Напоминание

" Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Фомина Жанна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Красная Шапочка"
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль фольклора в развитии детей

Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически

организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к

ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у

младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.

Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения

наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как

сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах детского

фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку

рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое

личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке,

что делает его человеком нравственным. Развивают в ребенке чувства принадлежности к

своему народу, его культуре, чувство родного языка. Чем раньше вы начнете знакомить

малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш

ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои

эмоции. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о

нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает

психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоция помогает

координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор

способствует эстетическому ржКруг детского чтения от 2 до 4 лет Роль фольклора в

развитии детей Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга

к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной

интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они

тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с

этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского

фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная

мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти

произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника,

так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах

детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку

рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое

личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке,

что делает его человеком нравственным. Развивают в ребенке чувства принадлежности к

своему народу, его культуре, чувство родного языка. Чем раньше вы начнете знакомить

малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш

ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои

эмоции. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о

нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает

психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоция помогает

координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор

способствует эстетическому развитию малышей. В младшем дошкольном возрасте

хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые

сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогаю*

малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту

ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка,

активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки,

взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность,

вызывая эмоциональные реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-

перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

Роль сказок в развитии детей

Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и

животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто

перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. У этих малышей внимание еще не

устойчиво, а значит стихи, рассказы и сказки должны быть небольшими по объему. В

этом возрасте им будут очень интересны книжки-раскладушки с подвижными

персонажами. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже

разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся

кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных,

волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).

Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные

сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку

можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных

ситуаций. Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают

детям,2—4 лет весшые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям

преимущественно в младшем, дошкольном И возрасте. Их сюжеты просты и понятны

даже самым маленьким читателям.

Список сказок для чтения детям 2—4 лет:

Русские сказки «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лапти- щи»,

украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс»,

чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская

сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки

«Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям

сказок, педагог должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок

имеют варианты в авторской обработке. С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая

сказка»; В. Бианки. «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер. «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л.

Куликов. «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева. «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен. Из книги

«Оле-Лукойе»; А. Прёйсен. «Весёлый Новый год»; А. Баллинт. Из книги «Гном Гномыч и

Изюмка»; JI. Муур. «Крошка Енот»; Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И.

Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка

четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт. «Ослик Мафии и его

друзья»; А. Прёйсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти ». Роль стихов в

развитии детей Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные

произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При

повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и

утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему

словами и выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой

культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша,

четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на

рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические

ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. Важным

средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература.

Поэтому детям младшей группы можно предложить послушать стихотворения русской

поэтической школы в сокращённом виде. Я. Грот. «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер.

«Подписи к картинкам»; К. Льдов. «Саша-замарашка»; И. Никитин. «Детство весёлое»; Р.

Кудашева. «Игра»; С. Есенин. «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений,

обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых

проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи

(стихосложение, поэтическая лексика и фонетика). В круг детского чтения обязательно

должны войти и специфические детские жанры, например сказочные повести,

рассказывающие о мальчиках и девочках. Произведения устного народного творчества, в

которых рассказывается о мальчиках: «Ехал Санечка-дружок»; «Водичка, водичка, умой

Санино личико»; «Накормили Саньку»; «Барашеньки-крутороженьки Саню потешали»;

«Саня, Саня, карапуз»; «Купим Сане валенки» и др. Поэзия народов мира: «Только

мальчик Джонни не» ложится спать»; • Это Джон- зайчик»; «Из чего только сделаны

мальчики»; «Король Пипин» и др. Произведения устного народного творчества, в которых

рассказывается о девочках: «Пошла Маня на базар»; «Наша-то хозяюшка сметли- зая

была»; «Расти, коса, до пояса»; «Наша Маша маленькая»; «Маша варежку надела»; «Чики,

чики, чикалочки» и др. Поэзия народов мира: «У Пэгги был весёлый гусь»; «Наша девочка

шалунья и плутовка»; «Из чего только сделаны девочки»; «У маленькой Мэри большая

потеря» и др. Уже в младших группах детского сада детей нужно начинать знакомить с

драматическим искусством (Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (в переводе И. Токмаковой).

