Автор: Магомеднабиева Сумхарай Шагабудиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ СПО
Раздел: среднее профессиональное
ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО
•
Стратегия педагогической поддержки
выступает важным ориентиром
современного образования, который
связан с практическим воплощением
положений о личностно ориентированном
подходе в воспитании и обучении. Этим
объясняется интерес к педагогической
поддержке как необходимому
компоненту образовательного
процесса.
•
Первоначальные исследования в области
педагогической поддержки замыкались на проблемах
ребенка и возможности их самостоятельного решения
при условии поддержки взрослого. Постепенно
содержание педагогической поддержки расширилось,
и она, проникая в сферу образования, стала
признаваться одним из важнейших его принципов.
Проблемы (трудности) могут возникнуть при
адаптации обучающегося к новым
условиям, в процессе обучения,
социализации, самоопределения,
самореализации, перехода на новый
(профессиональный) уровень образования.
В условиях педагогического колледжа мы видим цель
педагогической поддержки в создании условий для
проявления обучающимся активности и самостоятельности
в решении собственных проблем. Таким образом,
предметом педагогической поддержки являются:
•
проблемы студентов в обучении (неуспеваемость по
одному или ряду предметов, напряженность в отношениях
с педагогами и родителями как следствие
неуспеваемости);
•
трудности, обусловленные социальной дезадаптацией
(если поведение студента не соответствует общепринятым
нормам или
студент «не вписался» в коммуникативную
систему учебной группы).
Объектом педагогической поддержки
являются студенты и их индивидуально-
личностные проблемы.
В ситуации педагогической поддержки и
педагог, и студент являются субъектами, так
как каждый из них проявляет себя,
свой характер, свое отношение к
людям и проблеме.
Взяв за основу педагогической поддержки именно
проблемы обучающегося, сама поддержка может
рассматриваться нами как особая деятельность, которая
отлична от процессов обучения и воспитания. Однако
проблемы (трудности) не возникают сами по себе, а
связаны с процессами обучения, воспитания, развития,
социализации, адаптации.
Педагогическая поддержка не противостоит основным
образовательным процессам, а дополняет их, находится
внутри них, усиливает их. Если представить
воспитательно-образовательный процесс в колледже
схематично, то очевидно, что педагогическая поддержка
— это не отдельный вид деятельности, а процесс, который
гармонично включен в основные процессы образования.
Педагогическая поддержка, с одной стороны -
главное условие эффективного воспитания, с
другой — сама может быть реализова на только
в системе воспитания. Воспитательная система
существует в конкретной ситуации и
представляет собой комплекс компонентов, в
которые органично входит педагогическая
поддержка.
Деятельность по осуществлению
педагогической поддержки не протекает
спонтанно. Она имеет свои этапы, методы,
принципы, условия.
В качестве этапов педагогической поддержки большинство
иссле
дователей (Т. В. Анохина, Е. А. Александрова, М. В.
Алешина) вы деляют следующие:
1. Диагностический — фиксация факта проблемности,
совместная оценка проблемы с точки зрения значимости.
2. Поисковый — организация поиска причин проблемы
(трудности).
3. Договорный — проектирование действий педагога и
воспитуемого.
4. Деятельностный (реализация).
5. Рефлексивный — этап совместного обсуждения успехов,
неудач,
Рассмотрим этапы педагогической поддержки в учебном
заведении среднего профессионального образования.
Первый этап
Диагностический — установление факта проблемности,
контакта со студентом, осознание и принятие ситуации
проблемы. Основные трудности этого этапа
заключаются в установле нии контакта, так как
отдельная категория студентов неохотно
«раскрывается» перед педагогом. Кроме того,
взаимодействие педагога со студентом должно быть
таким, чтобы у последнего не было ощущения
очередного воспитательного воздействия. Возможность
решения проблемы студент должен рассмотреть с
позиции самообразователь ной ситуации, он должен
понять смысл взаимодействия со взрослым, понять, что
это важно и нужно для него самого.
Внимание следует уделить отношению студента к
себе в ситуации проблемы.
