Автор: Девятко Алиса Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад № 34 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: коуч-сессия
Тема: "Саморазвитие современного педагога"
Раздел: дошкольное образование
Коуч-сессия «Саморазвитие современного педагога»
Уважаемые
коллеги!
Мы
рады
приветствовать
вас
на
коуч-сессии,
посвященной саморазвитию современного педагога.
В дошкольном образовании все более отчетливо видна потребность в
новых
формах
развития
и
обучения
педагогов,
соответствующих
потребностям времени и его задачам.
Коучинговый
подход
максимально
соответствует
концепции
личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично
встраиваются в профиль компетенций современного педагога.
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки)
-
инновационная
технология
повышения
профессионального
мастерства
современного
педагога. Тимоти Голви сказал: "Коучинг не учит, а помогает учиться".
Коучинг - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о
собственных возможностях, составляющих его скрытый личностный и
профессиональный потенциал.
Коуч-сессия может быть как индивидуальной, так и групповой.
Коуч-сессия
— это интенсивная
работа
с
конкретным
запросом,
с
получением определенного результата и проходит в форме диалога между
коучем и клиентом.
Суть коуч-сессии
заключается в глубоком анализе поставленной вами
задачи, в процессе сессии вы с поддержкой коуча выявляете и прописываете
пути ее решения, составляете план первоочередных действий и определяете
сроки их выполнения.
Клиентом
называют
человека,
использующего
коучинг
как способ
повышения своей эффективности и результативности, готового работать
над тем, чтобы менять свою жизнь к лучшему. Клиент принимает на
себя ответственность за свои действия и те перемены, которые произойдут в
его жизни.
Коуч – оставаясь вне ситуации, «в трезвом уме и ясной памяти», он задает
такие вопросы, ответы на которые позволяют Вам самим четко увидеть
решение
задачи. Коуч
не
дает
готовых
ответов,
работая через продвигающие
вопросы, он
помогает клиенту
находить
наилучшее решение самостоятельно.
Что же в результате?
После коуч-сессии, кроме достигнутых успехов в поставленных задачах,
наилучшим для Вас результатом будут полученные в процессе работы с
коучем навыки выявления препятствий и пути их преодоления, способности
постановки правильных задач, ведущих к Вашим целям, а так же навыки
применения многих коучинговых техник, которые Вы научитесь применять к
себе самостоятельно.
Тема нашей коуч-сессии "Саморазвитие современного педагога"
Сразу же возникает вопрос, а каким должен быть современный
педагог?
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
прописаны требования к современному педагогу.
В пункте 3.4.2.
говорится: Педагогические работники, реализующие
Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми
для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего
Стандарта. Какие же это условия?
П. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,
предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
−
непосредственное общение с каждым ребенком;
−
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и
потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
−
создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности;
−
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
−
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
(игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
−
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-
культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
−
развитие
коммуникативных
способностей
детей,
позволяющих
разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
−
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)
построение
вариативного
развивающего
образования,
ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в
совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но
не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
−
создание
условий
для
овладения
культурными
средствами
деятельности;
−
организацию
видов
деятельности,
способствующих
развитию
мышления, речи, общения, воображения и детского творчества,
личностного, физического и художественно-эстетического развития
детей;
−
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение
игрового времени и пространства;
−
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
С
1
января
2017
года
на
территории
России
введен
новый
профессиональный
стандарт
педагога.
Какими
профессиональными
качествами должен обладать современный педагог? Соответствуем ли мы
требованиям нового Стандарта?
Предлагаю
провести
небольшой
самоанализ.
Мы
для
вас
приготовили бланки с таблицей. В первой колонке напишите свои лучшие
профессиональные качества и умения, во второй – те качества, над которыми
вы хотели бы поработать, и причины, которые мешают вам достичь более
высокого профессионального уровня (например, недостаточно знаний и
умений, плохая память, рассеянность, несобранность, лень, нет нужной
литературы, компьютера и т.д.). Третью колонку заполните в конце коуч-
сессии.
На самостоятельную работу 5 минут. (По окончании выполнения
задания
предложить
участникам
зачитать
свои
положительные
профессиональные качества и причины, которые мешают достичь более
высокого профессионального уровня.)
Итак,
мы
рассмотрели
качества,
которыми
должен
обладать
современный
педагог
и
требования,
которые
выдвигает
педагогу
государство. Остается решить вопрос, как достичь должного уровня
профессионализма? Ваши варианты, коллеги.
