Автор: Проскурнова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №2 "Золотой ключик"
Населённый пункт: п. Энергетик Новоорского района, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
“Воспитание культуры здорового образа жизни у
дошкольников”
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,
происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные
движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о воспитании
здорового ребенка является приоритетной в работе каждого дошкольного
учреждения.
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека,
которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов,
создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения
достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей
сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к
утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве
закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и
развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и
привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты
характера.
Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и
взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим
здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить
здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых
целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только
здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на
протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к
себе и окружающим.
Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к
заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в
саморазвитии и самосохранении.
Педагогам
дошкольных
учреждений
необходимо
работать
в
этом
направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального
звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации
детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи
специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский
сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны
взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по
приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к
своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть
необходимыми
санитарно-
гигиеническими
навыками.
Родители
должны
поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа
жизни
в
оптимальном
сочетании
со
всеми
здоровье
сберегающими
мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно
важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся
средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное
учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового
образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в
дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку
должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья,
осознать
цель
его
жизни,
побудить
ребёнка
самостоятельно
и
активно
формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в
неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является
развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим,
они должны применять в реальной жизни.
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного
возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого
возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована,
зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и
психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая
культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать,
читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо
приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель,
свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить
детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для
охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
В детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться
о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены,
дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни,
дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно
делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры – занятия,
изобразительная
деятельность,
прогулки,
гигиенические
процедуры,
закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы,
чтение
литературы,
использование
эмоционально-
привлекательных
форм.
Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных
моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения
по этой проблеме. Главными союзниками в этой работе должны быть родители.
С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё,
что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы,
связанные со здоровьем детей. Выслушать их просьбы относительно питания, сна,
одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только
строго с согласия родителей.
Главное, в первую очередь, направить работу и доказать, что без их участия
мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким
примером для своих детей.
Семья и детский сад – неотъемлемые части воспитания, каждая из которых
обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный
опыт. В этих целях необходимо широко использовать различные формы
сотрудничества:
беседы,
консультации,
семинары,
родительские
собрания,
совместные праздники, анкетирование. Проводить дни открытых дверей с
демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показывать разные виды
физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к
участию в жизни детского сада.
Красочные наглядные стенды в приемных должны знакомить родителей с
жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными
особенностями
детей.
В
уголках
для
родителей
необходимо
поместить
информацию практической направленности, приводить интересные факты, давать
рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой работы,
использовании различных форм и методов общения с родителями, должна
повыситься
педагогическая
грамотность
родителей;
повыситься
культура
межличностного взаимодействия детей в детском саду.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет
ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут
ответственность за счастье и здоровье детей.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к
приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень
остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников,
имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать
деятельность
дошкольников
на
занятии,
чтобы
дать
каждому
ребенку
оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как
развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе
жизни?
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так
и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный
процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при
условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов
валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
–
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья детей, педагогов и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей
работы:
I.
Приобщение детей к физической культуре
Использование развивающих форм оздоровительной работы. Технологии
сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах,
либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные
упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут
включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности
Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы
используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
– в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех
возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку
(Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан
специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное
время) .
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика
дыхательная
–
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать
детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением
процедуры.
Гимнастика корригирующая
– в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и
контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы/
II.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
– 2-3 раза в неделю в спортивном или
музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Утренняя гимнастика
является одним из важнейших компонентов
двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим
средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные
пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2
раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней
прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться
индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и
средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким
уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА
пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом
начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними,
следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а
других,
наоборот,
подбадривают
и
дают
проявить
свою
выносливость.
Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети
вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям
предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель
контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с
выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными
ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также
способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует
проводить 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные
варианты гимнастики:
разминка в постели;
самомассаж;
гимнастика игрового характера;
с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
пробежки по массажным дорожкам.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) технологии – это
метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.
Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может
быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в
процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со
старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из
нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени
подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия
–
в
различных
формах
физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц
в
зависимости
от
поставленных
целей.
Используются
в
качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения,
повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а
остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии
воздействия
цветом
–
правильно
подобранные
цвета
интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой
ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии
в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы
вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых
минут общения. Для этого необходимо предварительно продумать методические
приемы, которые помогут решать поставленные задачи.
В свою очередь, они будут успешно решаться только при использовании
открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности
– предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий
доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий –
это
достигается
правильным
распределением
материала
на
занятии.
Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок
имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-
разному
Принцип
постепенного
повышения
требований
заключается
в
постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для
этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности
– непрерывность и регулярность занятий.
Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и
регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия
обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка
желание
заниматься.
Педагог
для
каждого
задания,
выбирает
наиболее
эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ,
словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической
культурой необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился стойкий
интерес заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность
движений для своего здоровья.