Напоминание

«Эколого - гигиеническая оценка помещений МБОУ СОШ с.Гусево Абзелиловского района Республики Башкортостан.»


Автор: Каримова Гульсина Арслановна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Гусево
Населённый пункт: с. Гусево Абзелиловский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Эколого - гигиеническая оценка помещений МБОУ СОШ с.Гусево Абзелиловского района Республики Башкортостан.»
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования Республики Башкортостан

МБОУ СОШ с.Гусево

«Эколого-гигиеническая оценка

помещений

МБОУ СОШ с.Гусево

Абзелиловского района

Республики Башкортостан.»

Выполнила: Байгалина Ильгина Ильфатовна

ученица 7 класса МБОУ СОШ с.Гусево

Руководитель:

Каримова Гульсина Арслановна

учитель физики.

Гусево-2023 год

Тема: эколого-гигиеническая оценка школьного помещения МБОУ СОШ

с.Гусево

Абзелиловского района республики Башкортостан.

Цель исследования: Изучить эколого-гигиеническое состояние школьных

помещений МБОУ СОШ с.Гусево

Обьект: МБОУ СОШ с.Гусево

Задача работы:

Изучить литературу по теме исследования.

Определить методику и использовать их во время исследования.

Определить эколого-гигиеническое состояние школьных помещений.

Разработать рекомендации по улучшению эколого-гигиенического

состояния школьных помещений.

Оборудование: термометр, психрометр, рулетка, микроскоп с увеличением

«х8»,ловушки (предметные стекла).

Реактивы: Серная кислота, азотная кислота.

Содержание

Введение.

Обзор литературы.

Материал и методика.

Результаты исследования и обсуждения.

Выводы и рекомендации.

Литература.

Введение.

Рабочая среда - составная часть жизненной среды человека. В школах

миллионы детей и подростков проводит значительную часть своего времени, и

их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.

От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их

самочувствие, работоспособность состояние здоровья.

Обзор литературы.

Воздушная среда.

Газовый состав атмосферного воздуха - один из важнейших показателей

состояния природной среды, в значительной степени определяющей условия

жизни не только людей, но и всех живых существ в биосфере.

Атмосфера земли состоит из механической смеси газов. Если удалить из

воздуха влагу и частицы пыли, то сухой воздух вблизи земной поверхности по

объему будет содержать неон, гелий, метан, криптон, закись азота, ксенон,

водород. Это тот основной состав атмосферного воздуха, который можно было

бы считать свойственным современному абсолютно чистому воздуху. Однако

таким он практический не бывает.

Уровень загрязнении я воздуха пылью характеризует показателями

осаждения пыли и концентрациями взвешенной пыли. Пыль – это «летающий»

в воздухе частицы, отличающиеся друг от друга по размерам. Безвредных

пылей не существует. Их экологическая опасность для человека определяется

по их концентрации и природой в воздухе.

Пыль может находиться в воздухе длительное время. Она попадает с воздуха в

легкие при дыхании, может накапливаться в организме. Наиболее

токсичны,пыли, содержащие сложные белковые молекулы и простейшие

организмы (живые и отмершие), например пыль хитинового покрова отмерших

бытовых насекомых - мух, муравьев. Такие пыли называют аллергические

заболевания. Поэтому важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию

в нем пыли.

Еще о качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в

нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно,

если оно не превышает 0,1% . Скопление вредных газов происходит

преимущественно в загрязненный слой преимущественно в верхней части

помещения. При высоте 3,5м наиболее загрязненный слой воздуха находится

поверх головы, в помещениях с низким потолком – приближается к зоне

дыхания.

Таким образом, чтобы в помещениях школы воздух был качественным,

необходимо достаточно их объем и правильная вентиляция на каждого

учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 м

3

воздуха.