Способы достижения высокого уровня профессионализма:
Повышение квалификации (курсы).
Самообразование (чтение литературы, изучение опыта работы других
педагогов).
Вебинары, семинары.
Конкурсы профессионального мастерства для педагогов (очные и
заочные).
Подготовка детей для участия в конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Участие педагога в научно-практических конференциях.
Апробация полученных знаний.
Работа над собой (профилактика стрессовых ситуаций).
Конкурсное движение широко распахнуло свои двери для всех желающих
творить, узнавать, делиться. Но не все так просто. Как сказал Крис Аргирис:
"Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к
усовершенствованию заперта изнутри".
Мы все педагоги и каждый из нас проявляет активность в силу своей
образованности, активности, возможностей, способностей, потребностей и
т.д. Прогресс не стоит на месте, предлагая все новые формы и методы
работы, повышаются, ужесточаются требования к педагогу и соответствовать
им все сложнее. У некоторых педагогов наблюдаются панические состояния,
страх не успеть, страх не соответствовать.
Приготовьтесь быть открытым для вопросов коуча и своих ответов на них,
настройтесь на эффективную работу и положительный результат.
1 этап коуч-сессии. Вопросы:
1.
Как
звучит
тема
нашей
работы?
(«Саморазвитие
современного
педагога»)
2.
Почему это важно для вас? (приобретение новых знаний, повышение
профессионализма, презентация своего опыта работы…)
3.
Какие основные задачи решает наша встреча? (понимание значимости
конкурсного движения, желание участвовать в конкурсах, динамично
развиваться, преодоление себя, своих комплексов)
4.
Какими
способами
можно
самосовершенствоваться?
(изучать
специальную
литературу,
опыт
работы
коллег,
выступать
на
педсоветах, участвовать в НПК, конкурсах…)
5.
Что
мешает
вам
саморазвиваться?
(лень,
нехватка
времени,
загруженность, невладение ИКТ, неумение публично выступать,
маленький опыт)
6.
С чего нужно начать? (составить план действий:….)
7.
Какой результат будет наилучшим для вас?
8.
Почему это для вас так важно? (повышение самооценки, повышение
значимости среди коллег, личный интерес, например, повышение
зарплаты)
Мы с вами выяснили, что нужно самосовершенствоваться. Как? (Принимать
участие в конкурсах)
1.
Кто получает пользу от участия в конкурсах?
2.
Каков ваш личный вклад в конкурсное движение в вашем учреждении?
3.
Какие шаги, действия вы уже предпринимали в данном направлении?
4.
Что вам мешало сделать больше?
5.
Какие внутренние препятствия мешают вашим действиям?
6.
Какая поддержка и от кого вам нужна?
7.
Какие ресурсы у вас есть для участия в конкурсах на данный момент?
(навыки, время, желание, опыт, энтузиазм, деньги, поддержка и т.д.)
8.
Чему вам предстоит научиться?
9.
Представьте, что вы уже это получили (приняли участие, заняли
призовое место, победили)? Что вы при этом чувствуете?
10.Чему можно научиться, принимая участие в конкурсном движении?
11.Как можно продвигать себя еще дальше? (участвовать в конкурсах
областного и федерального уровня, провести мастер-класс, отправить
материал на публикацию)
12.В каком конкурсе вы можете принять участие в ближайшее время?
13.В какой форме и в какое время вы отчитываетесь о выполненной
работе?
(заполнение
оценочного
листа,
пополнение
личного
портфолио, удачное прохождение аттестации)
Рефлексия.
1.
Что было наиболее ценным и полезным для вас в этой коуч-сессии?
2.
Достигли ли вы желаемого результата по итогам коуч-сессии? Какого?
3.
Рекомендовали бы вы коуч-сессию как технологию повышения профмастерства
своим коллегам?
« Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете
достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или
современников. Старайтесь быть лучше самих себя» (Уильям Фолкнер
)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Дополнительный материал для обсуждения
«Сначала скажи себе, каким ты хочешь стать, а потом делай, что должен»
Эпиктет
«Даже
разумный
человек
будет
глупеть,
если
он
не
будет
самосовершенствоваться» Сиддхартха (Будда) Гаутама
«Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат» Луций Анней Сенека
«Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» Эрнст
Фейхтерслебен
«Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете
достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или
современников. Старайтесь быть лучше самих себя» Уильям Фолкнер
«Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее,
добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя
решение… » Аркадий и Борис Стругацкие
«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил
свой страх, свою лень, и свою неуверенность» Виктор Суворов