Автор: Маремкулова Жанна Атмировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ 11 г.Баксана"
Населённый пункт: г.о.Баксан
Наименование материала: Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».
Тема: Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Консультация для педагогов
«Игра как ведущий метод
обучения детей безопасному
поведению на дорогах
».
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его
самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры
развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и
привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только
развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению
ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь
детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны
изменить» (М.Горький).
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает
практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и
навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение
ребенком в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков
поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между
людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования
реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов
деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра
носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому
ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе
которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает
социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к
разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного
возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения
дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей
правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного
движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по
правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой
форме.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен
сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более
эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях:
нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры,
выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не
однозначно описывают и изображают различные правила безопасного
поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью
развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с
содержанием игры и методическими рекомендациями по ее
использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному
поведению на дороге и принятию правильного решения в данной
конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь.
Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по
его использованию, описание самой игры, а также комментарии к
дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю,
проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть
абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время
игры.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо
поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного
достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо
соблюдение следующих условий:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное
отношение и инициативу играющих.
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и
зажатость.
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
4.Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и
задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения
стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах.
5. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных
дорожных ситуациях.
6. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и
стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий
делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ПДД имеют
взаимоотношения воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны
воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения
игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей
побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и
подавлению инициативы и потере интереса к игре.
Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных
форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных
сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его
самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно
быть) на усвоение специально подобранных, педагогически
целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно,
относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному
поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать
типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность
разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться
максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной
действительности.
Таким образом, выбор игры должен быть очень осторожным. Игра
ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует
ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или
иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе
конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному
содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения,
конкретным дорожным ситуациям.
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Консультация для педагогов
«Содержание уголков
безопасности дорожного
движения в группах».
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно
определяться содержанием занятий по изучению правил дорожного
движения с той или иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами:
грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный
и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули,
шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением
того или иного вида транспорта и т.д.)
5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в
гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию
транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном
транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета,
знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к
предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой
младшей группы, следует добавить:
1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут
пассажиры», «Найти такую же картинку».
2. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар
и проезжая часть
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и
его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части.
Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается
зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для
водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора.
Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение
автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке
безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от
батарейки
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.
Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и
сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в
уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
4. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные
логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать
навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно,
чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут
моделировать улицу.
5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят
такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный
переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и
(или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки
– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах
запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,
«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи
дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо
иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные
знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где
спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика.
Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика,
дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл,
фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями
на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о
Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка
более усложняется:
1. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать
импровизированный телевизор, или компьютер)
2. Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим
экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь: фланелеграф – для моделирования ситуаций
на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Уголок может быть оформлен так:
1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и
количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для
размещения отдельной информации
3. Книжка-раскладушка, ширма.
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Содержание уголка для
родителей по ПДД.
Уголок для родителей должен содержать:
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного
травматизма в городе
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с
участием детей
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей
безопасному поведению на дороге.
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление
у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного
движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в
детский сад и обратно с родителями
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Консультация для педагогов
«Методика построения системы работы по
изучению дошкольниками правил
дорожного движения».
Целью организации работы является формирование и развитие у детей
умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-
транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно
сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения
ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна
решать следующие задачи:
1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной
обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном
процессе.
4. Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не
только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на
улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил
дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с
транспортной системой города:
1. Ребенок – пешеход;
2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат,
санки, ролики и др.)
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей
на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно
проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все
виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через
продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной
жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна
входить во все разделы и направления программы воспитания в детском
саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную
деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи,
художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство,
игру.
Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению
распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием
детей:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться
перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед
переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы
и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого
препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя
из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем
выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная
территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая
часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со
всевозможными нарушениями).
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых
необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей
детей:
1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда
может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те
звуки, которые ему интересны.
2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка
намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии
до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой
зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными.
Он видит только то, что находится напротив.
3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная.
Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.
Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал
автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы
отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется
до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
4. Надёжная ориентация налево- направо приобретается не ранее, чем в
семилетнем возрасте.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге
не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в
группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея
минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный
цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета
соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал
запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала
светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры
«Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный
кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо,
а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на
проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными
видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями,
маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами,
трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин,
наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что
транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать
умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или
медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой
опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно
научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные
средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических
занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов,
внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель
знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте,
впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно
вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети
знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык
хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети
должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах.
