Авторы: Плоских Юлия Александровна, Коковина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Применение образовательных терренкуров в работе по ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Применение образовательных терренкуров в работе
по ранней профориентации дошкольников
«Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями»
Апшерони А.А
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны
быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой
профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного
возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.
Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
Актуальность профориентационной работы сегодня продиктована временем.
Президент России В.В. Путин, предложил запустить проект ранней профориентации
школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в
деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны». Ранняя профориентация
дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши
выпускники
откроют
двери
школ
города.
«Будущее
рождается
сегодня».
В
Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению
талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для
подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях
современности. Поэтому уже сейчас нам необходимо организовать работу по ранней
профориентации.
Формирование
социальной
компетенции
дошкольников,
знакомство
с
многообразием
мира
профессий
в
обществе
не
только
расширяет
общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них
определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует их
ранней
«предпрофессиональной
ориентации»
(В.
Кондрашов).
Раннее
начало
подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании
ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить
ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в
дальнейшем. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь именно в
ходе игры дошкольники пробуют отразить содержание деятельности представителей
самых разных профессий
Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего
поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не
всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными
представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны
помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,
воспитатели, педагоги). В процессе ранней профориентации у педагогов возникает
трудность при подборе методического материала. В дошкольных учреждениях
недостаточно универсальных пособий по ознакомлению детей с профессиями
.
Представленная модель показывает, через какие виды деятельности происходит
профессиональная ориентация и ознакомления детей с различными профессиями и
видами труда.
Решить все эти задачи в комплексе помогут образовательные терренкуры.
Образовательный терренкур – это специально разработанные маршруты для детей по
территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами, это
игровая программа с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-
исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Хотелось бы поделиться опытом работы по применению
новой формы
взаимодействия с семьями воспитанников, которая помогла нам вовлечь их в
образовательную деятельность, обогатить знания детей о мире профессий и профессий
их родителей. Образовательный терренкур « Первые шаги в профессию» позволил нам
дополнить и разнообразить другие формы взаимодействия.
Содержание маршрутов образовательных терренкуров позволяет одновременно
с задачами сохранения и укрепления здоровья воспитанников решать задачи всех пяти
образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития детей.
Совместно с родителями разрабатывается маршрут движения, по которому родители
поведут детей по станциям, при этом организуя игры, физические упражнения,
дыхательную гимнастику, выполняя творческие задания, участвуя в эстафетах,
которые соответствуют теме терренкура «Первые шаги в профессию».
Терренкур «Профессия «ВРАЧ»»:
ЗАРЯДКА (выполнение зарядки)
ЛЕЧЕБНАЯ (отгадывали загадки о профессии врача)
Чудесный чемоданчик ( Д\И «Предметы труда врача»)
Вредное-полезное (в конкурсе
ребятам нужно быть внимательными, если еда
полезная отвечать «Да», если не полезная еда отвечать «Нет».)
ЗАКАЛИВАНИЕ (эстафета «Кто больше принесет воды»)
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ-ПЕРЕВЯЗКА (на этой станции ребята, будут учиться делать
перевязку с помощью бинта)
СОБЕРИ АПТЕЧКУ
СПЕЦ,ОДЕЖДА ВРАЧА –эстафета
На
терренкуре,
насыщенном
оздоровительными
"станциями"
и
заданиями по образовательной области "познавательное развитие", было интересно
всем: и детям, и взрослым.
Терренкур как уникальная игровая технология, позволяет за короткое время
ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Цель терренкуров -
это в игровом виде активировать познавательные и мыслительные процессы
участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой
информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. В
представленном опыте описывается вариант терренкура по решению вопросов ранней
профориентации детей старшего дошкольного возраста.
С помощью терренкуров нам удалось достичь следующих результатов:
развитие игровой деятельности на основе сотрудничества;
формирование уважительного отношения к профессии Врача и
результатам их труда;
дети знают и называют большое количество профессий нашего города;
пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный
рассказ о профессии;
дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности
широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды,
формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при
выполнении трудовых поручений);
для педагогов - собран и систематизирован весь материал по теме профессии
для родителей - у родителей появился интерес к образовательному
процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с
педагогом, участвовать в жизни группы.
Перенос
детьми
знаний
о
профессиональной
деятельности
взрослых
в
самостоятельную игровую деятельность – главный показатель профориентации детей.
Итак, наш опыт по применению терренкура «Первые шаги в профессию» показал, что
правильное владение методами ранней профориентации несет эффективность,
действенность
и
результативность,
дает
возможность
обогатить
знания
и
представления детей о видах профессий и ориентироваться в их классификации. А
также
позволил
повысить
познавательную
активность
и
познавательно-
исследовательскую
деятельность
детей,
повысил
качество
усвоения
детьми
полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом
детскую инициативу и самостоятельность.
.