Автор: Квешон Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
1
Развитие речи детей младшего возраста
средствами театрализованной деятельности
Квешон Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ№31«Колокольчик», ЗАТО Железногорск
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Должно
пройти
время,
чтобы
ребенок
начал
говорить.
А
мы
взрослые
должны создать благоприятные условия, чтобы речь ребенка развивалась
правильно и своевременно.В современном образовании речь рассматривается
как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения
связной
речью
зависит
успешность
обучения
детей
в
школе,
умение
общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В активизации речевой деятельности
детей младшего дошкольного
возраста огромную роль играет театрализованная деятельность, в которой
наиболее
полно
и
ярко
проявляется
принцип
обучения:
учить
играя.
Театрализация сказок очень увлекает детей, стимулирует активную речь за
счет
расширения
словарного
запаса,
совершенствует
артикуляционный
аппарат. Ребенок
усваивает богатство родного языка, его выразительные
средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие
характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все
поняли.
Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют.
Речь
становится
более
выразительной,
грамотной.
Дети
начинают
использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
У детей резко увеличивается способность подражать воспроизводить
услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает
обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем
говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения и
связано с их переживаниями.
Приобретая развитую активную речь, ребенок стремится рассказать
собеседнику о своих мыслях, ощущениях, отвечает на поставленные перед
ним вопросы таким образом, что слушателям становится ясно и понятно то, о
чем он хочет рассказать.
Увлеченный
привлекательным
замыслом
театральной
постановки
ребенок приобретает навыки, необходимые в повседневной жизни.
Анализ
результатов
педагогической диагностики
речевого
развития
воспитанников группы, показал, что малыши знают и любят потешки, сказки,
прибаутки,
песенки;
большинство
детей
узнают
сказку
и
называют
ее
персонажей, но в то же время есть дети, не владеющие активной речью,
которые только показывают персонажей сказки.
В связи с этим я разработала перспективный план работы по развитию
2
речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности, в
которой можно выделить 3 этапа:
- Ознакомление детей с сюжетными игрушками.
На
этом
этапе
очень
важно
предоставлять
детям
возможность
развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой
активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
- Работа с потешками.
Содержание потешек
позволяет
наглядно воспроизводить
сценки
с
несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко
можно инсценировать даже тогда, когда дети еще
не владеют активной
речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять
действия с игрушкой.
- Проведение игр-театрализаций.
Подбор
художественных
произведений
осуществляю
с
учетом
возрастных
возможностей
и
индивидуальных
особенностей
детей
и
программными требованиями.
Текст,
произведения должен
быть
хорошо
знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.
При необходимости текст адаптирую.
Проведению
игры-театрализации
предшествует
целая
серия
дидактических игр. Например,
прежде чем
провести игру-театрализацию
«Колобок», проводим дидактические игры по знакомству с персонажами
сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе.
Дети учатся брать
на
себя роль
персонажей сказки,
что
вызывает
эмоциональное положительное отношение к деятельности.
Реализуя свой план работы по развитию речи детей, применяю разные
виды театра: настольный, пальчиковый, варежковый, ложковый, вязаный,
конусный, театр картинок, театр на палочке, фланелеграф.
Использование элементов костюмов и атрибутов вызывает у малышей
большой интерес и желание поиграть в сказку.
Для
того,
чтобы
сделать
кукольный
театр
неотъемлемой
частью
воспитания
детей,
необходимо
создать
соответствующую
развивающую
предметно-практическую
среду.
Маленькие
дети
лучше
воспринимают
обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами
(картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание
было направлено на обогащение среды.
Для достижения цели моей работы успешно вовлекаю родителей своих
воспитанников в образовательный процесс. Они являются
заинтересованными и активными участниками и организаторами
театрализованных постановок, праздников и развлечений.
К концу учебного года мои воспитанники стали более активны в
общении со взрослыми и сверстниками, стали проявлять интерес,
творческую активность и инициативу в театрализованной деятельности, что,
в свою очередь, повлияло на развитие их речи.
3
Таким
образом,
театрализованная
деятельность
является
одним
из
самых
эффективных
способов
развития
речи
и
проявления
творческих
способностей младших дошкольников. Это деятельность, в которой наиболее
ярко
проявляется
принцип
обучения
учить
играя.
С
помощью
театрализованных занятий можно решать практически все задачи речевого
развития детей.
Список используемой литературы:
1.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.
Караманенко
Т.Н.
Кукольный
театр
–
дошкольникам.-
М.:
Просвещение,.
3.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для
педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
4.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2001..
5.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
6.
Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,
песни, потешки для детей дошкольного возраста.
– СПб.:
“ДЕТСТВО
–
ПРЕСС”, 2006.