Освещенность

Недостаточное освещение снижает работоспособность, приводит к

ухудшению зрения. В связи с этим не допускается загромождение полками с

растениями. Рекомендуется низкорослые растения, не закрывающих оконные

проемы. Источники искусственного освещения должны обеспечивать,

равномерные рассеянный свет без изменения физико-химических свойств

воздуха. Запыленные окна могут снижать освещение на 30-40%.

В классном помещении площадь окон должна составлять не менее 1/4- 1/6

площади пола; для спортзала, столовая, библиотека -1/9-1/12. Слишком

большая площадь окон также нежелательна, так как помещения будут

перегреваться или переохлаждаться. Окраска стен зависит от ориентации окон

холодного тона (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый), с окнами,

выходящими на север – более теплые тона (кремовый, светло-розовый,

желтовато-охристый). Неблагоприятные влияния на работоспособность

оказывают яркие тона.

Растения в школе

Комнатные растения и растения, произрастающие вблизи зданий, также

могут влиять на состояние человека, его работоспособность. На листьях

растений оседают до 72% взвешенных в воздухе частиц пыли.

В школе растут такие растения как: китайская роза, папоротник,

сансевьра, хлорофитум хохлатый, камелия, герань и т.д. Через три недели

пребывания в комнате китайская роза полностью освобождает ее от микробов.

Очищают и оздоравливают воздух в помещениях папоротник и герань. А

чемпионом среди бактерицидных растений является сансевьера. Но поистине

могучим и разносторонними свойствами обладает хлорофитум хохлатый. Это

многолетнее растение с узкими двухцветными листьями и многочисленными

свисающими отростками можно сравнить с кондиционером. Так считает

специалист по комнатным растениям Милл Ворвертон, утверждая, что

хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и

очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Это

подтверждают отечественные исследования. Особенно неравнодушен

хлофитум к окислам азота и тяжелых металлов. Это про него сказано: чем хуже

воздух для нас, тем лучше для него.

Методика

Определить объем и площади школьных помещений.

При помощи рулетки измерьте длину, высоту и ширину класса. Рассчитайте,

какая площадь приходится на одного учащегося по количеству посадочных

мест.

Информация: площадь обычного учебного кабинета рассчитанного для работы

40 учащихся младших и 35 учащихся старших классов -56м

2

.На каждого

ученика должно проходится от 1,25 до 1.5м

2

площади класса ( без учета места,

занятого шкафами).

Описание школьных помещений.

Определить и описать, каким цветом окрашены потолки, стены, полы, классная

доска. Как сочетается цветовая гамма мебели с окраской помещения и его

оформлением.

Информация: для школьных помещений рекомендуется использовать окраску

тонов слабой насыщенности. При южной ориентации выбирают холодные

тона: светло-голубые, голубые, бледно- зеленые; при северной ориентации -

более теплые тона: желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно,

чтобы доска была бы окрашена в темно-зеленые тона. Цвет стены, на которой

располагается классная доска, должен быть более светлым, чем остальные

стены.

Определить уровень запыленности в помещениях и качественный состав

пыли. Заполнить таблицу.

Определить температуру воздуха в школьных помещениях.

Определить температуру воздуха в исследуемом помещении. Для этого

установить термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2

от стены. Сравнить полученные данные с гигиеническими нормами.

Нормы: температура

в кабинете: 15-18

0

С

в спортзале: 16

0

С

Определить относительного влажности воздуха в школьных помещениях.

Нормы: 30-60%

Изучить вентиляционного режима школьных помещений.

Изучите вентиляционный режим помещения. Для этого осмотрите все

вентиляционные отверстия, проверьте, действуют ли они. Определите общую

площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент

аэрации (проветриваемой).

КА=П:П/П; КА-коэффициент аэрации;

П- площадь всех вентиляционных отверстий.

П/П- площадь пола

Определить величины естественной и искусственной освещенности.

Определить величины естественной и искусственной освещенности по

формулам:

А) СК=П/О: П/П; СК - световой коэффициент;

П/О – площадь окон помещений.