Осознавая трудности в обучении, адаптации и
социализации, мы находим баласт в
неуверенности в себе, низкой самооценке,
пассивном отношении к жизни, стремлении
избежать требований и воздействий. Педагогу
надо быть предельно внимательным при оценке
переживаний, учитывая инди видуальные
особенности каждого человека и его
эмоциональность. Иногда глубокие переживания
могут скрываться за абсолютным внешним
спокойствием.
Второй этап
Поисковый — организация совместно со студентом
поиска причин возникновения проблемы. Изучив
исследования И. Куличковой,
А. Аксиньевой и проведя собственные наблюдения, мы
пришли к выводу:
•
сложные отношения со взрослыми (педагогами,
родителями);
•
отношения со сверстниками
•
низкая или завышенная самооценка
•
поиск эмоционального благополучия;
•
невыраженность профориентированности;
•
недостаток социального опыта
Третий этап
Договорный — проектирование действий
педагога и студента, налаживание отношений,
заключение договора. От этого этапа напрямую
зависит результат всей деятельности. С. М.
Юсфин, Е. Г. Коваленко считают договор
стратегией педагогической поддержки и
убеждены, что без культуры выстраивания
договорных отношений невозможно достичь
согласия и взаимодействия сторон, поскольку не
будет проявления «совместности»
На четвертом
Деятельностном, этапе действует
студент. Со стороны педагога — одобрение,
стимулирование, ориентация на
успешность, поощрение инициативы.
Практика реализации педагогической
поддержки показывает, что студент
отказывается проявлять активность
(действовать) в нескольких случаях:
•
если от его действий ничего не меняется (Зачем идти
заниматся вокалом, если меня не поставят солировать?
Зачем поднимать руку на уроке, если педагог меня
ненавидит? Зачем предлагать какие-то идеи в группе,
если их все равно не примут?);
•
если его собственных сил не хватает (Я не смогу сам
подготовиться к зачету, я не понимаю учебный
материал. Я не знаю, где взять нужную фонограмму. Я
не смогу сам разработать социальный проект.);
•
если его лишили возможности самостоятельно
действовать.
На этом этапе студент ощущает реальную помощь
педагога. Но важно, чтобы эта помощь была конструк
тивной.
Пятый, рефлексивный, этап
Обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов,
констатация факта разрешимости проблемы.
Однако не всегда проблема разрешается, и этот
этап может быть завершающим, а может быть
начальным, поскольку в ходе рефлексии могут
открыться новые обстоятельства, вскрыться новые
причины и проблема может быть
переформулирована, а значит, появится
необходимость в поиске новых решений и путей.
Во взаимодействии «педагог — студент» этот
этап часто направляет на следующий круг
педагогической поддержки, так как проблемы,
очевидные на первый взгляд и принятые
студентом на первом этапе, оказываются
неверно сформулированными, как выясняется
впоследствии. Неудовлетворенность
результатами педагогической поддержки
может вызвать новую волну отчужденности.
Поэтому педагогу необходимо очень
корректно строить анализ, опираясь на
доверительные отношения.
Исходя из принципов, разработанных
О. С. Газманом и ориентированных на ребенка, мы
определили, что успешность педагогической поддержки
зависит от соблюдения следующих принципов:
•
согласие на помощь и поддержку;
•
опора на личные силы и возможности личности;
•
вера в возможности ученика;
•
ориентация на способность личности самостоятельно
преодолевать препятствия;
•
совместность, сотрудничество, содействие;
•
соблюдение конфиденциальности;
•
доброжелательность и безоценочность;
•
безопасность;
Определяя ведущие условия реализации
педагогической поддержки, особое
внимание профессиональным качествам
педагога уделяют большинство
исследователей — М. А. Аксиньева,
В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова. Н. Б.
Крылова считает, что педагог,
осуществляющий поддержку, должен
ограничить себя при оказании помощи
конкретной позицией:
•
педагогическое содержание проблемы
(конкретизация представлений подростка о
нормах понимания);
•
психологические аспекты проблемы
(совершенствование рефлексии
самоконтроля подростка);
•
нравственные чувства (долг, эмпатия,
доброта)