"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность"
Автор: Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС" РАДУГА" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность" Раздел: дошкольное образование
проектную деятельность»
Подготовил:
Воспитатель
МАДОУ «ДС» РАДУГА»
Аджаматова Т.А
г.Новый Уренгой.
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное
воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к
вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы
воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах
Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного
воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в
школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей
является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об
актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному
воспитанию с дошкольного учреждения.
Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные
условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала
детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса
основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных
традициях. Ориентируясь на социальный заказ общества, мы осуществляем
работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:
Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного
народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование
культуры общения с взрослыми и сверстниками.
При организации работы по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников мы используем следующие формы работы: совместная
организация педагогов с родителями православных и фольклорных,
церковных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских
клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-
нравственного воспитания. Так же в нашем дошкольном учреждении
педагоги используют метод проектов, как основное средство патриотического
воспитания. Метод проектов развивает познавательный интерес старших
дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки
сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной
деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Работа над проектом включает в себя семь этапов:
-постановка цели;
-поиск формы реализации проекта;
-разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики
проекта;
-определение направлений поисковой и практической деятельности;
-организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой,
поисковой и практической деятельности;
-работа над частями проекта, коррекция;
-коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Наш проект направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных
ценностей и традиций. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их
активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного
учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и
традиций. Для осуществления нашего проекта и решении задач был
организован круглый стол «Как правильно любить ребенка?», где проводятся
психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы на духовно-
нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки. Задачи воспитания
уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей
и родителей: «Дары Осени», «Мужчины - наши защитники», «Мама, мамочка
моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи,
уважение и почитание хранительницы семейного очага.
Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы
активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и
родителей в спортивной акции «Папа, мама, я - спортивная семья»,
способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей,
занимающихся в спортивных секциях города.
В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению
личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к
себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение
метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает
ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному
формированию нравственно-патриотических чувств.
Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли
качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями.
Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские
отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего
взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители
ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом
воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же
нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному
взаимодействию с воспитателями и психологом.
Список литературы:
Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под
ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в
совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988. - 4
Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания.
Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M.
Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. .
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.
А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .
Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.
Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник).
-Минск, 1990.