Б) КИО=М * Н: П/П; КИО- коэффициент искусственного освещения

М- мощность ламп (Вт)

Н – количество ламп

Информация: при люминесцентном освещении в кабинете площадью в 50м

2

должно быть не менее 12 действующих ламп мощностью40 (Вт)

Определений названия комнатных растений.

Подсчитайте количество видов комнатных растений в исследуемом

помещении, дайте их названия, опишите их ухоженность, размещение в

кабинете.

Результаты исследования.

Кабинет физики.

Длинна кабинета- 8,2 м., ширина – 3,3м., высота -3 ,15м. Площадь кабинета-

27,06 м

2

, объем- 85, 24м

3

.На каждого ученика приходится по 1,5 м

2

.

Пол, парты и стены покрашены в бежевый цвет. Доска темно-зеленого цвета.

Потолок окрашен в белый цвет, класс западной ориентации.

Количество пылевых частиц: крупные -3 ,мелкие- 37.Крупные пылинки не

растворились в серной кислоте. Значит, в состав пыли могут входить частицы

тяжелых металлов. Остальные результаты по качественному и

количественному составу занесены в таблицы (см. Приложение).

Температура в классе- 16

0

С. Это немного ниже нормы, но зимой этот уровень

опускается до 12-14 0 С. Влажность воздуха 51%

Вентиляционные отверстия имеются.

Освещенность. С/К=7,6м

2

/27,06м

2

=0,28

КИО=7*40/27,06=10.34

Комнатные растения: фиалка, мадам «баттерфляй», декабрист, бегония, герань

и много других растений . Они установлены на подоконниках , шкафах и на

специальных стойках.

По сравнению с прошлым годом, количество крупных пылевых частиц

осталось не изменой, а количество мелких пылинок уменьшилось.

Вывод: В целом экологическое состояние кабинета удовлетворительное.

Кабинет является одним из наименее запыленных помещений школы.

Кабинет истории.

Кабинет истории

Длина кабинета истории– 6.4 м, ширина -5.54м, высота 3.15м. Площадь

кабинета -35.46м

2

, объем – 111, 7 м

3

.На каждого ученика приходится по 1,97 м

2

Пол окрашен в светло-коричневый цвет. Стены и парты голубого, потолок

белого цвета. Доска темно- коричневого цвета. Окна класса смотрят на юг.

Количество пылевых частиц: крупные – 2 , мелкие – 78.В азотной кислоте не

растворялись 2 крупные и 19 мелких частиц пыли. Это могут быть

соединения, не реагирующие с кислотами. Данные занесены в таблицу. (см.

Приложение).

Температура в кабинете- 22

0

С. Выше нормы, но зимой температура

понижается.

Влажность воздуха-52%.Вентиляционные отверстия отсутствуют.

• Освещенность. С/К=9.08м

2

/35.46м

2

=0.26

КИО= 5*40/35.46=5.64

• В классе растут китайская роза, папоротник, сансевьера, хлорофитум

хохлатый, камелия, герань, роза, фикус и много других растений. Они

установлены на шкафах покойниках и специальных отведенных скамейках.

Вывод: Кабинет соответствует почти всем эколого-гигиеническим нормам.

Но в кабинете недостаточно искусственного освещения. Также большое

количество растений во время цветения могут повлиять на здоровье учащихся,

страдающих от аллергических заболеваний. Также у нас на учете в ФАП

насчитывается 9 человек.

Спортзал

• Длина- 18м, ширина-9м, высота-6.5м. Площадь помещения-162м

2

объем-

1053м

3

.В среднем, на одном уроке в спортзале занимаются 20-25 учеников. На

каждого ученика приходятся по 8.1м

2

• Окна смотрят на восток. Пол и стены (до половины) покрашены в зеленый

цвет. Остальная часть помещения, а именно потолок и вторая половина

стены, побелены. Полы покрашены в зеленый цвет.

• Количество пылевых частиц: крупные-12, мелкие-123. Основная часть

пылинок состоит из частиц почвы и чешуек кожи. Остальные данные

занесены в таблицы (см. Приложение).

