Автор: Лоскутова Елена Никифоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Уральский хореографический колледж"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная крупная форма. Разновидности и история возникновения
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский хореографический колледж»
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРУПНАЯ ФОРМА.
ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Автор: Лоскутова Елена Никифоровна
преподаватель фортепиано
высшая категория
Екатеринбург
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью этой работы является расширение кругозора учащихся, развитие
интереса
к
истории
музыкальной
культуры,
понимание
истоков
возникновения и организации музыкальной формы. Основываясь на этих
знаниях, практическое освоение произведений различных видов крупной
формы в классе становится более осмысленным и профессиональным.
Музыкальные примеры, приведенные в работе, пополняют «музыкантский
багаж» учащихся, обогащают их эмоционально.
2
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРУПНАЯ ФОРМА
ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В истории музыкальной культуры на протяжении веков в вокальной и
инструментальной музыке от Средневековья до наших дней развивались три
вида музыкальной формы – рондо, вариации и сонатная форма. Композиторы
разных эпох изменяли, дополняли и обогащали их, обращаясь к ним и в 21
веке.
РОНДО – французское слово, возникшее от латинского rotundus – в
переводе «круглый». В современной музыке имеет двойной значение:
1.Этим термином называют музыкальную форму, основанную на
повторении
основной
-
ведущей
темы,
именуемой
«рефреном»
(с
французского
«припев»)
и
постоянном
чередовании
ее
с
разными,
контрастирующими и отличающимися друг от друга по содержанию
музыкальными
эпизодами
,
-перемещение
музыкальных
фрагментов
композиции по кругу, обычно состоит из 5,7 частей. А+В+А+С+А…А
2.Термин «рондо» имеет жанровое значение – название пьес по
одноименной музыкальной форме и отличающихся приподнятым, веселым
настроением и характеризуются песенно-танцевальным рефреном.
Образовалась форма рондо в 13-14 веках из французских хороводных
песен и первоначально была куплетной с рефреном – припевом. Текст запева
изменялся, припев оставался неизменным. Затем в куплетах стали возникать
новые мотивы. Первыми композиторами, использовавшими эту форму, были
французскими клавесинисты Рамо, Куперен, Дакен.
У
венских
классиков
рондо
приобретает
более
ясный,
строго
упорядоченный характер и применяется в финалах сонатно-симфонического
цикла. Ярчайшие примеры формы рондо – «Рондо в турецком стиле»
Моцарта, «Ярость из-за потерянного гроша» Бетховена, финал Сонаты ре
мажор Гайдна, 2-я часть 2сонаты Бетховена, популярная пьеса Бетховена «К
Элизе».
3
В послеклассическом свободном рондо появляется сквозное развитие,
увеличиваются фрагменты, изменяется тональность рефрена и его структура,
появляется
кода.
Усиливаются
контрасты,
части
становятся
более
масштабными.
Русские композиторы также обращались к этой форме – М.Глинка
Рондо Фарлафа из оп.»Руслан и Людмила», Рондо Антониды из оп.»Иван
Сусанин». 20 век развил форму – появилась свободная последовательность
частей,
разноплановость
тематизма,
эпизоды
могут
чередоваться
без
рефрена. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»,
«Джульетта – девочка», Равель «Павана».
Рондо
является
одной
из
важнейших
музыкальных
форм,
используемых
композиторами
разных
эпох
в
сонатах,
симфониях,
инструментальных пьесах и концертах.
4
ВАРИАЦИИ
Вариационной называется форма, основанная на изложении
темы и ее повторении в измененном виде. Не ограниченное
количество вариаций раскрывает заложенные в теме различные
образные состояния. Тема вариаций может быть оригинальной, т.е.
написанной
самим
композитором
или
заимствованной,
может
наполняться различным содержанием: от очень простого до глубокого
и
философского
(Бетховен
Соната№32
Ариетта).
Средства
варьирования темы разнообразны: мелодическое, гармоническое,
ритмическое варьирование, изменения темпа, лада, тональности,
варьирование фактуры (полифония, гомофония).
В эпоху Барокко старинные вариации возникли из народной
исполнительской традиции. Это были Пассакалии и Чаконы.
Пассакалия - песня, исполняющаяся при отъезде гостей с
празднества, торжественно-трагического характера, в медленном
темпе - варьируется неизменная тема в басу (бассо остинато).
Чакона - первоначально быстрый, испанский танец, ставший
затем в Европе плавным, минорным, лирическим – варьируется
гармоническая формула. К концу 17века различия стираются. (Бах
Чакона ре минор; Гендель Пассакалия из сюиты соль минор №7).
В 18 веке форма вариаций развивается, становится популярной.
Строгие вариации этого периода достаточно просты - меняется ритм
темы, ее фактура, добавляются новые подголоски, но сохраняется
тональность и гармонический план. Чаще всего они пишутся в мажоре
с обязательной одной минорной вариацией, нежной и печальной,
которая становится самым ярким фрагментом цикла.
5
В 19 веке романтическое направление в музыке создало новый
вид вариационной формы –Свободные вариации. Тема и ее изменения
стали разительно отличаться, изменился тональный план, появились
жанровые модификации, каждая вариация подобна самостоятельной
пьесе, элемент темы может самостоятельно развивается. Вариации,
связанные с куплетной строфой народной песни впервые встречаются
у М. Глинки, так называемые «глинкинские» вариации. («Среди
долины ровныя» для фортепиано). Со второй половины 19 в. вариации
становятся основой многих крупных симфонических и концертных
произведений, иногда с программным содержанием – «Пляска
смерти»
Листа,
Симфонические
вариации
Франка,1
часть
6-й
симфонии
П.
