости?

Творить,

проявлять

любознательность

это

главная

задача

данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка

проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим

в руках – история человечества.

В рамках единой общесадовской

темы «Народные традиции» был

осуществлен наш проект «Русские валенки», который позволил нам

наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и

родителями по приобщению детей среднего дошкольного возраста к

предметам рукотворного мира.

Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость

русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и

русского характера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без

начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.

Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки –

сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки –

прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому

лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу,

колядовали, плясали под гармонь, свадьбы играли. Валенки в старину были

очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в

семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они

передавались по наследству из поколения в поколение.

Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа;

познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских

валенок; песенным и танцевальным творчеством. Реализация проекта

направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных

традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и

родителей потребность в совместной и творческой деятельности.

Цель проекта: Приобщать детей к ценностям семейных и национальных

традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.

Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их

новому поколению.

2

Задачи проекта:

развивать интерес детей к народному быту;

познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок

и процессом их изготовления;

поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

познавательно - творческой деятельности.

Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам,

пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые

знания

Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям

своего народа.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Название и форма итогового мероприятия: Совместная выставка Детско-

родительского творчества «Валенки, валенки – не подшиты стареньки».

Ожидаемые результаты:

У

дошкольников

развивается

познавательный

интерес

к

истории,

национальным традициям.

У детей будут

сформированы

знания

об

истории русского

валенка,

материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-

творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Виды деятельности:

Игровая; познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие

художественной

литературы

и

фольклора,

изобразительная,

конструирование, музыкальная, двигательная

Содержание деятельности детей и взрослых

в процессе реализации проекта

1 этап - Подготовительный.

Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.

С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится

образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В

данном

случае

тема

разговора

была

выбрана

самими

детьми.

При

3

рассматривании иллюстрированного альбома «Одежда коми народа» Катя

заметила и задала вопрос об интересной обуви, не похожую на сапожки.

Детям стало очень интересно о назначении и использовании этой обуви (их

названия, материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со

временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему обувь черная? А не

цветная? «Из чего сделана такая обувь?», «Как ее раньше шили и сейчас?»,

«Почему раньше обувь была такая?»

Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей,

поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и

обсуждение началось с вопросов:

- Есть ли у вас дома такая обувь, как в альбоме?

- Видели ли вы где-нибудь такую обувь?

- Как вы думаете, как и откуда появились эта обувь?

- Что мы можем сделать, чтобы такая интересная обувь появились у нас

в группе?

- Кто нам может в этом помочь?

- Что мы можем узнать о процессе изготовления?

- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению,

изучению?

Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что такую

обувь они встречали в магазинах, дома, у многих ребят она есть дома и они

ее носят, но она более современная. Для этого необходимо собрать

информацию про старинную обувь, организовать выставку. Помочь им в

этом могут взрослые – родители, воспитатели.

Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в

планирование

предстоящей

с

детьми

деятельности.

В

общий

план

необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.

2 этап - Планирование детской деятельности.

В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей,

помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись

специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были

привлечены к различным формам совместной деятельности.

Таблица 1. Формы совместной деятельности

с детьми на этапе планирования.

Детская

деятельность

Формы организации

Взаимодействие с

родителями

Коммуникати

вная

- Речевая ситуация – внесены иллюстрированные

альбомы, дети их рассматривают, фиксирование

вопросов, проблемных ситуаций.

Внесение

иллюстрированных

4

-Речевые упражнения «Угадай из чего сделано?»,

«Что

это?»,

«Для

чего

это

необходимо?»

(назначение)

альбомов «Интерьер русской

и коми избы», «Предметы

быта и одежда коми народа»

Информационно- рекламное

сообщение родителям о

предстоящем проекте

Игровая

- Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с

внесением предметов одежды и обуви.

-игра – имитация «Как правильно использовать?»

Рекомендации для родителей

«Сюжетные игры детей

дома!», «Играем и

фантазируем»

Познавательн

о-

исследовател

ьская

-

Рассматривание

иллюстраций,

альбомов

о

старинных и современных видах обуви.

- НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные

пазлы», «Найди пару», «Что было раньше, что

сейчас»

Выставка альбомов

Продуктивная

- раскраски «Расписные валенки», «Обувь»,

«Одежда».

-Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом»,

«Коми орнаменты»

Участие в выставке,

создание видеороликов.

Трудовая

- Ручной труд «Валенки – теплая обувка» (выбор

детей пластилин или соленое тесто)

Выставка детского

творчества

Здоровье

- Подвижные зимние забавы с валенками (сюжетные

и спортивные игры.

Рекомендации для родителей

«А в какие игры играют

ваши дети?»

Детские вопросы:

- Как такую обувь можно сделать самому?

- Из чего они сделаны?

- Использовали ли такую обувь в других странах?

- Кто делал валенки - мужчины или женщины?

- Делают или нет сейчас валенки и где?

- Могут ли наши мамы и папы их сделать?

Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса

в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована

потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда.

Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они

сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую

и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр

мультимедийной презентации «История валенка», «Как создаются валенки?»

Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:

- Показать валенки на творческой выставке

- Сделать альбом об истории валенка с фотографиями

- Придумать загадку, сказку о валенке

- Изготовить с родителями свой валенок подручных материалов

5

Основу плана, выдвинутую детьми и родителями,

в дальнейшем

выработали маршрут реализации проекта.

3 этап – Основной.

Творческое

взаимодействие

педагогов,

детей

и

родителей

было

разнообразным

по

форме:

мультимедийные

презентации,

совместные

выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей

происхождения валенка и изготовление их из шерсти и войлока.