Температура -18

0

С. Это соответствует норме.

Влажность-59% .соответствует норме.

Вентиляционные отверстия отсутствуют.

Освещенность. С/К=35.02м

2

/162м

2

=0.22

КИО=40*20/162=4.94.

Растений нет.

Состояние спортзала изменилось в лучшую сторону.Количество и мелких, и

крупных частиц пыли уменьшилось.

Вывод: Окраска, влажность и температура соответствует нормами. Но

помещение излишни запылено. Также в спортзале недостаточно освящения, как

естественного, так и искусственного.

Библиотека.

Длина-12.7м, ширина-5.76м. высота-3.43. Площадь помещения -73 м

2

, объем

-250 м

3

. На каждого ученика приходится по 2.6 м

2

.

Окна смотрят на север. Стены покрашены в зеленый цвет, потолок -в белый.

Полы светло- коричневого цвета. Основную часть помещения занимают

стеллажи с книгами.

Количество пылевых частиц: крупные-2, мелкие- 78.Основная часть пыли это

остатки отмерших насекомых и микроскопические частицы бумаги.

Температура -18

0

С. Соответственно норме.

Влажность -47%

Вентиляционные отверстия отсутствую.

Освещенность. С/К=15.35 м

2/

/73 м

2

=0.21

КИО=40*3/73=1.64

В помещении растений мало. Там растут фиалка, Бегония, алоэ, папоротник,

мадам «Баттерфляй» и д.р.

Количество мелких пылинок уменьшилось.

Вывод: Температура и влажность соответствует норме. Цветовая гамма не

соответствует Ориентации помещения. Недостаточно естественного и

Из этих данных (Приложения 1-3) видно, что наиболее запыление помещений

в школе-фойе, в котором часто проводят различные мероприятия. А одно из

помещений с наиболее частым воздухом, несмотря на то, что в кабинете

истории проводятся уроки и различные мероприятия, кружки, так как там

очень много зеленых растений, на листьях, которых оседают до 72%

взвешенных в воздухе частиц пыли.

В кабинете истории растут: китайская роза, папоротник, сансевиера,

хлорофитум хохлатый, камелия, герань и т.д. Через три недели пребывания в

комнате китайская роза полностью освобождает ее от микробов. Очищают и

оздоравливают воздух в помещениях папоротник и герань. А чемпионом

среди бактерицидных растений является сансевиера.

Но поистине могучими и разносторонними свойствами обладает хлофитум

хохлатый. Это многолетнее растение с узкими двухцветными листьями и

многочисленными свисающими отростками можно сравнить с

кондиционером. Так считает специалист по комнатным растениям Милл

Ворвертон, утверждая, что хлорофитум ассимилирует вредные газы с

феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые

технические устройства. Это подтверждают отечественные исследования.

Особенно неравнодушен хлорофитум к окислам азота и тяжелых металлов.

Это про него сказано: чем воздух для нас, тем лучше для него.

Кабинет физики тоже имеет много комнатных растений и запыленность

воздуха невысокая. Спортзал хотя не имеет комнатных растений, отличается

тем, что пылевые частицы меньше чем в фойе, так как в спортзале после

каждого урока проводят влажную уборку.

Вывод

Изучив эколого-гигиеническое состояния помещений МБОУ СОШ с.Гусево,

я пришла к выводу, что полностью всем нормам соответствует только

столовая. Во всех помещениях, кроме столовой отсутствует вентиляция. Но

в кабинетах физике и истории это компенсируется большим количеством

комнатных растений. Четыре из шести помещений запылено не сильно. В

спортзале и фойе обнаружено большое количество пыли. Это является

следствием малого количества растений и полного отсутствия вентиляции.

