Напоминание

"Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности"


Автор: Квешон Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Развитие речи детей младшего возраста

средствами театрализованной деятельности

Квешон Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ№31«Колокольчик», ЗАТО Железногорск

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Должно

пройти

время,

чтобы

ребенок

начал

говорить.

А

мы

взрослые

должны создать благоприятные условия, чтобы речь ребенка развивалась

правильно и своевременно.В современном образовании речь рассматривается

как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения

связной

речью

зависит

успешность

обучения

детей

в

школе,

умение

общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации речевой деятельности

детей младшего дошкольного

возраста огромную роль играет театрализованная деятельность, в которой

наиболее

полно

и

ярко

проявляется

принцип

обучения:

учить

играя.

Театрализация сказок очень увлекает детей, стимулирует активную речь за

счет

расширения

словарного

запаса,

совершенствует

артикуляционный

аппарат. Ребенок

усваивает богатство родного языка, его выразительные

средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие

характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все

поняли.

Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют.

Речь

становится

более

выразительной,

грамотной.

Дети

начинают

использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

У детей резко увеличивается способность подражать воспроизводить

услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает

обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем

говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения и

связано с их переживаниями.

Приобретая развитую активную речь, ребенок стремится рассказать

собеседнику о своих мыслях, ощущениях, отвечает на поставленные перед

ним вопросы таким образом, что слушателям становится ясно и понятно то, о

чем он хочет рассказать.

Увлеченный

привлекательным

замыслом

театральной

постановки

ребенок приобретает навыки, необходимые в повседневной жизни.

Анализ

результатов

педагогической диагностики

речевого

развития

воспитанников группы, показал, что малыши знают и любят потешки, сказки,

прибаутки,

песенки;

большинство

детей

узнают

сказку

и

называют

ее

персонажей, но в то же время есть дети, не владеющие активной речью,

которые только показывают персонажей сказки.

В связи с этим я разработала перспективный план работы по развитию

2

речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности, в

которой можно выделить 3 этапа:

- Ознакомление детей с сюжетными игрушками.

На

этом

этапе

очень

важно

предоставлять

детям

возможность

развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой

активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

- Работа с потешками.

Содержание потешек

позволяет

наглядно воспроизводить

сценки

с

несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко

можно инсценировать даже тогда, когда дети еще

не владеют активной

речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять

действия с игрушкой.

- Проведение игр-театрализаций.

Подбор

художественных

произведений

осуществляю

с

учетом

возрастных

возможностей

и

индивидуальных

особенностей

детей

и

программными требованиями.

Текст,

произведения должен

быть

хорошо

знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.

При необходимости текст адаптирую.

Проведению

игры-театрализации

предшествует

целая

серия

дидактических игр. Например,

прежде чем

провести игру-театрализацию

«Колобок», проводим дидактические игры по знакомству с персонажами

сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе.

Дети учатся брать

на

себя роль

персонажей сказки,

что

вызывает

эмоциональное положительное отношение к деятельности.

Реализуя свой план работы по развитию речи детей, применяю разные

виды театра: настольный, пальчиковый, варежковый, ложковый, вязаный,

конусный, театр картинок, театр на палочке, фланелеграф.

Использование элементов костюмов и атрибутов вызывает у малышей

большой интерес и желание поиграть в сказку.

Для

того,

чтобы

сделать

кукольный

театр

неотъемлемой

частью

воспитания

детей,

необходимо

создать

соответствующую

развивающую

предметно-практическую

среду.

Маленькие

дети

лучше

воспринимают

обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами

(картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание

было направлено на обогащение среды.

Для достижения цели моей работы успешно вовлекаю родителей своих

воспитанников в образовательный процесс. Они являются

заинтересованными и активными участниками и организаторами

театрализованных постановок, праздников и развлечений.

К концу учебного года мои воспитанники стали более активны в

общении со взрослыми и сверстниками, стали проявлять интерес,

творческую активность и инициативу в театрализованной деятельности, что,

в свою очередь, повлияло на развитие их речи.

3

Таким

образом,

театрализованная

деятельность

является

одним

из

самых

эффективных

способов

развития

речи

и

проявления

творческих

способностей младших дошкольников. Это деятельность, в которой наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения

учить

играя.

С

помощью

театрализованных занятий можно решать практически все задачи речевого

развития детей.

Список используемой литературы:

1.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.

Караманенко

Т.Н.

Кукольный

театр

дошкольникам.-

М.:

Просвещение,.

3.

Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для

педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ

Сфера, 2001..

5.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в

детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

6.

Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,

песни, потешки для детей дошкольного возраста.

– СПб.:

“ДЕТСТВО

ПРЕСС”, 2006.



В раздел образования