Список стихотворений и стихотворных сказок для чтения детям 2—4 лет

Е. Благинина. Стихи («Ёлка», «Осень спросим»); М. Дружинина. «Здравствуй, белка» и

др.; Э. Котляр. Стихи; Г. Лагздынь. Стихи; Ю. Мориц. Стихи; И. Пивоварова. «Жила-

была собака» и др.; И. Токмакова. Стихи; Д. Хармс. «Бульдог и таксик» и др.; К.

Чуковский. «Закаляка», «Цыплёнок», «Айболит и воробей», «Топтыгин и лиса»; Б.

Заходер. «Про сома», «Суринамская Пипа», «Про белугу», «Рыбская песня» и др.; В.

Берестов. Стихи; Ю. Тувим. Стихи; А. Введенский. «Щенок и котёнок», «Песенка про

лошадку»: JI. Квитко. «Жучок» и др.; С. Михалков. «Про девочку, которая плохс кушала»

и др.; А. Прокофьев. «Сказочки для маленьких» и др.: В. Степанов. «Как живёте?» и др.

Стихотворения и рассказы о детях, детском саде С. Маршак. «Сад идёт», «Ванька-

встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про книжки»; С. Михалков. «Про

девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский. «Страшная история»; Э. Мошковская.

«Митя и рубашка», «Сто ребят — детский сад»; В. Топорков. «Детский сад»; Н. Найдёнов.

«ОльгаПавловна»; А. Барто. «Зарядка», «Игра», «Игра в стадо», «Мы — моряки», «Игра в

слова», «Арифметика», «Имя и фамилия», «Буква «Р». Поэтические произведения для

чтения детям (в сокращении) А. Пушкин. «Ель растёт перед дворцом...», «У лукоморья

дуб зелёный...»; М. Лермонтов. «Морская царевна»; А. Майков. «Спи, дитя моё, усни...»;

А. Плещеев. «Огни погасли в доме»; О. Беляевская. «Сон- дрёма»; К. Бальмонт. «Светлый

мир», «Детский мир»; Г. Галина. «Песня Золушки»; М. Пожарова. «Шарики да кубарики»,

«Колыбельная песенка»; М. Цветаева. «У кроватки». Роль загадок в развитии детей

Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны быть включены в круг детского

чтения. Многие загадки представляют минимизированный аналог сказки. Дети этого

возраста любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их

отгадыванивитию малышей. В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки,

потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения

ребенка, способствуют его физическому развитию, помогаю* малышу легче переносить

не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой

происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное

общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их

движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая Иоциональные

реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид

прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Роль сказок в развитии детей

Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и

животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто

перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. У 'этих малышей внимание еще не

устойчиво, а значит стихи, рассказы и сказки должны быть небольшими по объему. В

этом возрасте им будут очень интересны книжки-раскладушки с подвижными

персонажами. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже

разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся

кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных,

волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).

Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные

сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку

можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных

ситуаций. Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают

детям,2—4 лет весшые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям

преимущественно в младшем, дошкольном возрасте. Их сюжеты просты и понятны даже

самым маленьким читателям. Список сказок для чтения детям 2—4 лет: русские сказки

«Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лапти- щи», украинская

сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка

«Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка

«Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк,

улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям сказок,

педагог должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют

варианты в авторской обработке. С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая

сказка»; В. Бианки. «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер. «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л.

Куликов. «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева. «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен. Из книги

«Оле-Лукойе»; А. Прёйсен. «Весёлый Новый год»; А. Баллинт. Из книги «Гном Гномыч и

Изюмка»; JI. Муур. «Крошка Енот»; Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И.

Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка

четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт. «Ослик Мафии и его

друзья»; А. Прёйсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти ».