Запыленности этих двух помещений приносят большой вред здоровью

учеников, т. к. в них часто проводят разные мероприятия в фойе и

библиотеке цветовая гамма не соответствует ориентации помещения. Во всех

помещениях кроме кабинета физики и столовой плохое искусственное

освещение. Это сильно влияет на зрение детей, потому что при

недостаточном свете зрение ухудшается. В кабинете, физики столовой и в

кабинете истории температура в норме, но с наступлением холодов

температура понизится. Влажность воздуха во всех помещениях

соответствует норме.

Рекомендации.

В помещениях с недостаточным искусственным освещением установить

больше лампочек.

В спортзале и в фойе проводить уборку чаще и тщательней.

В библиотеке и фойе сделать ремонт и изменить цветовую гамму в связи с

несоответствием ориентации помещения.

В помещениях необходимо улучшить вентиляционную систему, т.к. во многих

помещениях она полностью отсутствует.

Приложение 1.

Таблица №1

Количественный состав пыли.

Место сбора образования пыли

Количество пылевых

частиц

1.фойе школы

2.спортзал

3. кабинет физики

4.кабинет истории

5.столовая

6.библиотека

крупные-8шт.

мелкие- 87 шт.

всего -95 шт.

крупные-12 шт.

мелкие-123 шт.

всего -135 шт.

крупные-3шт.

мелкие-37шт.

всего -40 шт.

крупные-2 шт.

мелкие-78 шт.

всего -80 шт.

крупные-1 шт.

мелкие-8 шт.

всего -9 шт.

крупные-2 шт.

мелкие-78 шт.

всего -80 шт.

Приложение 2.

Таблица №2

Реакции с кислотами

Место сбора образования

пыли

Количество пылевых

частиц в растворе

серной кислоты.

Количество

пылевых частиц в

растворе азотной

кислоты.

1.фойе школы

2.спортзал

3. кабинет физики

4.кабинет истории

5.столовая

6.библиотека

крупные-3шт.

мелкие- 6шт.

всего -9 шт.

крупные-1шт.

мелкие- 40 шт.

всего -41 шт.

крупные-2шт.

мелкие- 4 шт.

всего -41 шт.

крупные-0шт.

мелкие- 13 шт.

всего -13 шт.

крупные-1шт.

мелкие- 0 шт.

всего -1 шт.

крупные-1шт.

мелкие- 16 шт.

всего -17 шт.

крупные-2шт.

мелкие- 15 шт.

всего -17 шт.

крупные-5 шт.

мелкие-80 шт.

всего -85 шт.

крупные-0шт.

мелкие-7шт.

всего -7 шт.

крупные-2 шт.

мелкие-19 шт.

всего -20 шт.

крупные-1 шт.

мелкие-3 шт.

всего -4 шт.

крупные-2 шт.

мелкие-19 шт.

всего -21 шт.

Приложение 3.

Таблица №3

Состав пыли

Место отбора пыли

Качественный состав

пыли

Реакция с

кислотами

Фойе

Органические вещества:

волосинки, пушинки,

остатки насекомых.

Неорганические

вещества: частицы почвы,

кристаллические

образования.

Все

неорганические

вещества

растворились в

азотной кислоте.

Спортзал

Органические вещества:

волосинки, чешуйки

кожи. Неорганические

вещества: частицы почвы,

кристаллические

образования.

Неорганические

вещества

растворились в

азотной кислоте.

Кабинет физики

Органические вещества:

волосинки, пушинки,

пыльца. Минеральные

соли.

Все минеральные

соли Растворились

а Азотной кислоте.

Кабинет истории

Органические вещества:

волосинки, пушинки,

пыльца.

Библиотека

Книжная пыль, остатки

насекомых, пушинки.

Органические

вещества

растворились в

серной кислоте.

Столовая

Жиры, кристаллические

образования.

Жиры

растворились в

кислотах.

Литература

Алексеев С.В. «Практикум по экологии»: учебное пособие - М.:АОМДС,1996 ,

с. 192.