После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на
самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на
некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть
проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до
середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги –
справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время
практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей
части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке
обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый
ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на
некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть,
повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет,
выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги
контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия
детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на
пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получить чёткие
представления о том, что правила дорожного движения направлены на
сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Рекомендации по
планированию и
содержанию
деятельности
воспитателя по обучению дошкольников безопасному
поведению на улице.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения.
Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и
воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно
проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать
все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом
обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей
дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный
подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по
дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для
правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в
самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе
выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность
конкретных действий на улицах и дорогах;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек
безопасного поведения на улице [12].
В большинстве дошкольных учреждений обучение безопасному
поведению на улице является составной частью общей программы
воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности
рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе
воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с
окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков
правильного поведения в общественных местах предусматривает и
изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и
в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов,
выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую
программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы,
раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам
безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у
них необходимых умений и навыков, выработке положительных,
устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых
прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов,
дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по
дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное
отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что
является правильным или неправильным. Также большое значение имеет
формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и
желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как
внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте
дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что
выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице
можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок,
специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при
выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке,
конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике,
на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при
разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется
в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать,
потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Таким образом, дидактические игры и обучающие занятия должны иметь
целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам
дорожного движения (их, кстати, хорошо, должен знать сам педагог),
сколько формирование и развитие у них навыков и положительных
устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше
у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного
поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной
тематике в общеобразовательном учреждении.
В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен
предусматривать развитие у них познавательных способностей,
необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной
среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места на
дороге, приближающийся транспорт; умение различать величину
транспорта; умение определять расстояние до приближающегося
транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их
значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не
может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах
могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать
свои мысли [10].
Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей.
Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например: занятие:
"Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:
1.Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной
лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр,
проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный
пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка
"зебра", опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное
происшествие;
2. Познакомить с основными видами транспортных средств;
3. Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в
микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;
проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в
дошкольное учреждение;
4. Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к
несчастным случаям и наездам на пешеходов;
5. Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными
условиями и освещением;
6. Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит
вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении
группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде,
самокате, санках;
7. Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться
при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую
часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов
перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги [20].
Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной
тематике можно проводить в младшей, средней, старшей,
подготовительной группах и (НФДО) в дошкольном учреждении.
Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального
развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются
дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне
подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними
воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей
и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения,
направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого
метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить
движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия
в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать,
сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и
переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь
определенные знания по основам безопасного поведения на улице.
Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста,
постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к
школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила
дорожного движения.
В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для
лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар,
проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого
называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им
объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих
движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.
Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов,
учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой
- маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др.
Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили
опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию
дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к
играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать
каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил
скорость и т.д.).
Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать
их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди,
сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по
этим параметрам.
В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое
светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать
взрослого за руку.
Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде
рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по
штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую
моторику рук.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать
обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского
сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что
самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания
дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных
особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых
пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по
которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и
бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать
и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о
дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в
машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад.
При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание
того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет,
насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и
плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также
различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о
правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки
наблюдения за происходящим в дорожной среде.
В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями
дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят
свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в
присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким
маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад.
Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями
дорожного "словаря".
На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется
обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные
действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за
тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы
делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать,
чтобы быть в безопасности.
И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного
материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности
движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет,
что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает
дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых
автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов,
которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход
переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим
транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой
скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не
видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В
результате происходят наезды.
Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых
игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного
поведения на улице.
Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами,
прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей
вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры:
транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя
фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может
произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также
объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать
опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах
безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание
дошкольниками опасных и безопасных действий.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной
группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется
самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и
пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных
процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к
восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя,
пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать
дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора,
услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем
автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей
дорожной среде.
Занятия по правилам дорожного поведения также могут проводиться и в
НФДО (СРП и группах кратковременного пребывания). С учетом лимита
времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах
по рисованию, развивающие их познавательные способности и
активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил
безопасного поведения на улице.
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных
исследований:
1. Дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три
ярких признака предметов;
2. Дети средней группы могут запомнить три¬-четыре признака предмета;
3. Дети из старшей группы запоминают не больше пяти-¬шести признаков
предмета.
Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение
предмета.
Таки образом, при планировании содержания деятельности по обучению
дошкольников ПДД воспитателю рекомендуется четко знать цели и
ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он
должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного
поведения на улице.