Роль стихов в развитии детей

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения,

отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении

дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в

чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и

выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры

речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко

выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся

словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и

добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. Важным средством

приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. Поэтому детям

младшей группы можно предложить послушать стихотворения русской поэтической

школы в сокращённом виде. Я. Грот. «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер. «Подписи к

картинкам»; К. Льдов. «Саша-замарашка»; И. Никитин. «Детство весёлое»; Р. Кудашева.

«Игра»; С. Есенин. «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений, обязательно нужно

читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие

словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая

лексика и фонетика). В круг детского чтения обязательно должны войти и специфические

детские жанры, например сказочные повести, рассказывающие о мальчиках и девочках.

Произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о мальчиках:

«Ехал Санечка-дружок»; «Водичка, водичка, умой Санино личико»; «Накормили Саньку»;

«Барашеньки-крутороженьки Саню потешали»; «Саня, Саня, карапуз»; «Купим Сане

валенки» и др. Поэзия народов мира: «Только мальчик Джонни не» ложится спать»; • Это

Джон- зайчик»; «Из чего только сделаны мальчики»; «Король Пипин» и др. Произведения

устного народного творчества, в которых рассказывается о девочках: «Пошла Маня на

базар»; «Наша-то хозяюшка сметли- зая была»; «Расти, коса, до пояса»; «Наша Маша

маленькая»; «Маша варежку надела»; «Чики, чики, чикалочки» и др. Поэзия народов

мира: «У Пэгги был весёлый гусь»; «Наша девочка шалунья и плутовка»; «Из чего только

сделаны девочки»; «У маленькой Мэри большая потеря» и др. Уже в младших группах

детского сада детей нужно начинать знакомить с драматическим искусством (Б. Поттер.

«Ухти-Тухти» (в переводе И. Токмаковой). Список стихотворений и стихотворных сказок

для чтения детям 2—4 лет Е. Благинина. Стихи («Ёлка», «Осень спросим»); М.

Дружинина. «Здравствуй, белка» и др.; Э. Котляр. Стихи; Г. Лагздынь. Стихи; Ю. Мориц.

Стихи; И. Пивоварова. «Жила- была собака» и др.; И. Токмакова. Стихи; Д. Хармс.

«Бульдог и таксик» и др.; К. Чуковский. «Закаляка», «Цыплёнок», «Айболит и воробей»,

«Топтыгин и лиса»; Б. Заходер. «Про сома», «Суринамская Пипа», «Про белугу»,

«Рыбская песня» и др.; В. Берестов. Стихи; Ю. Тувим. Стихи; А. Введенский. «Щенок и

котёнок», «Песенка про лошадку»: JI. Квитко. «Жучок» и др.; С. Михалков. «Про девочку,

которая плохс кушала» и др.; А. Прокофьев. «Сказочки для маленьких» и др.: В.

Степанов. «Как живёте?» и др. Стихотворения и рассказы о детях, детском саде С.

Маршак. «Сад идёт», «Ванька- встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про

книжки»; С. Михалков. «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский. «Страшная

история»; Э. Мошковская. «Митя и рубашка», «Сто ребят — детский сад»; В. Топорков.

«Детский сад»; Н. Найдёнов. «Ольга Павловна»; А. Барто. «Зарядка», «Игра», «Игра в

стадо», «Мы — моряки», «Игра в слова», «Арифметика», «Имя и фамилия», «Буква «Р».

Поэтические произведения для чтения детям (в сокращении) А. Пушкин. «Ель растёт

перед дворцом...», «У лукоморья дуб зелёный...»; М. Лермонтов. «Морская царевна»; А.

Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; А. Плещеев. «Огни погасли в доме»; О. Беляевская.

«Сон- дрёма»; К. Бальмонт. «Светлый мир», «Детский мир»; Г. Галина. «Песня Золушки»;

М. Пожарова. «Шарики да кубарики», «Колыбельная песенка»; М. Цветаева. «У

кроватки».

Роль загадок в развитии детей Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны

быть включены в круг детского чтения. Многие загадки представляют минимизированный

аналог сказки. Дети этого возраста любят, когда им загадывают загадки, и с

удовольствием участвуют в их отгадывании.



В раздел образования