Напоминание

"Воспитание культуры здорового образа жизни у дошкольников"


Автор: Проскурнова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №2 "Золотой ключик"
Населённый пункт: п. Энергетик Новоорского района, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Воспитание культуры здорового образа жизни у

дошкольников”

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От

жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,

происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные

движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о воспитании

здорового ребенка является приоритетной в работе каждого дошкольного

учреждения.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека,

которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов,

создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения

достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей

сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве

закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и

развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и

привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты

характера.

Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и

взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим

здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить

здоровье дошкольника, но и укрепить его.

Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых

целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только

здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является

решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на

протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма,

закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к

себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к

заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в

саморазвитии и самосохранении.

Педагогам

дошкольных

учреждений

необходимо

работать

в

этом

направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального

звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации

детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи

специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский

сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны

взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по

приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к

своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть

необходимыми

санитарно-

гигиеническими

навыками.

Родители

должны

поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа

жизни

в

оптимальном

сочетании

со

всеми

здоровье

сберегающими

мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно

важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся

средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное

учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового

образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в

дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку

должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья,

осознать

цель

его

жизни,

побудить

ребёнка

самостоятельно

и

активно

формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль

жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в

неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является

развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим,

они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного

возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого

возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована,

зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и

психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая

культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать,

читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо

приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель,

свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить

детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для

охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться

о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены,

дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни,

дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно

делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры – занятия,

изобразительная

деятельность,

прогулки,

гигиенические

процедуры,

закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы,

чтение

литературы,

использование

эмоционально-

привлекательных

форм.

Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных

моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения

по этой проблеме. Главными союзниками в этой работе должны быть родители.

С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё,

что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы,

связанные со здоровьем детей. Выслушать их просьбы относительно питания, сна,

одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только

строго с согласия родителей.

Главное, в первую очередь, направить работу и доказать, что без их участия

мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким

примером для своих детей.

Семья и детский сад – неотъемлемые части воспитания, каждая из которых

обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный

опыт. В этих целях необходимо широко использовать различные формы

сотрудничества:

беседы,

консультации,

семинары,

родительские

собрания,

совместные праздники, анкетирование. Проводить дни открытых дверей с

демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показывать разные виды

физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к

участию в жизни детского сада.

Красочные наглядные стенды в приемных должны знакомить родителей с

жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными

особенностями

детей.

В

уголках

для

родителей

необходимо

поместить

информацию практической направленности, приводить интересные факты, давать

рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой работы,

использовании различных форм и методов общения с родителями, должна

повыситься

педагогическая

грамотность

родителей;

повыситься

культура

межличностного взаимодействия детей в детском саду.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет

ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут

ответственность за счастье и здоровье детей.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к

приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень

остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников,

имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать

деятельность

дошкольников

на

занятии,

чтобы

дать

каждому

ребенку

оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как

развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе

жизни?

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так

и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный

процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при

условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов

валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного

дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения

здоровья детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей

работы:

I.

Приобщение детей к физической культуре

Использование развивающих форм оздоровительной работы. Технологии

сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в

неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах,

либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные

упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости

детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут

включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на

прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности

Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с

возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы

используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

– в любом подходящем помещении, в зависимости от

состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех

возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку

(Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан

специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с

подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное

время) .

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в

зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика

дыхательная

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать

детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением

процедуры.

Гимнастика корригирующая

– в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и

контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве

профилактики болезней опорного свода стопы/

II.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

– 2-3 раза в неделю в спортивном или

музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя гимнастика

является одним из важнейших компонентов

двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие

эмоционального и мышечного тонуса детей.

Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим

средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные

пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2

раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней

прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться

индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и

средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким

уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА

пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом

начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними,

следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а

других,

наоборот,

подбадривают

и

дают

проявить

свою

выносливость.

Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети

вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям

предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель

контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с

выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными

ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также

способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует

проводить 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные

варианты гимнастики:

разминка в постели;

самомассаж;

гимнастика игрового характера;

с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

пробежки по массажным дорожкам.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) технологии – это

метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.

Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не

фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может

быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в

процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со

старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из

нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени

подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

в

различных

формах

физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц

в

зависимости

от

поставленных

целей.

Используются

в

качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения,

повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое

рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а

остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии

воздействия

цветом

правильно

подобранные

цвета

интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой

ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии

в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы

вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых

минут общения. Для этого необходимо предварительно продумать методические

приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

В свою очередь, они будут успешно решаться только при использовании

открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности

– предусматривает учет

возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий

доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий –

это

достигается

правильным

распределением

материала

на

занятии.

Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок

имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-

разному

Принцип

постепенного

повышения

требований

заключается

в

постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для

этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности

– непрерывность и регулярность занятий.

Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и

регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия

обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка

желание

заниматься.

Педагог

для

каждого

задания,

выбирает

наиболее

эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ,

словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической

культурой необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился стойкий

интерес заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность

движений для своего здоровья.



В раздел образования