Напоминание

"Применение образовательных терренкуров в работе по ранней профориентации дошкольников"


Авторы: Плоских Юлия Александровна, Коковина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Применение образовательных терренкуров в работе по ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение образовательных терренкуров в работе

по ранней профориентации дошкольников

«Как хорошо когда у человека есть возможность

выбрать себе профессию не по необходимости,

а сообразуясь с душевными склонностями»

Апшерони А.А

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны

быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой

профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного

возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.

Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

Актуальность профориентационной работы сегодня продиктована временем.

Президент России В.В. Путин, предложил запустить проект ранней профориентации

школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в

деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны». Ранняя профориентация

дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши

выпускники

откроют

двери

школ

города.

«Будущее

рождается

сегодня».

В

Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению

талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для

подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях

современности. Поэтому уже сейчас нам необходимо организовать работу по ранней

профориентации.

Формирование

социальной

компетенции

дошкольников,

знакомство

с

многообразием

мира

профессий

в

обществе

не

только

расширяет

общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них

определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует их

ранней

«предпрофессиональной

ориентации»

(В.

Кондрашов).

Раннее

начало

подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании

ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить

ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в

дальнейшем. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь именно в

ходе игры дошкольники пробуют отразить содержание деятельности представителей

самых разных профессий

Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего

поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не

всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными

представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны

помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,

воспитатели, педагоги). В процессе ранней профориентации у педагогов возникает

трудность при подборе методического материала. В дошкольных учреждениях

недостаточно универсальных пособий по ознакомлению детей с профессиями

.

Представленная модель показывает, через какие виды деятельности происходит

профессиональная ориентация и ознакомления детей с различными профессиями и

видами труда.

Решить все эти задачи в комплексе помогут образовательные терренкуры.

Образовательный терренкур – это специально разработанные маршруты для детей по

территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами, это

игровая программа с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-

исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Хотелось бы поделиться опытом работы по применению

новой формы

взаимодействия с семьями воспитанников, которая помогла нам вовлечь их в

образовательную деятельность, обогатить знания детей о мире профессий и профессий

их родителей. Образовательный терренкур « Первые шаги в профессию» позволил нам

дополнить и разнообразить другие формы взаимодействия.

Содержание маршрутов образовательных терренкуров позволяет одновременно

с задачами сохранения и укрепления здоровья воспитанников решать задачи всех пяти

образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого,

художественно-эстетического и физического развития детей.

Совместно с родителями разрабатывается маршрут движения, по которому родители

поведут детей по станциям, при этом организуя игры, физические упражнения,

дыхательную гимнастику, выполняя творческие задания, участвуя в эстафетах,

которые соответствуют теме терренкура «Первые шаги в профессию».

Терренкур «Профессия «ВРАЧ»»:

ЗАРЯДКА (выполнение зарядки)

ЛЕЧЕБНАЯ (отгадывали загадки о профессии врача)

Чудесный чемоданчик ( Д\И «Предметы труда врача»)

Вредное-полезное (в конкурсе

ребятам нужно быть внимательными, если еда

полезная отвечать «Да», если не полезная еда отвечать «Нет».)

ЗАКАЛИВАНИЕ (эстафета «Кто больше принесет воды»)

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ-ПЕРЕВЯЗКА (на этой станции ребята, будут учиться делать

перевязку с помощью бинта)

СОБЕРИ АПТЕЧКУ

СПЕЦ,ОДЕЖДА ВРАЧА –эстафета

На

терренкуре,

насыщенном

оздоровительными

"станциями"

и

заданиями по образовательной области "познавательное развитие", было интересно

всем: и детям, и взрослым.

Терренкур как уникальная игровая технология, позволяет за короткое время

ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Цель терренкуров -

это в игровом виде активировать познавательные и мыслительные процессы

участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой

информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. В

представленном опыте описывается вариант терренкура по решению вопросов ранней

профориентации детей старшего дошкольного возраста.

С помощью терренкуров нам удалось достичь следующих результатов:

развитие игровой деятельности на основе сотрудничества;

формирование уважительного отношения к профессии Врача и

результатам их труда;

дети знают и называют большое количество профессий нашего города;

пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный

рассказ о профессии;

дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности

широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды,

формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при

выполнении трудовых поручений);



для педагогов - собран и систематизирован весь материал по теме профессии



для родителей - у родителей появился интерес к образовательному

процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с

педагогом, участвовать в жизни группы.

Перенос

детьми

знаний

о

профессиональной

деятельности

взрослых

в

самостоятельную игровую деятельность – главный показатель профориентации детей.

Итак, наш опыт по применению терренкура «Первые шаги в профессию» показал, что

правильное владение методами ранней профориентации несет эффективность,

действенность

и

результативность,

дает

возможность

обогатить

знания

и

представления детей о видах профессий и ориентироваться в их классификации. А

также

позволил

повысить

познавательную

активность

и

познавательно-

исследовательскую

деятельность

детей,

повысил

качество

усвоения

детьми

полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом

детскую инициативу и самостоятельность.

.



В раздел образования