Большая советская энциклопедия в 30 томах. Том 21- М.:Советская

энциклопедия,1975

Биология в школе. Журнал № 3, 2000,с.15

Биология газета.№72001,с.3,№23,1999,с.12

Окружающая среда: экциклопедический словарь-справочник. Перевод с

немецкого. Том 2 –М.: Прогресс, 1999.

Охрана природы А.В.Михеев,- М.:1990, с.71

Погосен Х.П. «Атмосфера и человек»- М.: 1977, с.14

Пыцкий В.И., Андрианов Н.В, Артмасов А.В. «Аллергические заболевания»-

М.: Медицина, 1991

Реймес Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.- М.:Мысль, 1990.

Рыжиков А.П., Физика. Человек. Окружающая среда.- М.:1996, с .9-10.

Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических проектов.- М.:Мысль, 1991

Долин П.А. Справочник по технике безопасности- 5-е издание –

М.:Энегоиздат, 1982

Калугин Н.И., Плотников Ю.В. Охрана труда в общеобразовательной школе.-

М.:Просвещение,1980.

Крапивин О.М., Власов В.И. Охрана труда - М.: Издательство Норма, 203.

Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе:

Сб.нормативных документов.- М: Просвещение, 1985.

Сулла М.Б. Охрана труда.- М.: Просвещение, 1989

Типовой проект 224-1-160/75

Анкета

участника конкурса научных проектов школьников

в рамках Малой академии наук школьников

1.Муниципальное образование МБОУ СОШ с.Гусево

2. Фамилия, имя, отчество участника Байгалина Ильгина Ильфатовна.

Дата рождения: 30.10.2010.

3. Образовательное учреждение (по Уставу): Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа села Гусево

муниципального района Абзелиловский район РБ

4. Класс: 7 класс

5. Домашний адрес Абзелиловский район с.Гусево ул.Новая 45

Почтов.индекс 453614 телефон

6. Название работы: Эколого-гигиеническая оценка помещений МБОУ СОШ

с.Гусево Абзелиловского района Республики Башкортостан.

7. Место на муниципальном этапе 1

8. Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Каримова Гульсина Арслановна

Должность: учитель физики

9. Место работы: МБОУ СОШ с. Гусево телефон 89603947280

Руководитель ОУО _____________ Бахтияров И.А. М.П.

подпись расшифровка подписи

Дата ___ _________ 2023 г.

Тезисы исследовательской работы ученицы 7 класса

МБОУ СОШ с.Гусево Абзелиловского района РБ

Байгалиной И.И.

Название работы: Эколого-гигиеническая оценка помещений МБОУ СОШ с.Гусево

Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Имя и фамилия автора: Байгалина Ильгина Ильфатовна

Класс и школа: 7 класс МБОУ СОШ с.Гусево

Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Каримова Гульсина Арслановна

Работа включает 5 разделов и рассматривает следующие вопрос: цели и задачи

исследовательской работы, обзор литературы, материалы и место,

результаты исследования, выводы и рекомендации.

Цель исследования: Изучить эколого-гигиеническое состояние школьных

помещений МБОУ СОШ с.Гусево

Объект: МБОУ СОШ с.Гусево

Задача работы:

Изучить литературу по теме исследования.

Определить методику и использовать их во время исследования.

Определить эколого-гигиеническое состояние школьных помещений.

Разработать рекомендации по улучшению эколого-гигиенического состояния

школьных помещений.

При выполнении работы использовалась методика. Разработанный мной, после

изучения соответствующей литературы.

При выполнении опытов рассматривалось шесть различных помещений школы:

фойе, кабинет физики, спортзал, кабинет истории, библиотека и столовая.

Полученные результаты о количестве пылевых частиц и качественном составе пыли

были внесены в таблицу (приложение 1-3)

Результаты: Экологическое состояние в помещениях МБОУ СОШ с.Гусево

удовлетворительно. Согласно проведенным исследованиям, помещения, наиболее

соответствующие эколого-гигиеническим требованиям-кабинет истории, физики и

столовая. А эти требования нарушаются в спортзале.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники