Автор: Фомина Жанна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Красная Шапочка"
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль фольклора в развитии детей
Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически
организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к
ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у
младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.
Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения
наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как
сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах детского
фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку
рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое
личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке,
что делает его человеком нравственным. Развивают в ребенке чувства принадлежности к
своему народу, его культуре, чувство родного языка. Чем раньше вы начнете знакомить
малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш
ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои
эмоции. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о
нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает
психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоция помогает
координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор
способствует эстетическому ржКруг детского чтения от 2 до 4 лет Роль фольклора в
развитии детей Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга
к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной
интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они
тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с
этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского
фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная
мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти
произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника,
так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах
детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку
рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое
личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке,
что делает его человеком нравственным. Развивают в ребенке чувства принадлежности к
своему народу, его культуре, чувство родного языка. Чем раньше вы начнете знакомить
малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш
ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои
эмоции. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о
нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает
психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоция помогает
координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор
способствует эстетическому развитию малышей. В младшем дошкольном возрасте
хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые
сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогаю*
малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту
ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка,
активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки,
взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность,
вызывая эмоциональные реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-
перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.
Роль сказок в развитии детей
Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и
животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто
перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. У этих малышей внимание еще не
устойчиво, а значит стихи, рассказы и сказки должны быть небольшими по объему. В
этом возрасте им будут очень интересны книжки-раскладушки с подвижными
персонажами. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже
разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся
кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных,
волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).
Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные
сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку
можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных
ситуаций. Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают
детям,2—4 лет весшые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям
преимущественно в младшем, дошкольном И возрасте. Их сюжеты просты и понятны
даже самым маленьким читателям.
Список сказок для чтения детям 2—4 лет:
Русские сказки «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лапти- щи»,
украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс»,
чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская
сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки
«Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям
сказок, педагог должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок
имеют варианты в авторской обработке. С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая
сказка»; В. Бианки. «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер. «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л.
Куликов. «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева. «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен. Из книги
«Оле-Лукойе»; А. Прёйсен. «Весёлый Новый год»; А. Баллинт. Из книги «Гном Гномыч и
Изюмка»; JI. Муур. «Крошка Енот»; Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И.
Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка
четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт. «Ослик Мафии и его
друзья»; А. Прёйсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти ». Роль стихов в
развитии детей Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные
произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При
повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и
утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему
словами и выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой
культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша,
четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на
рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические
ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. Важным
средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература.
Поэтому детям младшей группы можно предложить послушать стихотворения русской
поэтической школы в сокращённом виде. Я. Грот. «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер.
«Подписи к картинкам»; К. Льдов. «Саша-замарашка»; И. Никитин. «Детство весёлое»; Р.
Кудашева. «Игра»; С. Есенин. «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений,
обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых
проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи
(стихосложение, поэтическая лексика и фонетика). В круг детского чтения обязательно
должны войти и специфические детские жанры, например сказочные повести,
рассказывающие о мальчиках и девочках. Произведения устного народного творчества, в
которых рассказывается о мальчиках: «Ехал Санечка-дружок»; «Водичка, водичка, умой
Санино личико»; «Накормили Саньку»; «Барашеньки-крутороженьки Саню потешали»;
«Саня, Саня, карапуз»; «Купим Сане валенки» и др. Поэзия народов мира: «Только
мальчик Джонни не» ложится спать»; • Это Джон- зайчик»; «Из чего только сделаны
мальчики»; «Король Пипин» и др. Произведения устного народного творчества, в которых
рассказывается о девочках: «Пошла Маня на базар»; «Наша-то хозяюшка сметли- зая
была»; «Расти, коса, до пояса»; «Наша Маша маленькая»; «Маша варежку надела»; «Чики,
чики, чикалочки» и др. Поэзия народов мира: «У Пэгги был весёлый гусь»; «Наша девочка
шалунья и плутовка»; «Из чего только сделаны девочки»; «У маленькой Мэри большая
потеря» и др. Уже в младших группах детского сада детей нужно начинать знакомить с
драматическим искусством (Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (в переводе И. Токмаковой).
Список стихотворений и стихотворных сказок для чтения детям 2—4 лет
Е. Благинина. Стихи («Ёлка», «Осень спросим»); М. Дружинина. «Здравствуй, белка» и
др.; Э. Котляр. Стихи; Г. Лагздынь. Стихи; Ю. Мориц. Стихи; И. Пивоварова. «Жила-
была собака» и др.; И. Токмакова. Стихи; Д. Хармс. «Бульдог и таксик» и др.; К.
Чуковский. «Закаляка», «Цыплёнок», «Айболит и воробей», «Топтыгин и лиса»; Б.
Заходер. «Про сома», «Суринамская Пипа», «Про белугу», «Рыбская песня» и др.; В.
Берестов. Стихи; Ю. Тувим. Стихи; А. Введенский. «Щенок и котёнок», «Песенка про
лошадку»: JI. Квитко. «Жучок» и др.; С. Михалков. «Про девочку, которая плохс кушала»
и др.; А. Прокофьев. «Сказочки для маленьких» и др.: В. Степанов. «Как живёте?» и др.
Стихотворения и рассказы о детях, детском саде С. Маршак. «Сад идёт», «Ванька-
встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про книжки»; С. Михалков. «Про
девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский. «Страшная история»; Э. Мошковская.
«Митя и рубашка», «Сто ребят — детский сад»; В. Топорков. «Детский сад»; Н. Найдёнов.
«ОльгаПавловна»; А. Барто. «Зарядка», «Игра», «Игра в стадо», «Мы — моряки», «Игра в
слова», «Арифметика», «Имя и фамилия», «Буква «Р». Поэтические произведения для
чтения детям (в сокращении) А. Пушкин. «Ель растёт перед дворцом...», «У лукоморья
дуб зелёный...»; М. Лермонтов. «Морская царевна»; А. Майков. «Спи, дитя моё, усни...»;
А. Плещеев. «Огни погасли в доме»; О. Беляевская. «Сон- дрёма»; К. Бальмонт. «Светлый
мир», «Детский мир»; Г. Галина. «Песня Золушки»; М. Пожарова. «Шарики да кубарики»,
«Колыбельная песенка»; М. Цветаева. «У кроватки». Роль загадок в развитии детей
Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны быть включены в круг детского
чтения. Многие загадки представляют минимизированный аналог сказки. Дети этого
возраста любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их
отгадыванивитию малышей. В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки,
потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения
ребенка, способствуют его физическому развитию, помогаю* малышу легче переносить
не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой
происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное
общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их
движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая Иоциональные
реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид
прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Роль сказок в развитии детей
Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и
животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто
перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. У 'этих малышей внимание еще не
устойчиво, а значит стихи, рассказы и сказки должны быть небольшими по объему. В
этом возрасте им будут очень интересны книжки-раскладушки с подвижными
персонажами. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже
разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся
кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных,
волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).
Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные
сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку
можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных
ситуаций. Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают
детям,2—4 лет весшые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям
преимущественно в младшем, дошкольном возрасте. Их сюжеты просты и понятны даже
самым маленьким читателям. Список сказок для чтения детям 2—4 лет: русские сказки
«Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лапти- щи», украинская
сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка
«Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка
«Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк,
улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям сказок,
педагог должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют
варианты в авторской обработке. С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая
сказка»; В. Бианки. «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер. «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л.
Куликов. «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева. «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен. Из книги
«Оле-Лукойе»; А. Прёйсен. «Весёлый Новый год»; А. Баллинт. Из книги «Гном Гномыч и
Изюмка»; JI. Муур. «Крошка Енот»; Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И.
Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка
четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт. «Ослик Мафии и его
друзья»; А. Прёйсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти ».
Роль стихов в развитии детей
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения,
отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении
дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в
чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и
выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры
речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко
выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся
словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и
добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. Важным средством
приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. Поэтому детям
младшей группы можно предложить послушать стихотворения русской поэтической
школы в сокращённом виде. Я. Грот. «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер. «Подписи к
картинкам»; К. Льдов. «Саша-замарашка»; И. Никитин. «Детство весёлое»; Р. Кудашева.
«Игра»; С. Есенин. «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений, обязательно нужно
читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие
словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая
лексика и фонетика). В круг детского чтения обязательно должны войти и специфические
детские жанры, например сказочные повести, рассказывающие о мальчиках и девочках.
Произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о мальчиках:
«Ехал Санечка-дружок»; «Водичка, водичка, умой Санино личико»; «Накормили Саньку»;
«Барашеньки-крутороженьки Саню потешали»; «Саня, Саня, карапуз»; «Купим Сане
валенки» и др. Поэзия народов мира: «Только мальчик Джонни не» ложится спать»; • Это
Джон- зайчик»; «Из чего только сделаны мальчики»; «Король Пипин» и др. Произведения
устного народного творчества, в которых рассказывается о девочках: «Пошла Маня на
базар»; «Наша-то хозяюшка сметли- зая была»; «Расти, коса, до пояса»; «Наша Маша
маленькая»; «Маша варежку надела»; «Чики, чики, чикалочки» и др. Поэзия народов
мира: «У Пэгги был весёлый гусь»; «Наша девочка шалунья и плутовка»; «Из чего только
сделаны девочки»; «У маленькой Мэри большая потеря» и др. Уже в младших группах
детского сада детей нужно начинать знакомить с драматическим искусством (Б. Поттер.
«Ухти-Тухти» (в переводе И. Токмаковой). Список стихотворений и стихотворных сказок
для чтения детям 2—4 лет Е. Благинина. Стихи («Ёлка», «Осень спросим»); М.
Дружинина. «Здравствуй, белка» и др.; Э. Котляр. Стихи; Г. Лагздынь. Стихи; Ю. Мориц.
Стихи; И. Пивоварова. «Жила- была собака» и др.; И. Токмакова. Стихи; Д. Хармс.
«Бульдог и таксик» и др.; К. Чуковский. «Закаляка», «Цыплёнок», «Айболит и воробей»,
«Топтыгин и лиса»; Б. Заходер. «Про сома», «Суринамская Пипа», «Про белугу»,
«Рыбская песня» и др.; В. Берестов. Стихи; Ю. Тувим. Стихи; А. Введенский. «Щенок и
котёнок», «Песенка про лошадку»: JI. Квитко. «Жучок» и др.; С. Михалков. «Про девочку,
которая плохс кушала» и др.; А. Прокофьев. «Сказочки для маленьких» и др.: В.
Степанов. «Как живёте?» и др. Стихотворения и рассказы о детях, детском саде С.
Маршак. «Сад идёт», «Ванька- встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про
книжки»; С. Михалков. «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский. «Страшная
история»; Э. Мошковская. «Митя и рубашка», «Сто ребят — детский сад»; В. Топорков.
«Детский сад»; Н. Найдёнов. «Ольга Павловна»; А. Барто. «Зарядка», «Игра», «Игра в
стадо», «Мы — моряки», «Игра в слова», «Арифметика», «Имя и фамилия», «Буква «Р».
Поэтические произведения для чтения детям (в сокращении) А. Пушкин. «Ель растёт
перед дворцом...», «У лукоморья дуб зелёный...»; М. Лермонтов. «Морская царевна»; А.
Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; А. Плещеев. «Огни погасли в доме»; О. Беляевская.
«Сон- дрёма»; К. Бальмонт. «Светлый мир», «Детский мир»; Г. Галина. «Песня Золушки»;
М. Пожарова. «Шарики да кубарики», «Колыбельная песенка»; М. Цветаева. «У
кроватки».
Роль загадок в развитии детей Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны
быть включены в круг детского чтения. Многие загадки представляют минимизированный
аналог сказки. Дети этого возраста любят, когда им загадывают загадки, и с
удовольствием участвуют в их отгадывании.