Таблица 2. Формы совместной деятельности

с детьми на основном этапе реализации проекта.

Детская

деятельность

Формы организации

Взаимодействие

со

специалистами

Взаимодействие с

родителями

Коммуникатив

ная

- Познавательно-речевые игры

«Узнай по описанию», «Угадай, о

чем говорю»

-

Дидактическая

игра

«Найди

лишнее», лото «Что сначала, что

потом», «Из чего мы сделаны»,

Найду пару», «Что было раньше,

что

потом!»

Цель:

развивать

речевые

умения

в

составлении

описательных рассказов, опираясь

на схему – алгоритм.

- Речевая игра «Подбери правильно»

Цель: развивать коммуникативные

умения в назывании предметов быта

старины.

Воспитатели

группы.

Родители с детьми

готовят

индивидуальные

выступления –

презентации (по

направлениям

проекта: участие в

выставке, создание

альбомов.

Игровая

-

Театрализованные

игры

«В

избушку в гости»

Инсценировка

сказки

«Теплые

валенки»

- Подвижные игры коми народа:

«Кто ты», «Игра в царя», «Стой

олень», «Медведюшка»; хороводная

игра «Воробей»

- Сюжетно – ролевая игра «Коми

изба» (экскурсовод - ребенок).

-Дидактические игры:

Игры

забавы

на

прогулке

«Веселые валенки»

Воспитатели

группы

Рекомендации

родителям «Игры

своими руками»

(изготовление игр

своими руками)

Познавательно

исследовательс

кая

-

Рассматривание

коми

избы

(муляж)

Особенности

строения,

назначение

помещений

внутри

избы.

- Чтение схем последовательного

рассказывания,

составления

описательных рассказов об истории

валенка

- Разгадывание загадок, разучивание

стихотворений,

чтение

мини-

Воспитатели

группы

Привлечение

родителей: поиск

информации о

старинных

предметах быта: из

глины, дерева и

бересты.

Оформление

фотоальбомов,

создание

6

рассказов

об

обуви

и

их

изготовлении.

-

Рассматривание

фотоальбомов,

иллюстраций о валенках в разных

странах.

-

Просмотр

видеороликов

об

изготовлении валенок: выбивание,

валяние, скрутка и т.д.

-

Встречи

минутки

«Я

вам

расскажу

о

создании

альбома»

Совместная

работа

родителей

и

детей.

-

Рассматривание

выставки

«Валенки, валенки – не подшиты

стареньки»

Рассматривание альбома

«Как рождаются валенки»

-Беседа

«Лечебные

свойства

шерсти» для здоровья человека.

Воспитатели

Группы

Воспитатели

Группы

Родители

мультимедийных

презентаций,

альбомов

художественного

слова о предметах

быта старины.

Привлечение

родителей к

организации

выставки о валенках.

Музыка

- Музицирование на музыкальных

инструментах (шур-шар, сярган –

трещетка, берестяной рожок, зиль –

зель),

сравнивание

звучания,

особенности изготовления.

- Слушание отрывков музыкальных

произведений

В.

Толкуновой

«Валенки»

-

Прослушивание

аудио

записи русской

народной

песни «Валенки» в

исп.

Л.

Руслановой.

Танец «Валенки»

-Шуточная

музыкальная

игра

«Валенок»

- Подвижные

музыкальные

игры:

«Догони

валенок»,

«Золотые

ворота»-

Просмотр

мультимедийных

презентаций

«Народные танцы», «Хороводные

игры зимой»

- Игры – импровизации на народных

инструментах.

Воспитатель и

музыкальный

руководитель

Музыкальный

руководитель

Папка - передвижка

«Музыкально-

ритмические

упражнения»

Продуктивная

- Мультимедийные презентации для

детей

составленные

родителями

группы « Как создаются валенки?»,

«История валенка» и т.д.

-

Шаблоны

валенка:

рисование

узоров, орнамента.

-Аппликация «Расписной валенок»

Цель: Закреплять умение создавать

изображения – разрезать бумагу на

короткие

и

длинные

полоски,

создавать

их

этих

фигур

изображения

русский

и

коми

орнамент.

Воспитатели и

родители

Фотоотчеты для

родителей

Выставки для

родителей продуктов

деятельности.

7

Трудовая

- Лепка

из глины, пластилина и

соленого теста на выбор ребенка

«Валенки, да валенки» Учить детей

раскатывать

пластилина

длинные

жгутики

и

с

помощью

их

выкладывать

орнамент.

Учить

ценить красоту. Побуждать желание

создавать красоту своими руками.

Воспитатели

группы

Выставка работ

детей «Валенки, да

валенки»

Восприятие

художественно

й литературы

- Чтение произведения о русских

валенках

Михаил

Пришвин

“Дедушкин валенок»

-

Сергей Гришунин“ Дедушкины

валенки”

-Заучивание стихов о валенках:

Инесса Агеева, ксения Агеева, Ел.

Тихомирова «Валенки»

-Знакомство с загадками,

потешками,

частушками

про

валенки.

Родители группы

Альбомы со

стихотворениями,

загадками,

пословицами и

иллюстрациями

истории валенка.

4 этап – Заключительный.

Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки,

оформленной детьми и родителями «Валенки, валенки - не подшиты

стареньки» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных

презентаций).

8

Список литературы:

1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”,

Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.

2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.:

Айрис-пресс, 2003.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:

Детство-Пресс,2004.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий

и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для

педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С.

Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей

с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н.

учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

9



В раздел образования