Чайковского,
«Рапсодия
на
тему
Паганини»
Рахманинова.
В 20 веке форма вариаций служила для показа сложных
трагических ситуаций (8-я симфония Шостаковича). Культовое
произведение, написанное в вариационной форме Болеро М. Равеля -
вариации на неизменную тему, при каждом повторении звучащую на
новом музыкальном инструменте. Также был создан новый тип
вариационной формы – вариации с темой, т.е. тема звучит в конце, как
бы собираясь из отзвуков, мотивов и фрагментов, рассыпанных по
всей музыкальной ткани. (Щедрин 3-й Фортепианный концерт).
6
СОНАТА
Эта
музыкальная
форма
представляет
собой
одну
из
самых
совершенных музыкальных форм. Название произошло от латинского слова
sonare
– звучать. Впервые этот термин начал применяться во время
Средневековья, которое в истории мировой музыкальной культуры называют
«эпохой вокальной музыки» - были популярны музыкально-поэтические
произведения, обычно лирического содержания, называемые мадригалами.
Созданные к тому времени разнообразные музыкальные инструменты
использовались для сопровождения пению, театральным постановкам,
торжественным приемам и танцам.
В 16 веке стали разделять музыкальные композиции двумя терминами:
«кантата» – вокальное и «соната» – инструментальное произведение.
Сочетание
танцевальных
мелодий
различного
характера
привело
к
возникновению термина «сюита» - упорядоченный набор инструментальных
произведений. Танцевальная сюита – это цикл разнохарактерных старинных
танцев, объединенных одной тональностью – аллеманда, куранта, сарабанда,
жига. Часто эти обязательные танцы дополнялись менуэтом, гавотом, бурре.
Именно эта циклическая музыкальная форма контрастного движения стала
моделью сонаты.
Постепенно термином «соната» стали называть произведение для
одного инструмента (с аккомпанементом или без него). Соната состояла из
трех или четырех частей: подвижной первой, медленной, менуэта и быстрого
финала. Постепенно в сюиты стали вводиться нетанцевальные части, обычно
первая (Сонаты И. С. Баха, Г. Генделя). В старинных сонатах стал появляться
новый тематический материал – в клавирных сонатах Д. Скарлатти возникает
несколько тем, контрастных по характеру, отличающихся по фактуре и в
тональном отношении (тонико-доминантовое), начинается формирование
сонатного аллегро.
Сонатная форма развивалась на протяжении веков. К 18 веку сюита
вышла
из
моды
и
уступила
место
сонате,
которая
окончательно
7
сформировалась в творчестве венских классиков. В форме сонатного аллегро
пишутся
как
правило
первые
части
сонат,
симфоний,
концертов,
инструментальных ансамблей Содержание частей стало более глубоким,
особенно важна стала первая часть сонаты, где несколько музыкальных тем
ведут между собой разговор или спор. В сонатном аллегро появилось четкое
разграничение трех разделов – экспозиции, разработки и репризы.
Экспозиция состоит из двух тем: главной, определяющей характер и
направленность дальнейшего развития, активной и действенной; побочной -
контрастирующей
главной
теме,
лирической
или
сосредоточенной
в
тональности доминанты. Между этими темами существует связующая
партия, осуществляющая плавный переход тональностей.
Разработка – активное развитие тематического материала, любой из
тем или тематического оборота, изложенного в экспозиции, тональное
развитие. Для нее характерны яркие контрасты, частые смены тональностей.
Реприза – это видоизмененное повторение экспозиции, приводящая
тональное различие тем к единству, главная и побочная темы звучат в
основной тональности. Очень часто сонатная форма заканчивается кодой, в
которой окончательно закрепляется основная тональность.
Важным этапом в истории фортепианной сонаты стало творчество
Л.Бетховена. Традиционный сонатный цикл обновлялся – наряду с частями,
составляющими основу классической сонаты, в нее входят марши (№12,28),
фуги (№28,29,31) инструментальные речитативы (№17), №14 начинается
сразу как бы со второй части, в №13 - сонатное аллегро отсутствует.
Творчество Бетховена стало кульминацией в истории сонатной формы
и завершило этап развития классической сонаты. Композиторы следующей
исторической эпохи романтизма в поисках развития и обновления, вносили в
сонатную
форму
иные
принципы
-
песенное
начало
(Ф.
Шуберт),
куплетность, вариационность, соединили ее с литературным сюжетом
(Г.Берлиоз), Ф.Лист создал сложный сонатно-симфонический цикл.
8
В 20 веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к
которому
обращались
все
известные
композиторы,
сочиняющие
академическую музыку. Предлагая свое прочтение и трактуя данный
музыкальный жанр в духе нового времени, композиторы придавали ему
совершенно иной облик. (Г. Форе, М. Равель, К. Дебюсси, Б. Барток и т.д.)
Огромен вклад в развитие «сонаты» русских композиторов С. Рахманинова,
Н. Метнера, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и т.д. Развитие атональной
современной музыки лишает сонатную форму важнейшего принципа
тональных
соотношений,
возникают
индивидуализированные
варианты
сонат.
9
Список рекомендованной литературы:
1.
Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1– М.,1995
2.
Ливанова
Г.
История
западноевропейской
музыки
до
1789г.
–
М.
Музыка1982
3.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. –М.,1979
4.
Протопопов В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 19в. – М.
Музыка 2002
5.
Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. – СПб. М. 2004
6.
Холопова В. Формы музыкальных произведений. – СПб, 2001
7.
Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: вариационная форма. –
М., 1974
10